Философско-методологические проблемы политической науки
Социально-гуманитарные науки
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ[1] К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
ВНИМАНИЕ!!!
Экзамен состоит из двух этапов: 1 этап – подготовка реферата по истории отрасли науки (форма отчетности «зачет»); 2 этап – экзамен по истории и философии науки.
Философские проблемы социально-гуманитарных наук
1. Проблема генезиса социально-гуманитарного научного знания и его дисциплинарная структура.
2. Научное и вненаучное социальное знание.
3. Социально-гуманитарное знание в контексте разделения классического, неклассического и постнеклассического типа научности.
4. Метод объяснения в социальных науках.
5. Проблема понимания в гуманитарных науках.
6. Натуралистическая программа: общенаучное значение и применение в гуманитарных науках.
7. Антинатуралистическая исследовательская программа: общенаучное значение и применение в гуманитарных науках.
8. Эмпирический объект и категории жизни.
9. Язык философии познания как «опыт мира» и «горизонт онтологии».
10. Вера, достоверность и истинность в социально-гуманитарном понимании.
11. Язык философии познания как «опыт мира» и «горизонт онтологии».
12. Вера, достоверность и истинность в социально-гуманитарном понимании.
Философские проблемы специальных наук
Философские и методологические проблемы филологических дисциплин
1. Герменевтика как теория интерпретации. Позиции Гадамера и Хирша.
2. Влияние филологии и лингвистики на развитие современной философии.
3. Позиции литературоведения в контексте когнитивных наук.
4. Эпистемологические проблемы и особенности литературоведения как теории.
5. Постструктуралистские концепции в современном литературоведении: критико-конструктивный анализ.
6. Становление теории и развитие абстракций в концепциях древнерусской литературы.
7. Аналитические концепции философии языка (Г. Райл, П. Стросон, Д. Остин).
8. Философские смыслы концепций универсального языка (Р. Декарт, Г. Лейбниц, А. Вежбицкая).
9. Герменевтические идеи в трудах В. Гумбольдта о языке.
10. «Реальное самозабвение языка» (Х.Г. Гадамер): философское объяснение феномена.
11. «Гумбольдтовский путь к языку берет курс на человека, ведет через язык и сквозь него к иному».
12. Х.Г. Гадамер о природе языка в «Истине и методе».
13. Современная деятельностная концепция в эпистемологии и деятельностное понимание языка В. Гумбольдтом.
Философско-методологические проблемы психологической науки
1. Взаимодействие психологии и философии в европейской мысли.
2. Эпистемологические и методологические особенности психологии как науки.
3. Философские и психологические идеи и принципы теории деятельности.
4. Философия сознания Х. Патнэма: основные идеи, понятия, принципы.
5. Альтернативные стратегии исследования проблемы сознания.
6. Когнитивная психология: эпистемологические и методологические особенности.
7. Проблема бессознательного: современное прочтение З. Френда.
8. Проблема репрезентации в эпистемологии и когнитивной психологии.
9. Роль категоризации в философии и когнитивной науках (психологии, лингвистке). Л.С. Выготский о категоризации.
Философские проблемы образования и педагогики
1. Философия и педагогика как взаимодополнительные формы дискурса и стратегии исследования образования.
2. Философия образования как теоретическая дисциплина. Предмет, структура, методология.
3. Эмпирико-аналитические и гуманитарные направления в философии образования.
4. Герменевтика и философия образования (В. Дильтей, Г. Ноль, Х.Г. Гадамер и др. ─ на выбор).
5. Концепция образования в контексте диалогической философии.
6. Принцип автономии человека и образования в гражданском обществе.
7. Постмодернизм и деконструкция образования.
8. Глобализация и проблемы образования в современном мире.
9. Педагогические идеи в трудах русских философов и писателей (А.С. Хомяков, П.Д. Юркевич, Л.Н. Толстой, Г.Г. Шпет, С.И. Гессен и др. ─ на выбор).
Философские и методологические проблемы исторической науки
1. Смысл и назначение истории (К. Ясперс).
2. Дж. Коллингвуд о методах исторической науки.
3. Основные исследовательские программы исторической науки.
4. Идеографические и номотетические методы в исторической науке.
5. Проблема факта в исторической науке.
6. Презентизм и прагматизм в интерпретации истории.
7. Ценность и оценка в исторической науке.
Философские и методологические проблемы социологической науки (темы рефератов можно взять на кафедре философии и социологии)
1. Объект и предмет социологии.
2. Социальные трансформации и изменение понятия «общество».
3. Парадигмы социологии.
4. Основные исследовательские направления в социологии.
5. Социальный порядок.
Философские и методологические проблемы наук о государстве и праве
1. Анализ философско-методологических проблем правовой науки как способ постановки новых проблем.
2. Классическая концепция естественных прав.
3. Современная концепция естественных прав.
4. Государство и право.
5. Велферизм и перфекционизм.
6. Либеральная концепция права.
7. Индивидуальные и групповые права.
8. Сушность преступления.
Философско-методологические проблемы политической науки
1. Сущность политики.
2. Политическая наука и философия политики.
3. Вестфальская система национальных государств и ее ослабление в условиях глобализации.
4. Глобализация и демократия.