Философско-методологические проблемы политической науки

Социально-гуманитарные науки

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ[1] К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

ВНИМАНИЕ!!!

Экзамен состоит из двух этапов: 1 этап – подготовка реферата по истории отрасли науки (форма отчетности «зачет»); 2 этап – экзамен по истории и философии науки.

Философские проблемы социально-гуманитарных наук

1. Проблема генезиса социально-гуманитарного научного знания и его дисциплинарная структура.

2. Научное и вненаучное социальное знание.

3. Социально-гуманитарное знание в контексте разделения классического, неклассического и постнеклассического типа научности.

4. Метод объяснения в социальных науках.

5. Проблема понимания в гуманитарных науках.

6. Натуралистическая программа: общенаучное значение и применение в гуманитарных науках.

7. Антинатуралистическая исследовательская программа: общенаучное значение и применение в гуманитарных науках.

8. Эмпирический объект и категории жизни.

9. Язык философии познания как «опыт мира» и «горизонт онтологии».

10. Вера, достоверность и истинность в социально-гуманитарном понимании.

11. Язык философии познания как «опыт мира» и «горизонт онтологии».

12. Вера, достоверность и истинность в социально-гуманитарном понимании.

Философские проблемы специальных наук

Философские и методологические проблемы филологических дисциплин

1. Герменевтика как теория интерпретации. Позиции Гадамера и Хирша.

2. Влияние филологии и лингвистики на развитие современной философии.

3. Позиции литературоведения в контексте когнитивных наук.

4. Эпистемологические проблемы и особенности литературоведения как теории.

5. Постструктуралистские концепции в современном литературоведении: критико-конструктивный анализ.

6. Становление теории и развитие абстракций в концепциях древнерусской литературы.

7. Аналитические концепции философии языка (Г. Райл, П. Стросон, Д. Остин).

8. Философские смыслы концепций универсального языка (Р. Декарт, Г. Лейбниц, А. Вежбицкая).

9. Герменевтические идеи в трудах В. Гумбольдта о языке.

10. «Реальное самозабвение языка» (Х.Г. Гадамер): философское объяснение феномена.

11. «Гумбольдтовский путь к языку берет курс на человека, ведет через язык и сквозь него к иному».

12. Х.Г. Гадамер о природе языка в «Истине и методе».

13. Современная деятельностная концепция в эпистемологии и деятельностное понимание языка В. Гумбольдтом.

Философско-методологические проблемы психологической науки

1. Взаимодействие психологии и философии в европейской мысли.

2. Эпистемологические и методологические особенности психологии как науки.

3. Философские и психологические идеи и принципы теории деятельности.

4. Философия сознания Х. Патнэма: основные идеи, понятия, принципы.

5. Альтернативные стратегии исследования проблемы сознания.

6. Когнитивная психология: эпистемологические и методологические особенности.

7. Проблема бессознательного: современное прочтение З. Френда.

8. Проблема репрезентации в эпистемологии и когнитивной психологии.

9. Роль категоризации в философии и когнитивной науках (психологии, лингвистке). Л.С. Выготский о категоризации.

Философские проблемы образования и педагогики

1. Философия и педагогика как взаимодополнительные формы дискурса и стратегии исследования образования.

2. Философия образования как теоретическая дисциплина. Предмет, структура, методология.

3. Эмпирико-аналитические и гуманитарные направления в философии образования.

4. Герменевтика и философия образования (В. Дильтей, Г. Ноль, Х.Г. Гадамер и др. ─ на выбор).

5. Концепция образования в контексте диалогической философии.

6. Принцип автономии человека и образования в гражданском обществе.

7. Постмодернизм и деконструкция образования.

8. Глобализация и проблемы образования в современном мире.

9. Педагогические идеи в трудах русских философов и писателей (А.С. Хомяков, П.Д. Юркевич, Л.Н. Толстой, Г.Г. Шпет, С.И. Гессен и др. ─ на выбор).

Философские и методологические проблемы исторической науки

1. Смысл и назначение истории (К. Ясперс).

2. Дж. Коллингвуд о методах исторической науки.

3. Основные исследовательские программы исторической науки.

4. Идеографические и номотетические методы в исторической науке.

5. Проблема факта в исторической науке.

6. Презентизм и прагматизм в интерпретации истории.

7. Ценность и оценка в исторической науке.

Философские и методологические проблемы социологической науки (темы рефератов можно взять на кафедре философии и социологии)

1. Объект и предмет социологии.

2. Социальные трансформации и изменение понятия «общество».

3. Парадигмы социологии.

4. Основные исследовательские направления в социологии.

5. Социальный порядок.

Философские и методологические проблемы наук о государстве и праве

1. Анализ философско-методологических проблем правовой науки как способ постановки новых проблем.

2. Классическая концепция естественных прав.

3. Современная концепция естественных прав.

4. Государство и право.

5. Велферизм и перфекционизм.

6. Либеральная концепция права.

7. Индивидуальные и групповые права.

8. Сушность преступления.

Философско-методологические проблемы политической науки

1. Сущность политики.

2. Политическая наука и философия политики.

3. Вестфальская система национальных государств и ее ослабление в условиях глобализации.

4. Глобализация и демократия.

Наши рекомендации