Софисты и Сократ, Самопознание, как цель философии, Этический идеализм Сократа

Человек, по мнению античных философов – частичка КОСМОСА. Он есть подражание космосу, он микрокосм, во всех своих чертах повторяющий макрокосм.

В V в. до н. э. в связи с развитием античного полиса происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии.

Основоположником в исследовании проблема человека стали софисты (мудрость) Протагор, Горгий. В философии софистов человек становится единственным бытием. Протагор сформулировал этот тезис следующим образом «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».

Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий (релятивизм), искусству красноречия, основ педагогики и юриспруденции.

Дополнительно по данному вопросу можно также использовать следующую литературу [2; 3; 5].

Рассматривая философию Сократа (470–399 гг. до н. э.) студенту необходимо также уяснить суть мировоззрения основоположника этического идеализма.

Основопологающая способность человека – это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание.

Сократ создает метод (майевтику), который помогает человеку обрести знания, помогает рождению человеческой мысли.

Исходным началом метода Сократа является ирония «Я знаю, что ничего не знаю, но остальные не знают и этого».

Философия с точки зрения Сократа это и есть способ познания добра и зла. Это познание Сократ осуществляет в виде бесед, диалога.

Истина и нравственность для Сократа совпадающие понятия. По Сократу, знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствуют его блаженству, жизненному счастью.

Для лучшего усвоения вышеизложенного материала студент может использовать источники [3; 8; 11].

Литература

1. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М. : Наука, 1976. – 55 с.

2. Канке, В. А. Философия / В. А. Канке. – М. : Логос, 2000. – 200 с.

3. Кессиди, Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. – М. : Мысль, 1988. – 200 с.

4. История философии в кратком изложении. – М. : Мысль, 1994. – 510 с.

5. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 28–30.

6. Надточаев, Н. С. Философия и наука в эпоху античности / Н. С. Надточаев. – М. : Наука, 1980. – 287 с.

7. Невлева, И. М. Философия : учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Невлева. – М. : РДЛ, 2002. – С. 43–47.

8. Скирбекк Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. – С. 59–85.

9. Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М. : Юрист, 2002. – С. 30–37.

10. Філософія : навч. посібник / за ред. І. Ф. Надольного. – 2-е вид., перероб. і доп. – К. : Вікар, 2001. – С. 29–33.

11. Шуков, В. А. Апология свободомыслия Сократа / В. А. Шуков // Вопросы философии. – 2001. – № 12. – С. 140–152.

Философия Платона

По мнению Платона, чувственно предметный мир не может рассматриваться, как подлинное бытие, истинное бытие вообще не может быть вещественным. ВЕЧНЫМ, не имеющим возникновения и всегда тождественным самому себе бытием являются идеи (ЭЙДОСЫ), а чувственно предметный мир выступает тенью этих идей.

Вещи предметного мира связаны с миром идей двояким образом:

– во-первых, вещь причастна своей идее, как тень предмета причастна самому предмету;

– во-вторых, идеи выступают идеалами предметов и явлений чувственного мира.

Таким образом, Платон как бы разрывает мир на два мира – идеальный и чувственно-предметный мир.

Наиболее полно ответ на данный вопрос студент может найти в таких источниках [1; 3; 6].

По Платону познание есть воспоминание. Подлинным миром, по Платону, является мир идей и он выступает целью познания. Достигается эта цель с помощью души, которая до того, как вселится в тело человека, как в свою темницу, обитала в мире идей и могла созерцать их. «Раз душа бессмертна, – пишет Платон в диалоге «Менон», – часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что и насчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно».

Наиболее полно ответ на данный вопрос студент найдет в источниках [2; 4; 6].

Платон анализирует проблемы человека и общества с точки зрения того, насколько они соответствуют идеалу, образцу. Все существующие государства, по мнению Платона, несовершенны (олигархия, демократия, тимократия и др.). В противоположность данным формам государства, Платон, вводит категорию ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА, которое характеризуется тем, что высшим принципом его организации является справедливость.

Студент должен уяснить, что три социальные страты в идеальном государстве (философы, воины, ремесленники и крестьяне) соответствуют трем видам души.

