Тесты для самоконтроля. 1. Какая направленность, по вашему мнению, доминировала на самом раннем этапе развития

1. Какая направленность, по вашему мнению, доминировала на самом раннем этапе развития философской мысли Беларуси?

а) теологическая;

б) морально-этическая;

в) гуманистическая;

г) атеистическая.

2. Назовите имя мыслителя, с которым связано становление самобытной философской мысли Беларуси:

а) Ф. Скорина;

б) Е. Полоцкая;

в) К. Туровский;

г) Л. Сапега.

3. В произведениях Л. Сапеги получила обоснование идея:

а) патриотизма;

б) национального самосознания;

в) народного просвещения;

г) правового общества и государства.

4. Что К. Лыщинский считал основной причиной существования религии?

а) влечение человеческой души к нравственному идеалу;

б) естественный страх человека перед таинственными силами мира;

в) использование религиозной идеологии для власти над верующими;

г) наивность непросвещенных людей.

5. Выделите отличительную особенность религиозно-философских взглядов Сымона Будного, жившего во второй половине XVI в.:

а) антитринитаризм;

б) идеализм;

в) агностицизм;

г) наукоцентризм.

6. Кто из следующих мыслителей проявлял особый интерес к вопросам права?

а) К. Смолятич;

б) С. Будный;

в) А. Волан;

г) И. Абдиралович.

7. Определите временные рамки белорусского Просвещения:

а) XVII–XVIII в.;

б) XVIII в.;

в) сер. XVIII – нач. XIX вв.;

г) XIX в.

8. Основной целью общества филоматов было:

а) воссоздание Речи Посполитой;

б) национальное просвещение и воспитание молодежи в духе польской культуры;

в) независимость Беларуси;

г) свержение самодержавия.

9. Белорусское национальное самосознание – центральная тема творчества:

а) Е. Полоцкой;

б) К. Туровского;

в) Н. Гусовского;

г) А. Волана.

10. Работу «Адвечным шляхам. Дасьледзіны беларускага светапог-ляду» написал:

а) В. Конон;

б) Е. Карский;

в) И. Абдиралович;

г) В. Самойло.

Л и т е р а т у р а: [7, с. 452–467; 8, с. 66–73; 12, с. 133–148; 14, с. 53–60; 15, с. 133–154; 16, с. 128–148; 24, с. 139–140, 926–927, 1038; 26; 51; 59; 71; 75, с. 103–119].

Тесты для самоконтроля. 1. Какая направленность, по вашему мнению, доминировала на самом раннем этапе развития - student2.ru

2. Период Великого княжества Литовского (XIV–первая половина XVI вв.) Философия Ренессанса и Реформации Ф. Скорина, Н. Гусовский, В. Тяпинский, Л. Сапега, С. Будный, К. Лыщинский, М. Литвин, А. Волан (см. табл.)  
Тесты для самоконтроля. 1. Какая направленность, по вашему мнению, доминировала на самом раннем этапе развития - student2.ru

Т а б л и ц а 4.1. Основные направления белорусской философской мысли
(Возрождение, Реформация, Контрреформация)

Направления Характеристика (идеи)
Гуманистическое Ф. Скорина, Н. Гусовский, М. Литвин, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, Л. Сапега ● поиск возможностей сочетания античного, средневекового и ренессансного наследия ● акцентирование этической и социально-поли-тической проблематики ● понимание философии как важной практической дисциплины, которая существует для усовершенствования социальных, политических, религиозных и других институтов и общества в целом  
Реформационно-гуманистическое С. Зизаний, М. Чаховиц, Ф. Косой и др. ● акцентирование личной веры и значимости Священного Писания ● в гносеологии – понимание истины как результата религиозно-интуитивного прозрения, связанного с индивидуальным осмыслением Библии ● приоритет аксиологической составляющей (значимость таких социально-нравственных ценностей как равенство, братство, гуманность) ● обоснование необходимости духовного возрождения человека и общества  
Атеистическое С. Лован, К. Бекеш, К. Лыщинский ● отрицание схоластического, теологического наследия, признание несостоятельности зависимой от теологии философии ● обращение к рационалистической мысли античности и европейского Возрождения ● в онтологии – материалистическое решение проблемы происхождения мира ● в гносеологии – приоритет эмпирических и рациональных средств познания действительности ● в этике – утверждение естественного источника происхождения человеческой нравственности  
Схоластическая философия периода Контрреформации В. Тылковский, М. Сми-глецкий, С. Лауксмин, Л. Залусский ● синтез идей Ф. Аквинского и номинализма Д. Скота ● систематизация схоластической традиции и раз-работка новой классификации научного знания ● философия как инструмент усовершенствования человеческой природы ● акцентирование внимания на проблемах этики и политики  

М о д у л ь 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

(темы 5–9)

Задачи студентов по изучению материала модуля № 2:

1)знать: основные принципы философского анализа бытия; смысл и содержание глобальных проблем в системе «человек-общество-природа» и основные теоретико-практические варианты их решения; важнейшие ценности современного общества и личности; социокультурные основания и закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной); основные формы, принципы, законы и механизмы познавательной деятельности; философские методы анализа и регулятивы научного исследования; основные философские модели общества; факторы и источники социальной динамики; роль философии в полилоге культур в современном мире; перспективы развития современного общества в контексте реализации стратегии устойчивого развития.

2)уметь:использовать основные принципы диалектики и синергетики при объяснении природных и социокультурных процессов; характеризовать основные закономерности устройства природного мира во взаимосвязи с областью своей будущей профессиональной деятельности; позиционировать свое понимание смысла человеческого бытия; формулировать и аргументировать аксиологические ориентиры своей жизни и профессиональной деятельности; обоснованно осуществлять собственный ценностно-мировоззренческий выбор; применять навыки познавательной деятельности при анализе мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций; формулировать и аргументировать свою социальную позицию; оценивать состояние глобальных проблем современности, возможности собственного участия в их решении, в том числе в ходе профессиональной деятельности.

Наши рекомендации