Тема 1.1 Философия как социокультурный феномен
Контрольные работы
По дисциплине «Философия»
Методические указания
для студентов всех специальностей
заочной формы получения образования
Брест 2013
С О Д Е Р ЖА Н И Е:
Предисловие ………………………………………………………………………. 3
Содержание учебного материала………………………………………………. 5
Указания по выполнению контрольной работы …………………………… 10
Тестовые задания:
Философия как социокультурный феномен ………………………………….. 11
Исторические типы классической философии ……………………………… 13
Основные тенденции развития неклассической философии ………………. 21
Философская мысль Беларуси ………………………………………………….. 24
Метафизика и онтология ……………………………………………………… 25
Философская антропология ……………………………………………………. 29
Познание как ценность культуры и предмет философского анализа …….. 32
Социальная философия …………………………………………………………. 37
Нулевой вариант ………………………………………………………………… 44
Литература ……………………………………………………………………….. 48
ПРЕДИСЛОВИЕ
Философия занимает центральное место в гуманитарной подготовке современного студента. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской позиции. Философия может быть рассмотрена в качестве своего рода гуманитарной экспертизы разнообразных способов теоретической и практической самореализации человека.
Изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирования у них творческого отношения к этому наследию. Предлагаемая программа курса призвана способствовать решению этой задачи и расширению горизонта философского видения студентом современного мира и собственной жизненной позиции.
Основной целью преподавания философии является формирование у выпускника современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности.
Реализация поставленной цели определяет основные задачи курса:
·овладение выпускником основами мировой и отечественной философской культуры;
·формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-практического и рационально-ориентированного мышления;
·формирование у студента соответствующих философских компетенций – предметных и операциональных.
Завершая изучение курса философии, студент должен знать:
·основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;
·ключевые идеи и категории философского анализа;
·основные принципы философской концепции бытия;
·фундаментальные компоненты философской теории человека;
·основные ценности современной культуры;
·социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в т.ч. и профессиональной);
·основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;
·основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в современном мире;
·смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения;
Студент должен уметь:
·формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения;
·применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
·характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их;
·уметь понять и объяснить различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;
·осуществлять осмысленный ценностный выбор. Формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной жизни профессиональной деятельности;
·определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;
·формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;
·оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению.
Формы организации изучения дисциплины: лекционные, практические занятия, консультации, самостоятельная работа студента.
Основными методами обучения, отвечающими целям и задачам дисциплины, являются:
- современные педагогические технологии и методики, способствующие самостоятельному поиску студентами знаний и освоению опыта решения разнообразных задач;
- современные информационные технологии для сопровождения учебного процесса.
Курс «Философия» тесно связан с такими дисциплинами, как «Социология», «Политология» и другими.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
РАЗДЕЛ I. философия в исторической динамике культуры
Тема 1.1 Философия как социокультурный феномен
Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения. Проблема определения философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Специфика философского мышления.
Рефлексивность и критицизм как фундаментальные характеристики классической философии. Эвристичность и творческий характер философского мышления.
Проблема метода в философии.
Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия.
Аксиологический потенциал философии. Язык философии: дилемма инвариантности и многообразия.