Дополнительную литературу можно найти в следующих источниках [1; 5; 6; 8].

Литература

1. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М. : Наука, 1976. – 55 с.

2. Канке, В. А. Философия / В. А. Канке. – М. : Логос, 2000. – 200 с.

3. История философии в кратком изложении. – М. : Мысль, 1994. – 510 с.

4. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 22–25.

5. Надточаев, Н. С. Философия и наука в эпоху античности / Н. С. Надточаев. – М. : Наука, 1980. – 287 с.

6. Нарсесянц, В. С. Платон / В. С. Нарсесянц. – М. : Мысль, 1984. – 225 с.

7. Невлева, И. М. Философия : учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Невлева. – М. : РДЛ, 2002. – С. 63–87.

8. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. – С. 86–111.

9. Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М. : Юрист, 2002. – С. 30–37.

10. Філософія : навч. посібник / за ред. І. Ф. Надольного. – 2-е вид., перероб. і доп. – К. : Вікар, 2001. – С. 29–39.

Філософия Аристотеля

Аристотель подверг критике, идеалистическое учение Платона об идеях, как первооснове, или истинном бытие. Аристотель обосновывает реальность существования бытия отдельных чувственных вещей, в которых существует общее и благодаря которым это общее может быть познано.

Для пояснения сущего он выделяет четыре причины:

а) формальную;

б) материальную;

в) побудительную;

г) конечную цель.

Студенту необходимо также уяснить, что определяя материю вечной, Аристотель одновременно рассматривает ее только, как пассивную потенцию,а активность приписывает другим причинам, прежде всегоформе.

При подготовке по данному вопросу студент может использовать следующую литературу [1; 3; 10].

Попытку преодолеть противоположность чувственного и разумного познания предпринимает Аристотель. Это вытекает из его учения о бытие.

ПОЗНАНИЕ начинается с чувственного восприятия конкретных вещей, но целью познания является познание видов или форм, которое достигается абстрогированием от чувственно-конкретных предметов. Аристотель полагает, что, истинное познание связано с мышлением. А способность к мышлению, души человека присуща потому, что он есть порождение КОСМОСА, который тоже мыслит, тоже обладает душой.

Студент при подготовке может воспользоваться следующими источниками [4; 7; 10].

В отличие от Платона, Аристотель по другому подходит к анализу человека, государства и общества. Студент должен обратить внимание на следующие положения:

Главное отличие от животного, по Аристотелю, основывается на способности человека к интеллектуальной и социальной деятельности. «Человек – есть общественное животное».

Аристотель считает собственность одним из важнейших факторов общественной жизни. Но Аристотель выступает против чрезмерного богатства. Он выступает сторонником средней собственности, достаточной для существования гражданина.

Высшей целью государства является общественное благо. Важное значение для развития всех общественных наук имело то обстоятельство, что и Платон и Аристотель, и вообще вся античная философия при исследовании политических и других общественных проблем неразрывно увязывают их с этическими проблемами.

При подготовке к ответу на данный вопрос можно также использовать литературу [1; 3; 10].

Литература

1. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М. : Наука, 1976. – 55 с.

2. Канке, В. А. Философия / В. А. Канке. – М. : Логос, 2000. – 200 с.

3. История философии в кратком изложении. – М. : Мысль, 1994. – 510 с.

4. Лузан, А. А. Введение в философию / А. А. Лузан. – Краматорск : ДГМА, 2009. – С. 24–25, 27 - 28.

5. Надточаев, Н. С. Философия и наука в эпоху античности / Н. С. Надточаев. – М. : Наука, 1980. – 287 с.

6. Невлева, И. М. Философия : учеб. пособие для студентов вузов / И. М. Невлева. – М. : РДЛ, 2002. – С. 9–20.

7. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2001. – С. 115–150.

8. Философия : учебник / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М. : Юрист, 2002. – С. 30–37.

9. Філософія : навч. посібник / за ред. І. Ф. Надольного. – 2-е вид., перероб. і доп. – К. : Вікар, 2001. – С. 11–24, 29 - 39.

10. Чанышев, А. Я. Аристотель / А. Я. Чанышев. – М. :Мысль, 1987. – 227 с.

Наши рекомендации