Лабораторное занятие 15 (интерактивное занятие)

Порождение текста.

1.Идеоречевой цикл (риторический канон) как основа коммуникативно-риторической деятельности в классической риторике: изобретение, расположение, словесное выражение.

2. Учение о топосах, понятийная разработка содержания речи, «общее место» (топ) как элемент смысловой модели, смысловая схема речи. Части речи, их задачи и отношение к принципам расположения содержания в описании, повествовании и рассуждении.

3. Селективно-комбинаторная деятельность оратора, категории изобразительности и выразительности на службе риторики, учение о тропах и фигурах, типы тропов, типы фигур.

4. Современные концепции продуцирования риторического текста (Т.Б. Маркичева, Е.А. Ножин и др.).

5. Докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный этапы порождения публичной речи: ориентировка в аудитории; стратегия и тактика речи: композиция, логика, аргументация и иллюстрирование, приемы популяризации, использование средств образности, эмоционального усиления и других средств воздействия на аудиторию.

Литература: Профессиональная риторика: проблемы и перспективы. Воронеж, 2001; Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990; Риторика диалога: проблемы исследования и освоения в школе и в вузе. Пермь, 2001.

Задание: в приведенных текстах определите особенности порождения. Сделайте анализ инвенции, диспозиции, элокуции (Тексты 5-12).

Лабораторное занятие 16 (интерактивное занятие).

Система жанров в риторике.

1. Монолог и диалог в публичной речи («скрытые» и «открытые» диалоги и монологи).

2. Виды монологов: лекция, выступление и др. Виды диалогов: телефонный разговор, дискуссия и др. Продуктивные и непродуктивные модели монолога и диалога в риторической коммуникации.

3. Профессиональная коммуникация в высшей и средней школе. Ее основные виды: учебный, внеучебный, научный. Основные жанры учебной коммуникации: лекция, семинар (урок), учебный диалог, экзамен и др. Некоторые жанры письменной научной коммуникации: статья, тезисы; учебные и квалификационные научные сочинения: курсовое и дипломное, диссертационное; устные научные выступления (доклад, сообщение, вопрос и др.).

Литература: Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997; Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998; Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

Задание: определите жанровую принадлежность текста. Проведите жанровую трансформацию, сделайте вывод о возможности/невозможности такого рода трансформаций (Тексты 21-25).

Организация самостоятельной работы студентов

Примерная тематика индивидуальных самостоятельных работ (творческих) работ:

Примерная тематика эссе:

1.Коммуникативный акт. Позиция говорящего, позиция слушающего.

2.Ритор и аудитория: отличие от говорящего и слушающего.

3. Монолог и диалог в коммуникации.

4.Диалогические жанры риторической коммуникации.

5.Монологические жанры риторической коммуникации.

6.Изобретение содержания.

7.Диспозиция.

8.Этапы диспозиции.

9.Словесное выражение.

10.Особенности слововыражения в зависимости от сферы коммуникации и стиля языка.

11.Особенности использования изобразительных и выразительных средств коммуникации в зависимости от вида коммуникации.

12.Жанры устной и письменной коммуникации.

13.Устное выступление: структура и особенности.

14. Особенности устного выступления в зависимости от сферы коммуникации.

15.Письменная речь, ее жанровые и функциональные особенности.

16.Особенности преобразования устной речи в письменную.

17.Особенности преобразования письменной речи в устную.

18.Жанры научной коммуникации.

19.Научный доклад.

20.Структура научного доклада. Обязательные компоненты структуры и содержания.

21.Выделение предмета, объекта, цели, формулирование гипотезы и способы доказательства гипотезы как основные компоненты структуры научного доклада.

22.Особенности научного доклада в устной коммуникации.

23.Лингвистические и нелингвистические особенности научного доклада в устной коммуникации.

Темы для самостоятельной индивидуальной работы:

1.Речевое событие и его составные элементы.

2.Риторика и повседневное бытовое общение.

3. Этнориторика.

4. Риторика и профессиональная речь.

5.Речевая ситуация и ее составляющие.

6. Социальная и речевая роли.

7. Речевые действия в поведении человека. Сообщение прямое и косвенное (метасообщение).

8. Гармония элементов речевого сообщения.

9.Образ говорящего как система свойств личности.

10.Способы борьбы со стрессом и его следствиями в речи.

Дополнительные источники теоретического материала:

1. Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации: практикум. М., 2008.

2. Городецкий Б.Ю. Коммуникативные основы теории языка (от лингвистики структуры к лингвистике общения) // Методы современной коммуникации. Вып.1. М., 2003.

3. Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России. Барнаул, 2011.

4. Чувакин А.А. Основы филологии. М., 2011.

5. Кузнецов И.Н. Прикладная риторика: учебное пособие для студентов вузов. М., 2010.

6. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. М., 2008.

7. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. Минск, 2007.

Наши рекомендации