Особенности философского знания.

Основная специфика философского знаниязаключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философияявляется теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой от­дельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Особенности философского знания. - student2.ru

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

•имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

•носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обнов­ляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Основной вопрос философии.

Основнымв философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Об этом пишет Энгельс.

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же вре­мя противоположные характеристики бытия. В связи этим су­ществуют две стороны основного вопроса философии— онтоло­гическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса фи­лософии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного во­проса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в про­цессе познания?

Функции философии.

Функции философии — основные направления применения фи­лософии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять следующие функции философии:

•мировоззренческую;

• методологическую;

• мыслительно-теоретическую;

• гносеологическую;

• критическую;

• аксиологическую;

• социальную;

• воспитательно-гуманитарную;

• прогностическую

2. Мировоззренческая функцияспособствует формированию цело­стности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функциязаключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действи­тельности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").

Мыслительно-теоретическая функциявыражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая— одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции- подвергать сомнению окру­жающий мир и существующее знание, искать их новые черты, ка­чества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функцияфилософии (в переводе с греческо­го axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окру­жающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тор­мозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно уси­ливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция— объяснить общество, причины его воз­никновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функцияфилософии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, приви­вать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора­ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и най­ти смысл жизни.

Прогностическая функциязаключается в том, чтобы на осно­вании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции раз­вития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Состав философского знания.

В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследований превращаются в разделы философского знания – философские науки.

Древние философы говорили, что в философии, как в яйце, можно выделить три основных слоя:

1-й – желток – связан с вопросом: как следует жить? Но для ответа на него надо ответить, как устроен мир, в котором живут люди? Это 2-й слой философского знания – белок. А для получения знаний о мире необходимо решить 3-й вопрос: как познать мир? Решение его образует 3-й слой – скорлупу философского знания. Чтобы добраться до желтка, надо начать со скорлупы, решив вопрос познания.

Разработка указанных вопросов постепенно привела к возникновению 3-х взаимосвязанных, но относительно самостоятельных разделов философского знания:

– исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания занимается теория познания (гносеология);

– основные принципы бытия, определяющие устройство мира, изучает теория бытия (онтология);

– принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах и поступках, устанавливаеттеория морали (этика).

С развитием философии в ее структуре выделяются и другие философские науки: логика – наука о формах и законах рационального мышления; эстетика – наука о художественной деятельности людей и об эстетическом отношении к миру;социальная философия – наука об основных процессах и формах жизни общества; аксиология – наука о моральных ценностях людей: добре, истине, справедливости, красоте и т.д.; методология науки – наука о методах и формах научного познания;антропология – наука о происхождении, существовании и развитии человека; философия истории – наука об общих принципах объяснения человеческой истории и исторического познания; философия права – наука об общих проблемах правоведения.

Различные философские дисциплины не отгорожены друг от друга, немало философских проблем рассматриваются сразу несколькими философскими науками, например, вопрос о ценностях в разных аспектах освещается не только в аксиологии, но и в философии культуры, и в этике (добро как ценность), и в эстетике (красота), и в политэкономии (ценностная теория богатства). Процесс образования отдельных философских наук продолжается и сейчас. Всякий раз, когда выделяется целостный "клубок" проблем, проявляется основа для новой науки, теории, учения, объединяющих и систематизирующих знания об этих проблемах.

Философия и наука.

Философия – прародительница большинства наук. Философы и ученые – в одном лице. Если какие-то теории не устраивали церковь, они принимали жсткие меры.

Возрождение – освобождение от церковной догматики.

Философия становится выше всех наук. Как основной инструмент познания мира. В конце 19ого века возникает 2 основных направления – саентисты (единственная функция философии – прислуживать науке) и антисаентисты(философия – не наука, она выше).

Как определить наука философия или нет?

- принцип объективности (наука не допускает субъективности)

- рациональность, доказательность, принцип достаточного основания

- эстенцианалисткая направленность (наука должна изучать некий конкретный объект)

- системность знания

Научная теория не допускает противоречий внутри себя.

- должны быть способы проверить справедливость теории

- исключить в доказательствах вмешательства высших сил

Главная задача как науки- максимально обобщить все те знания, которые получены другими науками. Составить целостную картину мира.

Кант – разум человека ограничен – мы не можем познать мир целиком.

ЮШКЕВИЧ ПАВЕЛ СОЛОМОНОВИЧ

философия была наукой древних, а наука есть наша философия

Только за теорией познания (и логикой) оставлялись еще некоторые из старинных функций философии. Только она, наука о науке, должна была напоминать еще о былом величии науки наук, царственной науки о принципах сущего

Сравнивая научные истины с философскими, мы замечаем прежде всего следующую особенность: научные понятия если и не все поддаются мере и числу, то все определены и однозначны

философские понятия. Они какие-то мерцающие, точно звезды, то сжимающие свой пучок света, то снова разжимающие его. Они полны намеков и обетовании: «сущее», «бытие», «становление» — это не сухие отвлеченные термины логики, это сложные символы

Дуалистический разрез человеческой психики проходит не через сферу познания, деля ее на две разнокачественные области («абсолютное» познание и «относительное» и т. д.), а вне ее

Философию от науки отличает поэтому не предмет исследования, а то, что она не есть вовсе чистое познание и подходит к миру совсем иначе, чем наука. Ее корни заложены не в уме, а в нижних этажах душевной жизни, часто в глубине бессознательного

У этого ключа интимной личности и питается философское мировоззрение, строя над данной нам эмпирической действительностью, миром строгой науки и обычной социальной жизни другую, над-эмпирическую действительность, особенное царство необычного и значительного. Двойственность душевной жизни — противоположность «я» известной профессии или социальной функции и «я» глубокого, потаенного, сотканного из грез, воспоминаний, тоски по необыкновенному и концентрирующего в себе всю сущность личности,— выносится наружу в виде дуализма двух миров: относительного и обыденного мира опыта и абсолютного, преображенного мира метафизической спекуляции

промежуточное место между поэзией и религией занимает метафизическая спекуляция, противопоставляющая великое, самодовлеющее, мировое «Все» незаконченному и всегда обусловленному миру науки

Философия и религия.

