Выполните тест по теме 7 «Развитие»

1. Основным принципом диалектики является:

· развитие

· движение

· становление

· изменение

2. Категория, отражающая необратимость направленных изменений:

· связь

· закон

· развитие

· мера

3. Категория, обобщающая знания о многообразных формах зависимости одних явлений от других:

· закон

· связь

· мера

· развитие

4. По степени общности законы диалектики относятся к:

· частным

· общим

· всеобщим

· законам природы

5. Основные, исходные положения какого-либо учения, которых мы последовательно придерживаемся в своей деятельности:

· законы

· категории

· принципы

· идеалы

6. Способ решения той или иной задачи, есть:

· закон

· метод

· принцип

· идеал

7. Единство элементов и структуры сложного целого, есть:

· система

· структура

· сумма частей

· классификация

8. Что есть единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей:

· форма

· содержание

· явление

· причина

9. Категория, отражающая внешнюю, изменчивую, чувственную, но воспринимаемую сторону предметов и процессов:

· сущность

· причина

· следствие

· явление

10. Категория, отражающая отдельное, обладающее индивидуальной качественной и количественной определенностью:

· общее

· единичное

· сущность

· явление

РАЗДЕЛ 8. ПОЗНАНИЕ

План: 1. Познание как поиск знаний. Субъект и объект познания 2. Сущность процесса познания 3. Истина: свойства и критерии 4. Научное познание: уровни, формы, методы

Познание как поиск знаний. Субъект и объект познания

Знать – это значит, стремится к раскрытию тайн бытия. Познание – это активный поиск и обретение человеком знаний об окружающем мире.

Познание – это особый вид отражательной деятельности человека, содержанием которого является движение мысли к знанию.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества.

Особую значимость проблема соотношения объекта и субъектапознания приобретает в современных условиях. Ее вынуждены обсуждать не только философы, но и ученые. Одна из причин – новое понимание взаимосвязи научного знания и объекта, характерное для неклассической науки. Посредниками между ними выступают системы приборов, измеряющих устройств, научных интерпретаций.

При характеристике субъекта познания важно подчеркнуть, что мир познает социальный человек, который смотрит на него через призму всех доступных ему достижений культуры. Существует неразрывная связь практической, познавательной деятельности и общения людей. Необходимо также осознанное отношение субъекта к самому себе. Поэтому можно говорить о постоянном изменении не только объекта, но и субъекта познания, которое определяется характером его отношений с окружающим миром.

Объект познания –это то, на что направлена практическая, познавательная и оценочная деятельность человека. Это та часть (или фрагмент) мира, с которой в той или другой форме взаимодействует субъект, или до чего он может и хочет «дотянуться». На первом плане стоит неисчерпаемость этого мира, который раскрывает свои тайны по мере того, как мы научаемся задавать ему вопросы, и приобретаем достаточное количество технических и теоретических средств для того, чтобы получать на них ответы. Но таким материалом для размышления и анализа могут быть и многообразные формы исторических документов, источников, которые уже хранятся в архивах, до которых может, но пока «не хочет» дотянуться исследователь.

Объект познания – это, прежде всего охваченный человеком мир реальных вещей и их отношений. Световое воздействие предметов на зрительные нервы воспринимается как объективная форма вещи. Мы видим стол, а не коричневое или желтое пятно.

Необходимость выделения категорий субъекта и объекта познания обусловлена тем, что они позволяют раскрыть творческий характер познавательной деятельности. Человек не созерцает пассивно объективный мир, а постоянно задает ему вопросы и требует на них ответа. Это разграничение позволяет также понять взаимосвязь объективного и субъективного в процессе познания, которая проявляется в структуре познавательного образа.

Субъект – носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта. Соответственно объект – то, что находится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельной сущности.

Словом, объект в его отношении к субъекту – это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, т.е. такая, которая стала фактом сознания.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания.Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли.

Наши рекомендации