Типология философского знания
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра философии
и социально-гуманитарных дисциплин
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Учебно-методический комплекс
для студентов факультета непрерывного образования
по специальности
030503.52 Правоведение
Москва
Автор
Горностаева Людмила Геннадьевнакандидат культурологии, старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия.
Рецензенты:
Антюшин С.С. – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных наук Российской академии правосудия;
Торгашев Г.А. – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных, социальных, экономических и информационно-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по направлению подготовки 030503.52 Правоведение
(базовый уровень среднего профессионального образования)
Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 7 от 03 февраля 2009 г.).
СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи дисциплины………………………………………….………..4
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы…4
Требования к результатам освоения дисциплины……………… ……........ 4
Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………..5
Тематически план …………………………...………………..………………5
Программа .........……………………………………………………..………..7
Планы семинарских занятий …………………………………………..……12
Методические рекомендации по организации изучения дисциплин.…….14
Список основной литературы ………………………………………...……..15
Список дополнительной литературы ............................................................15
Вопросы для подготовки к итоговой аттестации ………………………….16
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системного представления о мире и месте человека в нем, развитие культуры мышления и мировоззренческой свободы, интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским и научным оценкам исторических событий и фактов действительности.
Это предполагает решение ряда задач:
-формирование активной гражданской позиции, развитие творческого потенциала, повышение качества будущей профессиональной деятельности;
- выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ;
- формирование экологического и космопланетарного сознания;
- умения логично формулировать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
- овладение приемами ведения дискуссии.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Философия относится к учебным дисциплинам базовой (обязательной) части гуманитарного и социально-экономического цикла подготовки специалиста юриспруденции.
Минимальные требования к результатам освоения дисциплины
Государственный образовательный стандарт
Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования: человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем.
В результате изучения основ философии студент должен:
- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия: | |
Лекции | |
Семинарские (групповые) занятия | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | зачет |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Разделы и темы Дисциплины | Аудиторные занятия | Лекции | Семинары и практические занятия |
Раздел I. Предмет философии и ее роль в жизни общества | |||
Тема 1.1 Философия и мировоззрение | |||
Тема 1.2 Философия, круг ее проблем, функции, структура; типология философского знания | |||
Семинар 1. Объект и предмет философии, ее место в системе человеческих знаний. | |||
Раздел II. История философии | |||
Тема 2.1 Философские системы Древнего Востока. | |||
Тема 2.2 Философия Древней Греции и Рима. | |||
Семинар 2. Философский космоцентризм; философия Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и Рима. | |||
Тема 2.3. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения | |||
Тема 2.4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения | |||
Семинар 3. Трансформация теоцентризма в антропоцентризм | |||
Тема 2.5 Немецкая классическая философия | |||
Тема 2.6 Западная философия XIX - ХХ веков | |||
Семинар 4. Рационализм и иррационализм в философии XIX - ХХ веков | |||
Тема 2.8 Основные этапы и особенности развития русской философии | |||
Семинар 5. Особенности и значение русской философии. | |||
Раздел III. Проблемы бытия в философии | |||
Тема 3.1 Философия бытия. | |||
Тема 3.2 Принципы, законы и категории диалектики. | |||
Семинар 6. Проблемы бытия. | |||
Раздел IV. Сознание. Мышление. Познание. | |||
Тема 4.1 Происхождение и структура сознания. | |||
Тема 4.2 Основные вопросы гносеологии. | |||
Семинар 7. Сознание. Мышление. Познание. | |||
Раздел V. Философия о человеке и обществе | |||
Тема 5.1 Природа и сущность человека. | |||
Тема 5.2. Общество. Культура. Цивилизация. | |||
Семинар 8. Глобальные проблемы современной цивилизации. | |||
ВСЕГО: |
ПРОГРАММА
Тема 1.1 Философия и мировоззрение.
Философия как особая форма общественного сознания. Понятие философии. Философия как вид мировоззрения. Сущность и структура мировоззрения. Исторические виды мировоззрения: миф, религия, философия и их особенности, типы философского мировоззрения. Проблема происхождения философии. Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия. Основной вопрос философии.
Тема 1.2 Философия, круг ее проблем, функции, структура;
типология философского знания.
Проблема классификации философских школ и направлений. Онтологический подход: материализм, субъективный и объективный идеализм; монизм, дуализм и плюрализм. Методологический подход: метафизика, диалектика. Гносеологический подход: скептицизм, гносеологический оптимизм, агностицизм; рационализм и сенсуализм, рационализм и иррационализм. Аксиологический, этический и эстетический подходы.
Структура философского знания: предмет и важнейшие проблемы разделов философии.
Основные функции философии. Место философии в культуре современного общества.