Лабораторное занятие 15 (интерактивное занятие)
Порождение текста.
1.Идеоречевой цикл (риторический канон) как основа коммуникативно-риторической деятельности в классической риторике: изобретение, расположение, словесное выражение.
2. Учение о топосах, понятийная разработка содержания речи, «общее место» (топ) как элемент смысловой модели, смысловая схема речи. Части речи, их задачи и отношение к принципам расположения содержания в описании, повествовании и рассуждении.
3. Селективно-комбинаторная деятельность оратора, категории изобразительности и выразительности на службе риторики, учение о тропах и фигурах, типы тропов, типы фигур.
4. Современные концепции продуцирования риторического текста (Т.Б. Маркичева, Е.А. Ножин и др.).
5. Докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный этапы порождения публичной речи: ориентировка в аудитории; стратегия и тактика речи: композиция, логика, аргументация и иллюстрирование, приемы популяризации, использование средств образности, эмоционального усиления и других средств воздействия на аудиторию.
Литература: Профессиональная риторика: проблемы и перспективы. Воронеж, 2001; Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990; Риторика диалога: проблемы исследования и освоения в школе и в вузе. Пермь, 2001.
Задание: в приведенных текстах определите особенности порождения. Сделайте анализ инвенции, диспозиции, элокуции (Тексты 5-12).
Лабораторное занятие 16 (интерактивное занятие).
Система жанров в риторике.
1. Монолог и диалог в публичной речи («скрытые» и «открытые» диалоги и монологи).
2. Виды монологов: лекция, выступление и др. Виды диалогов: телефонный разговор, дискуссия и др. Продуктивные и непродуктивные модели монолога и диалога в риторической коммуникации.
3. Профессиональная коммуникация в высшей и средней школе. Ее основные виды: учебный, внеучебный, научный. Основные жанры учебной коммуникации: лекция, семинар (урок), учебный диалог, экзамен и др. Некоторые жанры письменной научной коммуникации: статья, тезисы; учебные и квалификационные научные сочинения: курсовое и дипломное, диссертационное; устные научные выступления (доклад, сообщение, вопрос и др.).
Литература: Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997; Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998; Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.
Задание: определите жанровую принадлежность текста. Проведите жанровую трансформацию, сделайте вывод о возможности/невозможности такого рода трансформаций (Тексты 21-25).
Организация самостоятельной работы студентов
Примерная тематика индивидуальных самостоятельных работ (творческих) работ:
Примерная тематика эссе:
1.Коммуникативный акт. Позиция говорящего, позиция слушающего.
2.Ритор и аудитория: отличие от говорящего и слушающего.
3. Монолог и диалог в коммуникации.
4.Диалогические жанры риторической коммуникации.
5.Монологические жанры риторической коммуникации.
6.Изобретение содержания.
7.Диспозиция.
8.Этапы диспозиции.
9.Словесное выражение.
10.Особенности слововыражения в зависимости от сферы коммуникации и стиля языка.
11.Особенности использования изобразительных и выразительных средств коммуникации в зависимости от вида коммуникации.
12.Жанры устной и письменной коммуникации.
13.Устное выступление: структура и особенности.
14. Особенности устного выступления в зависимости от сферы коммуникации.
15.Письменная речь, ее жанровые и функциональные особенности.
16.Особенности преобразования устной речи в письменную.
17.Особенности преобразования письменной речи в устную.
18.Жанры научной коммуникации.
19.Научный доклад.
20.Структура научного доклада. Обязательные компоненты структуры и содержания.
21.Выделение предмета, объекта, цели, формулирование гипотезы и способы доказательства гипотезы как основные компоненты структуры научного доклада.
22.Особенности научного доклада в устной коммуникации.
23.Лингвистические и нелингвистические особенности научного доклада в устной коммуникации.
Темы для самостоятельной индивидуальной работы:
1.Речевое событие и его составные элементы.
2.Риторика и повседневное бытовое общение.
3. Этнориторика.
4. Риторика и профессиональная речь.
5.Речевая ситуация и ее составляющие.
6. Социальная и речевая роли.
7. Речевые действия в поведении человека. Сообщение прямое и косвенное (метасообщение).
8. Гармония элементов речевого сообщения.
9.Образ говорящего как система свойств личности.
10.Способы борьбы со стрессом и его следствиями в речи.
Дополнительные источники теоретического материала:
1. Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации: практикум. М., 2008.
2. Городецкий Б.Ю. Коммуникативные основы теории языка (от лингвистики структуры к лингвистике общения) // Методы современной коммуникации. Вып.1. М., 2003.
3. Чувакин А.А., Качесова И.Ю., Панченко Н.В. и др. Текст в коммуникативном пространстве современной России. Барнаул, 2011.
4. Чувакин А.А. Основы филологии. М., 2011.
5. Кузнецов И.Н. Прикладная риторика: учебное пособие для студентов вузов. М., 2010.
6. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. М., 2008.
7. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. Минск, 2007.