Философия и религия имеют совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности

обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога

религиозная идея Бога, по-видимому, противоречит целям философии в том отношении, что предполагает в природе Бога и потому в живом отношении к Богу момент тайны, непостижимости, неадекватности человеческому разуму, тогда как задача философии именно в том и состоит, чтобы до конца понять и объяснить первооснову бытия

Бог религиозной веры, источник личного спасения необходимо есть живая личность

безличное, какое-то в известной мере всегдапантеистически-мирообъемлющее начало, в котором философия, не изменяя своей задачи постижения и логического осмысления бытия и не приспособляясь искусственно к требованиям религиозного чувства, не может усмотреть антропоморфных черт живой, карающей и любящей личности, необходимых для религиозного отношения к Богу

может ли философия, которая есть постижение бытия в логической форме понятия, вместе с тем не быть рационализмом

истинная философия не только не отрицает сознание тайны, неисчерпаемой глубинности и безмерной полноты бытия, но, напротив, всецело опирается на это сознание и исходит из него как из самоочевидной и первой основополагающей истины

религиозное чувство тайны и глубинности бытия есть первое и необходимое условие развития философии, тогда как самомнение атеизма в корне убивает самый инстинкт философствования и есть в такой же мере отрицание философии, как и религии

подлинная философия, могущая осуществить свое назначение, должна исходить из действительного, т. е. абсолютно полного и конкретного всеединства, а не из мнимого, по существу, лишь частичного и отвлеченного единства системы объективного бытия

С одной стороны, всякая философия есть онтология или “теоретическая философия” (бессмысленный плеоназм — ведь философия всегда есть знание, т. е. теория!), ибо философия всюду и везде познает истинно-сущее; и, с другой стороны,— что здесь особенно важно — истинная онтология есть не бесстрастное изучение чуждой духу и лишь извне ему предстоящей картины бытия (ибо такое бытие именно и не есть целостное бытие или подлинное всеединство), а постижение абсолютного бытия, объемлющего и всю духовную жизнь самого субъекта знания — человеческой личности

где философия мнит в отвлеченной системе готовых формул определить до конца последние глубины реальности,— лишь там возможны — и даже неизбежны — конфликты между философией и религией. Внутренняя связь и интимное сродство философии и религии были больше всего затуманены наивно-дерзновенными попытками рационализации догматов веры, компрометирующими и философию и религию.

чем глубже и подлиннее философское знание, тем более оно склонно к смирению, к признанию сократова положения, что источник знания есть сознание своего неведения

религиозная вера, будучи живым, непосредственным ощущением и переживанием Божества, не нуждается для своих достижений в тяжкой умственной работе рационального разъяснения

Философская система, пытающаяся выразить и логически фиксировать весь религиозный опыт человечества, есть замысел, аналогичный попытке начертить географическую карту, на которой было бы отмечено все многообразие географической реальности

Подлинно .философское умонастроение по своей волевой структуре совпадает с религиозным умонастроением: в обеих — вопреки поверхностному мнению, которому это представляется невозможным,— смирение сочетается с дерзновением творчества, и притом не так, что каждая из этих волевых тенденций сдерживает и ограничивает другую, а так, что каждая из них, напротив, питает и укрепляет другую

Философия и искусство.

Философия,— говорит автор,— есть как и поэзия, лирический порыв человека к синтезу, и в этом смысле с философом можно пережить его мировую поэму, как вы с поэтом переживаете его поэму, вовсе не соглашаясь верить всему, что там написано

В одной только мысли не найдешь объяснения противоречиям и несовместимости выводов различных умов о том же самом предмете

Чувство — вот что всего более сближает философа и поэта и что служит исходным мотивом и конечной целью в построениях того и другого

философия невозможна как синтетическая наука о мире в его целом и вместе с тем, что эта самая философия или синтез понятий составляет самую коренную потребность человеческого ума, которую не могут искоренить никакие логические рассуждения и доказательства

Науки — это анализ, основа их — усвоение, орудие — наблюдение; искусства — это синтез, их основа — творчество, орудие — воображение

философия, как синтез, как отражение субъективного, как результат творчества и есть искусство, а не наука

не истину должны ему открывать, а только изображать перед ним внутренний мир человеческого сознания

Творчество в сфере отвлеченных понятий всецело принадлежит философии, и так как отвлеченные понятия всего сложнее и труднее для понимания, то сфера доступности философии самая узкая

Философия и искусство соотносятся через феномен творчества. Философия, как и искусство, есть творчество, причем часто и художественное. Не случайно такие имена как Платон, Августин, Ницше, Соловьев, Сартр одинаково принадлежат как философии, так и литературе. Философская и художественная интуиция одинаково исходят из того, что человеческая жизнь имеет особый статус в мире, не сводится только к случайностям ее эмпирического существования, и может иметь непреходящий, высший смысл.

Из философского творчества, так же как и из художественного, невозможно удалить элемент живого присутствия человека-творца, его собственное видение мира. Однако личностное творческое начало в философии и искусстве направлены по-разному. В искусстве – это самовыражение художника через создание образа. В философии – это «авторское» внедрение философа в философскую традицию через создание концепции (системы понимания, понятий), стремящейся к объясненности, доказательности, истинности.

Философия и журналистика.

Наши рекомендации