Формирование предпосылок науки и инженерии в эпоху Возрождения
Технологические знания в эпоху Возрождения (XV – XVI вв.)
Изменяется отношение к изобретательству. Повышается статус архитектора и инженера. В эпоху Возрождения возможности для синтеза науки расширяются (Леонардо да Винчи, Кардана, Стивен).
Развитие мануфактурного производства, строительство гидросооружений развитие артиллерии приводит к развитию баллистики.
Трактат об артиллерии Уффано. Великие географические открытия, развитие прикладных знаний в навигации и кораблестроении.
1) В эпоху возрождения на первое место выходит рациональные научно философские представления с их точки зрений начинается переосмысление средневековых.
2) Новое понимается человеком. Человек – свободный мастер, может стать высшим или низшим существом по своей воле. Человек не отрицает свое божественно творение, однако и сам ощущает себя творцом. Обе указанные особенности приводят к новому пониманию науки, культуры, человеческой деятельности. На место божественных законов постепенно становятся природные, на место скрытых божественных сил, процессов, энергий – скрытые природные процессы.
Формируется новый тип науки, который получил название естественный и инженерия.
Коперник: то, что мы видели, соответствует действительности, после Коперника то, что мы видели, соответствует перевернутому.
Галилей: переосмысливает античные знания с одной стороны, с другой формирует новое повелевание природы. Чтобы определить истинность знаний о природе критерии. Стороня подтвердить свои результаты опытами.
В результате наука начинает пониматься как модель природы. Природа в свою очередь моделируется в науке. Опыт рассматривается как подтверждение научной теории процессом природы.
Он преобразовал опыт в эксперимент ( соответствие теории явления природы устанавливаются технически, т.е. искусственно). В опытном наблюдении природа может вести себя иначе, чем предписывает теория. В эксперименте природа приводится в состояние отвечающее требованиям теории.
Галилей стремится к построению теории, совмещая ее с практикой и инженерными приложениями.
В этот период происходит смена ведущего культурного начала: на первое место снова выходят рациональные, философско-научные представления, с точки зрения которых начинают переосмысляться средневековые понятия. Другая важная особенность ренессансной культуры – новое понимание человека. Человек эпохи Возрождения сознает себя уже не в качестве твари Божьей, а свободным мастером, поставленным в центр мира, который по своей воле и желанию может стать или низшим, или высшим существом. Хотя человек признает свое Божественное происхождение, он и сам ощущает себя творцом.
Обе указанные особенности ренессансной культуры приводят также к новому пониманию понятий природа, наука и человеческое действие. На место Божественных законов постепенно становятся природные, на место скрытых Божественных сил, процессов и энергий – скрытые природные процессы, а природа сотворенная и творящая превращается в понятие природы как источника скрытых естественных процессов, подчиняющихся законам природы. Наука и знания теперь понимаются не только как описывающие природу, но и выявляющие, устанавливающие ее законы. В данном случае выявление законов природы – это только отчасти их описание, что важнее, выявление законов природы предполагает их конституирование. В понятии закона природы проглядывают идеи творения, а также подобия природного и человеческого (природа принципиально познаваема, ее процессы могут служить человеку).
Наконец, необходимым условием деятельности человека, направленной на использование сил и энергий природы, является предварительное познание "законов природы". Другое необходимое условие – определение пусковых действий человека, так сказать, высвобождающих, запускающих процессы природы. Законы природы, считает ренессансный мыслитель, может познать не только святой, но и обычный человек (ученый). Однако пока еще при условии, что он рефлексирует свою деятельность, сверяя ее с Божественным образцом. В этой связи интересно обратить внимание на представление о "естественном маге" (своего рода предтече инженера), появившемся в период Возрождения. Пико делла Мирандола писал, что маг "вызывает на свет силы, как если бы из потаенных мест они сами распространялись и заполняли мир благодаря всеблагости Божьей. Он не столько творит чудеса, сколько скромно прислуживает творящей чудеса природе».
В лице ученого-инженера ренессансный мыслитель может использовать эти законы для творения нужной человеку "новой природы". В результате сближаются и переосмысляются: законы природы и античные начала; познание, рефлексия и технические действия; божественный разум, космос и природа. Однако Возрождение – это, образно говоря, только горн, куда попали для переплавки все перечисленные смыслы понимания природы, драгоценный же новый сплав получается лишь в трудах философов Нового времени.
Ключевой фигурой здесь, безусловно, является Ф.Бэкон. Именно он делает последний шаг, объявляя природу основным объектом новой науки и трактуя природу полностью в естественной модальности. Не меньшее значение имеет трактовка Бэконом природы как условия практического (инженерного) действия, производящего "новую природу", как источника естественных процессов, однако вызванных (запущенных) практическими действиями человека. Не менее важным является установленная Беконом принципиальная связь научного познания и практического действия. Ф.Бэкон соединил три звена: представление о научном познании, об инженерном действии и о природе, как условии и объекте и первого и второго.
С этого периода начинает формироваться понимание природы как бесконечного резервуара материалов, сил, энергий, которые человек может использовать при условии, если опишет в науке законы природы.
Сегодня ренессансные и относящиеся к XVI–XVII столетию представления о природе, науке и возможностях человеческого действия, вероятно, могут быть восприняты как вполне очевидные, соответствующие самой сути (природе) этих вещей. Но было бы ошибкой думать, что именно так и воспринимали эти представления в ту эпоху. Напротив, эти представления были исключительно революционными, их разделяла лишь небольшая группа ученых новой формации. Более того, в те времена даже и для этих ученых подобные представления, отчасти, воспринимались как гипотетическое знание. Действительно, от замысла (реализовать на основе науки силы природы) до реализации дистанция была еще достаточно большая. С современной точки зрения понятно, что это был именно замысел, своеобразный социальный проект (наподобие платоновского государства) и было неизвестно, удастся ли этот замысел реализовать.