Практическая работа №7

Тема: Основные направления философии XX века.

Цель работы: уметь анализировать основные направления философии XX века.

Задание №1: Раскрыть принципы прагматизма.

Если экзистенциалисты заботились о свободе человеческой индивидуальности и ее подлинности (тождественности с самим собой), а психоаналитики — о выявлении подсознательных мотивов деятельности, то американские философы поставили во главу угла определение принципов поведения, помогающих достичь успеха в деле. Корни такого направления, получившего название прагматизма (от греческого слова «прагма» — дело, действие), можно найти в Древней Греции. Философия прагматизма ставит во главу угла деятельность.Она помогает решать человеческие проблемы. Это напоминает философию Древнего Рима. То, что полезно для человека, можно считать истинным. Разум для прагматизма — инструмент добывания успеха в мире, а научные теории — орудия, помогающие в этом. Какая-либо идея становится истинной, когда воплощается в жизнь.

По словам Джона Дьюи(1859— 1952), разработавшего инстру-менталистскую версию прагматизма, функция интеллекта не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира (да и почему вселенная должна существовать в копиях и как она может быть скопирована во всей полноте?), а в том, чтобы создавать наиболее эффективные и выгодные отношения с объектами.

У Декарта в основе всего лежала человеческая мысль, у Ницше — воля. Этично с точки зрения прагматизма все, что способствует успеху в делах, и здесь прагматизм переходит в то, что получило название деловой этики. Наибольшая известность выпала в XX в. на долю Дейла Карнеги(1888—1955), советы которого разошлись по свету в миллионах экземпляров. Карнеги много взял из человеческой мудрости, чтобы выработать правила общения и достижения делового успеха. Они сводятся к следующему: имеет хорошие отношения с людьми и достигает успеха в делах тот, кто максимально внимателен к другим и как можно меньше выпячивает собственное Я. Эти правила напоминают «разумный эгоизм» Чернышевского, но здесь человек меньше думает о пользе других и всех, а больше — о себе, хотя разум его смиряет эгоизм.

Задание №2: Раскрыть причины возникновения позитивизма.

Субъективно-идеалистическое направление философии в XIX в. было продолжено позитивизмом. Позитивизм (от лат. positivus — по­ложительный) — философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т. е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического («метафизического») познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отка­завшись от стремления познать их сущность.

Практическая работа №7 - student2.ru Основоположником позитивизма считается французский мысли­тель Огюст Конт (1798-1857), который ввел в оборот и сам термин «позитивная философия». Главным произведением Конта является «Курс позитивной философии», в котором последняя противопостав­ляется традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир. Конт провозгласил также создание новой, «положительной», по­строенной по образцу естественных наук науки об обществе — социо­логии. Задачей социологии, по Конту, должно было стать не объясне­ние, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов.

Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влиянием на умы людей. Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эк­сперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех фило­софских систем, которые считали научную истину не связаной с эм­пирическим опытом.

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы обладать си­лой». Основу его философии — программы раскрывает тезис «Долой метафизику, да здравствует физика».

Принципы позитивизма: философское знание должно быть точным и достоверным; при познании нужно использовать научный метод и опираться на достижения других наук; основной путь достижения знания — эмпирическое наблюдение; философия должна исследовать только факты, а не их причины; философия должна освободиться от ценностного подхода и оце­ночного характера при исследовании; философия должна прекратить «диктат» другим наукам и занять свое конкретное место среди них.

В XX в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма. Отличитель­ной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к фор­мальной стороне познания. Он исследует главным образом те формы, в которых осуществляется процесс познания.

Неопозитивизм — это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления. Цель неопозитивизма — свести все научные результаты к некоторому количеству базисных положений, непосредственно проверяемых эмпирически, — оказалась нереализуемой. Предпринятые в методологии науки попытки выработать универсальные модели, по которым «работает» наука, тоже не удались. Неопозитивисты выдвинули принцип верификации, в соответствии с которым научно-осмысленной может быть только такая теория, которая подтверждается эмпирическими фактами и для которой существуют воображаемые факты, опровергающие ее, если бы они на деле имели место (такая теория истинна); или же которая опровергается фактами и для которой существуют воображаемые факты, подтверждающие ее, если бы они имели место (такая теория ложна).

Задание №3: Определите проявление скептицизма в философии XX в.

Философия XX в., как позднеантичная и ранне возрожденческая, вернулась к человеку. На вершине развития научной и технической мысли философия в лице Хайдеггера и Швейцера призывает человека вернуться к бытию и ответственности за мир и поведение в нем. Одновременно потребительству и агрессии противопоставляется раскрытие внутренних потенций человека, т. е. то же бытие в человеческом измерении.

Если самое влиятельное направление отказывается от решения вопроса о смысле жизни и утверждает абсурдность бытия — это кризис. Справедливо или нет утверждение Хайдеггера, что понятийное мышление исчерпало себя и требуются иные формы познания, — это свидетельство того, что философия завершила еще один круг развития. Своим «вопрошанием» философия вернулась к Сократу, но Хайдеггер тянет ее дальше и прямо заявляет, что хотел бы конца философии вообще. Философия пришла к самоотрицанию вслед за тем, как европейская культура, по Хайдеггеру, — к нигилизму.

Камю говорил о трагедии разума, который в отсутствие веры не смог найти потерянный смысл жизни. Если Новое время началось с сомнения в доводах веры, то XX век усомнился и в доводах разума. Европейская философия дошла до скептицизма и пессимизма, и завершение ее круга — третьего после античного и христианского — неслучайно совпало с мировыми войнами, разгулом тоталитаризма и экологическим кризисом.

Роль скептиков, отрицающих метафизику, сыграли неопозитивисты, которые побивали философию наукой с ее требованием эмпирической проверяемости, прагматисты с их заменой истинности на полезность, психоаналитики с их заменой сознания подсознательным, экзистенциалисты с признанием истинным того, что личностно значимо для индивида. Если нет логики истории, на которую рассчитывал XIX век, значит, все случайно: и в человеческой жизни, как считает экзистенциализм, и в природе, как считают неопозитивизм и современная методология науки.

Содержание отчета

1. Титульный лист в соответствии с СТП1.2-2005.

2. Цель работы

3. Задание

4. Выполненная практическая работа в соответствии с заданием

5. Ответы на контрольные вопросы

6. Вывод

Контрольные вопросы

1.Охарактеризуйте принципы позитивизма;

2.Раскройте цель неопозитивизма;

3. Проанализируйте правила общения и достижения делового успеха Дейла Карнеги.

Наши рекомендации