Основной вопрос философии
Основной вопрос философии – метафилософская и историкофилософская концепция в философии марксизма, согласно которой основной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытия, духа к природе.
Варианты вопроса:
«Что первично, дух или материя?»
«Что является первопричиной всего сущего?»
Основной вопрос в философии марксизма.
Основной вопрос философии имеет онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм – примат материи над сознанием, идеализм – примат идеи над материей.
Основной вопрос в истории философии.
На основе исследования истории и современных проблем основного вопроса философии, осуществлённых В.В. Лузгиным в его одноимённой работе (1985), автор других современных исследований, Зуев Ю.Ф. пересматривает традиционные классические трактовку и постановку основного вопроса философии и его идеалистические, материалистические и абсолютистские решения эпохи абсолютистского мышления в классической философии и естествознании 17-18 веков и унаследовавшей эту традицию марксистской философией в новейшее время. Автор предлагает современное релятивистское диалектическое решение основного вопроса философии на основе принципа иерархической относительности.
Фалес.
Фалес полагал, что всё рождается из воды; всё возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей – вода; начало и конец Вселенной – вода.
Платон.
Платон думал, что существует мир идей и мир теней. Люди живут в мире теней (по представлениям Платона – в пещере, куда абсолютно не проникают идеи, находящиеся снаружи), лишь изредка находя идею. Философ же – тот, кто видит оба мира и может о них поведать.
Аристотель.
У Аристотеля не удаётся выделить явную постановку основного вопроса философии, соответственно, она конструируется через какое-то количество опосредованных звеньев. Это обычно объясняется тем, что его позиция по общепринятой классификации является промежуточной между материализмом и идеализмом.
Для философии Аристотеля основной вопрос философии реконструируется через вопросы:
Существует ли самостоятельная нематериальная причина?
Существует ли неподвижные и вечные сущности?
Как соотносятся нематериальные сверх природные сущности и физические существенные?
Структура и функции философии.
Философские знания являются не только многокомпонентной, но и многофункциональной системой. Характер и способ реализации его функций во многом определяют место и роль философии в жизни общества.
Если говорить в общих чертах о структуре философии то можно её разделить на сектора имеют свою подсистему в виде функций и методов, направлений. Но важно то, что они имеют четких граней, то есть все они взаимосвязаны между собой.
Содержательная сторона философии раскрывается, конечно, в её функциях. Философские дисциплины – не механические части целого, которые можно отделить от него и рассматривать вне связи с другими частями. Здесь более подходит сравнение с драгоценным кристаллом и его гранями. В этом отношении философия являет собой полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой активности. Она возможна лишь в постоянном процессе. Рассмотрим античную философию: становясь самостоятельной системой знаний, она обретала свою внутреннюю композицию, свою структуру. У стоиков (4 век до н. э.) эта структура приняла следующий вид:
философия начиналась с логики;
после логики следовала физика или учение о природе;
после физики – этика.
Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика при всей важности практикуемых в ней проблем, лишь подготавливает, предваряет основные, смысло-жизненные положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила своё значение и по сегодняшний день. Хотя время внесло в неё свои корректировки. В 17 веке в лоне общих систем философии углубленную разработку и развитие получила теория познания. В понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно – теоретический, но чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название – онтология.
Гегель же строит свою систему в виде «энциклопедии философских наук». Как и стоики, и Кант, и Гегель тоже называет три части философского знания, обозначаемые им в строгой последовательности:
1. логика;
2. философия природы;
3. философия духа.
То есть, логика, методология познания составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру не сводится. Социальная философия, философские вопросы естествознания, этика, философская культурология, история философии – круг философских дисциплин может быть и расширен.
Функции философии.
Основными функциями философии являются:
1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующий определённому уровню развития науки, культуры и исторического опыта;
2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения;
3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
Впервые вопрос о функциях философии был поставлен Кантом (1724-1804) в виде 3-х вопросов:
Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?
Тем самым была обозначена гносеологическая, практическая и нравственная функции философии, мировоззренческая, методологическая, аксиологическая.
Философия выступает в двух ипостасях:
1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;
2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические.
Методологическая функция философии состоит в том, что она, раскрывая общие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.
Мировоззренческая функция состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить своё место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия – это эпоха, схваченная в мыслях.
Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека может быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы особом мире грёз и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль, Они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.
Философия выполняет ряд общих функций:
1. Мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представления о его устройстве, месте человека в нём, взаимодействии с окружающим миром;
2. Методологическая – вырабатывает методы познания окружающей действительности.
3. Мыслительно-теоретическая - учит концептуально мыслить, теоретизировать, обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы.
4. Гносеологическая – правильное и достоверное познание окружающей действительности.
5. Критическая – подвергает сомнению мир и знаний, искать их новые черты, качества, противоречия, то есть увеличение достоверности знаний.
6. Ценностная – оценка окружающего мира с точки зрения различных ценностей.
7. Социальная – объясняет само общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, структуру, движущие силы.
8. Воспитательно-гомунитарные – культивируют гуманистические ценности, прививают их человеку и обществу, укрепляют мораль, помогают найти смысл жизни и адаптироваться.
9.Прогностическая – на основе знаний строить прогнозы.
Сама философия есть мировоззрение, то есть совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к миру. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения: морфологическая, религиозная, художественная, натуралистическая, обыденная. Философия отличается от других форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к сфере научного сознания (хотя, сразу отметить, не только к этой сфере), а внутри неё, в отличие от натуралистической формы (например, фрейдовского мировоззрения, тоже включенного в сферу науки), - имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своём развитий не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки, на весь единый совокупный опыт развития человечества.
Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе (мир – человек).
Сокровенная цель философии вывести человека из сферы обыденности, увлечь его с высшими идеалами, придать его жизни истинный смыл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Но если религия – это массовое сознание, то философия – сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки.
Органическое соединение философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику её как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в её истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Так же, как и в науке, и в других сфера рациональности, философия новое знание не отвергает, а диалектические «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчёркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию всё более и более конкретному. Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.