Кармин, А. С. Философия : учеб. для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. €

«Социальная реальность складывается из множества разнородных, но взаимосвязанных явлений, систематизация которых является труд­ной задачей. Не ставя такой задачи, выделим лишь некоторые важ­нейшие компоненты социальной реальности.

Сами люди, их объединения, отношения, действия – это глав­ная составляющая социальной реальности, созидающая ее сила.

Язык.Наиболее очевидным образом способность человека наде­лять свои творения смыслом проявляется в языке. Язык представля­ет собою код, на котором люди передают друг другу информацию. … Язык есть реальность, существующая объективно по отношению к любому отдельному индивиду, до и независимо от него…

Мир материальных артефактов. Артефактами (от лат. аrtе – ис­кусственный, factus – сделанный) в широком смысле слова называ­ют любой искусственно созданный объект, в отличие от объектов, возникших в природе естественным путем …

Мир материальных артефактов – это искусственно созданная людьми среда обитания, «вторая природа», в которой живет человеческое общество…

Природные явления, вовлеченные в сферу социальной деятель­ности.Осваивая природу, люди усматривают смысл – ценность, пользу и т. д. – также и в естественно возникших ее явлениях.

Когда эти явления становятся предметами практической деятель­ности, смысл их обычно связывается с их функциональным назначением, их способностью удовлетворить какие-то потребности общества. …

В ходе исторического развития общества сфера его деятельности расширяется, и граница между естественной природной средой и миром артефактов становится все более зыбкой. Область социальной реальности постепенно охватывает всю нашу планету (а в будущем, возможно, и окружающий космос). В работах Э. Ле-Руа, В. И. Вернадского, П. Тейяра де Шардена развивается мысль, что это ведет к возникновению ноосферы – сферы разума (от греч. vooς – разум), в которой природная и социальная реальность сливаются и превращаются в своего рода «мыслящую» оболочку, облекающую земной шар.[8]

Коллективные представления.Люди не только создают социаль­ную реальность, но и отражают ее в своем сознании так же, как и при­роду. У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют общиевзгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в общест­ве и более или менее разделяемые его членами. Э. Дюркгейм называет мысленные образования такого рода «коллективными представле­ниями», подчеркивая, что они хотя и существуют в головах индиви­дов, но «не зависят от личной природы индивидов»».

? Каков состав социальной реальности?

2.5. Идеология и мировоззренческая культура личности : учеб.-метод. пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / Г. И. Малыхина [и др.]; под ред. Г. И. Малыхиной. – Минск, 2007. – С. 36.

«В общественном сознании, образующем в совокупности явлений ментальности реальность духовной синергии, следует с некоторой долей условности различать его формы (мораль, искусство, право, политическое сознание, философия) и функционалы (наука, общественная психология, идеология). Идеология – это функционал сознания, предназначение которого –теоретически выражать общие или групповые устремления людей, объединять их усилия в массовые действия, направлять эти действия к единым целям.

Идеи, как верно замечено, не падают с неба. Применительно к идеологии это значит, во-первых, что она возникает в силу вполне земных обстоятельств, как выражение насущных потребностей и интересов людей. Во-вторых, идеология – непременный необходимый элемент духовной жизни общества, исторически изменяющийся вместе с ее развитием. В-третьих, идеология нуждается в особых интеллектуальных усилиях при разработке своего содержания, поскольку в ней фиксируются теоретически сформулированные цели социальных действий больших групп людей, классов, религиозных конфессий, государства, политических партий, общества в целом. В-четвертых, в силу указанного только что обстоятельства идеология не может зародиться спонтанно в психике людей, ее должны разработать имеющие, как правило, специальную подготовку (социально-гуманитарное образование и практический опыт общественной деятельности) теоретики, ученые, политики, философы и др., короче говоря, – «идеологи». Ими соответствующие базовые идеологические средоточия модифицируются применительно к конкретным общественно-историческим условиям и ситуациям».

? Что собой представляет идеология как функционал общественного сознания?

Упражнения по первоисточникам

Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права / Ж.-Ж. Руссо // Социальная философия : хрестоматия / сост. : Г. С. Арефьева, М. И. Ананьева, С. С. Гарбузов. – М., 1994. – С. 180.

«Итак, если мы устраним из общественного соглашения то, что не составляет его сущности, то мы найдем, что оно сводится к следующим положени­ям: каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращает­ся в нераздельную часть целого. … Как только масса людей объединяется таким путем в одно целое, уже невозможно причинить вред ни одному из его членов, не задевая целое, и тем более нельзя причинить вред целому так, чтобы члены его этого не почувствовали. … Если кто-то откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем Организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным. … По Общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу граж­данскую и право собственности на все то, чем обладает».

? Какие особенности двух состояний общества – естественного и гражданского – выделяет Ж.-Ж. Руссо?

Маркс, К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс // Социальная философия : хрестоматия / сост. : Г. С. Арефьева, М. И. Ананьева, С. С. Гарбузов. – М., 1994. – С. 131.

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции».

? Как определяет сущность и структуру общества К. Маркс?

Наши рекомендации