Типология философского знания

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра философии

и социально-гуманитарных дисциплин

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Учебно-методический комплекс

для студентов факультета непрерывного образования

по специальности

030503.52 Правоведение

Москва

Автор

Горностаева Людмила Геннадьевнакандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия.

Рецензенты:

Антюшин С.С. – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук Российской академии правосудия;

Торгашев Г.А. – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных, социальных, экономических и информационно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 030503.52 Правоведение

(базовый уровень среднего профессионального образования)

Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 7 от 03 февраля 2009 г.).

СОДЕРЖАНИЕ

Цели и задачи дисциплины………………………………………….………..4

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы…4

Требования к результатам освоения дисциплины……………… ……........ 4

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………..5

Тематически план …………………………...………………..………………5

Программа .........……………………………………………………..………..7

Планы семинарских занятий …………………………………………..……12

Методические рекомендации по организации изучения дисциплин.…….14

Список основной литературы ………………………………………...……..15

Список дополнительной литературы ............................................................15

Вопросы для подготовки к итоговой аттестации ………………………….16

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системного представления о мире и месте человека в нем, развитие культуры мышления и мировоззренческой свободы, интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским и научным оценкам исторических событий и фактов действительности.

Это предполагает решение ряда задач:

-формирование активной гражданской позиции, развитие творческого потенциала, повышение качества будущей профессиональной деятельности;

- выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;

- формирование экологического и космопланетарного сознания;

- умения логично формулировать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

- овладение приемами ведения дискуссии.

Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Философия относится к учебным дисциплинам базовой (обязательной) части гуманитарного и социально-экономического цикла подготовки специалиста юриспруденции.

Минимальные требования к результатам освоения дисциплины

Государственный образовательный стандарт

Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования: человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем.

В результате изучения основ философии студент должен:

- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество часов
 
Общая трудоемкость  
Аудиторные занятия:
Лекции
Семинарские (групповые) занятия
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля зачет
   

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Разделы и темы Дисциплины Аудиторные занятия Лекции Семинары и практические занятия
Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества
Тема 1.1 Философия и мировоззрение  
Тема 1.2 Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания  
Семинар 1. Объект и предмет философии, ее место в системе человеческих знаний.  
Раздел II. История философии
Тема 2.1 Философские системы Древнего Востока.  
Тема 2.2 Философия Древней Греции и Рима.  
Семинар 2. Философский космоцентризм; философия Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Рима.  
Тема 2.3. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения  
Тема 2.4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения  
Семинар 3. Трансформация теоцентризма в антропоцентризм  
Тема 2.5 Немецкая классическая философия  
Тема 2.6 Западная философия XIX - ХХ веков  
Семинар 4. Рационализм и иррационализм в философии XIX - ХХ веков  
Тема 2.8 Основные этапы и особенности развития русской философии  
Семинар 5. Особенности и значение русской философии.  
Раздел III. Проблемы бытия в философии
Тема 3.1 Философия бытия.  
Тема 3.2 Принципы, законы и категории диалектики.  
Семинар 6. Проблемы бытия.  
Раздел IV. Сознание. Мышление. Познание.
Тема 4.1 Происхождение и структура сознания.  
Тема 4.2 Основные вопросы гносеологии.  
Семинар 7. Сознание. Мышление. Познание.  
Раздел V. Философия о человеке и обществе
Тема 5.1 Природа и сущность человека.  
Тема 5.2. Общество. Культура. Цивилизация.  
Семинар 8. Глобальные проблемы современной цивилизации.  
ВСЕГО:

ПРОГРАММА

Тема 1.1 Философия и мировоззрение.

Философия как особая форма общественного сознания. Понятие философии. Философия как вид мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. Исторические виды мировоззрения: миф, религия, философия и их особенности, типы философского мировоззрения. Проблема происхождения философии. Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Основной вопрос философии.

Тема 1.2 Философия, круг ее проблем, функции, структура;

типология философского знания.

Проблема классификации философских школ и направлений. Онтологический подход: материализм, субъективный и объективный идеализм; монизм, дуализм и плюрализм. Методологический подход: метафизика, диалектика. Гносеологический подход: скептицизм, гносеологический оптимизм, агностицизм; рационализм и сенсуализм, рационализм и иррационализм. Аксиологический, этический и эстетический подходы.

Структура философского знания: предмет и важнейшие проблемы разделов философии.

Основные функции философии. Место философии в культуре современного общества.

Наши рекомендации