Тема 1.1 Философия как социокультурный феномен

Контрольные работы

По дисциплине «Философия»

Методические указания

для студентов всех специальностей

заочной формы получения образования

Брест 2013

С О Д Е Р ЖА Н И Е:

Предисловие ………………………………………………………………………. 3

Содержание учебного материала………………………………………………. 5

Указания по выполнению контрольной работы …………………………… 10

Тестовые задания:

Философия как социокультурный феномен ………………………………….. 11

Исторические типы классической философии ……………………………… 13

Основные тенденции развития неклассической философии ………………. 21

Философская мысль Беларуси ………………………………………………….. 24

Метафизика и онтология ……………………………………………………… 25

Философская антропология ……………………………………………………. 29

Познание как ценность культуры и предмет философского анализа …….. 32

Социальная философия …………………………………………………………. 37

Нулевой вариант ………………………………………………………………… 44

Литература ……………………………………………………………………….. 48

ПРЕДИСЛОВИЕ

Философия занимает центральное место в гуманитарной подготовке современного студента. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской позиции. Философия может быть рассмотрена в качестве своего рода гуманитарной экспертизы разнообразных способов теоретической и практической самореализации человека.

Изучение философии ориентировано на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирования у них творческого отношения к этому наследию. Предлагаемая программа курса призвана способствовать решению этой задачи и расширению горизонта философского видения студентом современного мира и собственной жизненной позиции.

Основной целью преподавания философии является формирование у выпускника современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности.

Реализация поставленной цели определяет основные задачи курса:

​ ·овладение выпускником основами мировой и отечественной философской культуры;

​ ·формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-практического и рационально-ориентированного мышления;

​ ·формирование у студента соответствующих философских компетенций – предметных и операциональных.

Завершая изучение курса философии, студент должен знать:

​ ·основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений;

​ ·ключевые идеи и категории философского анализа;

​ ·основные принципы философской концепции бытия;

​ ·фундаментальные компоненты философской теории человека;

​ ·основные ценности современной культуры;

​ ·социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в т.ч. и профессиональной);

​ ·основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования;

​ ·основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в современном мире;

​ ·смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения;

Студент должен уметь:

​ ·формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения;

​ ·применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;

​ ·характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их;

​ ·уметь понять и объяснить различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия;

​ ·осуществлять осмысленный ценностный выбор. Формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной жизни профессиональной деятельности;

​ ·определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности;

​ ·формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества;

​ ·оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессии по их оптимальному решению.

Формы организации изучения дисциплины: лекционные, практические занятия, консультации, самостоятельная работа студента.

Основными методами обучения, отвечающими целям и задачам дисциплины, являются:

-​ современные педагогические технологии и методики, способствующие самостоятельному поиску студентами знаний и освоению опыта решения разнообразных задач;

-​ современные информационные технологии для сопровождения учебного процесса.

Курс «Философия» тесно связан с такими дисциплинами, как «Социология», «Политология» и другими.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАЗДЕЛ I. философия в исторической динамике культуры

Тема 1.1 Философия как социокультурный феномен

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения. Проблема определения философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Специфика философского мышления.

Рефлексивность и критицизм как фундаментальные характеристики классической философии. Эвристичность и творческий характер философского мышления.

Проблема метода в философии.

Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия.

Аксиологический потенциал философии. Язык философии: дилемма инвариантности и многообразия.

Наши рекомендации