Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса
Вторая половина XX века обнаружила три главных проблемы техногенной цивилизации:
1) проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения.
2) нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Столкновение двух аспектов человеческого существования – как части биосферы и как ее активного преобразователя. Необходима выработка стратегии деятельности, обеспечивающих коэволюцию человека и природы.
3) проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры (или проблема выхода из современного антропологического кризиса).
- проблема «одномерного человека» как продукта массовой культуры, манипуляции сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие.
- проблема социализации и формирования личности: современный человек вынужден жить в разных традициях, культурах. Возможности коммуникации, неограниченные расстояниями, с одной стороны, и изоляция, атомизация людей, с другой.
- угроза существования человеческой телесности. Генная инженерия – перспективы лечения наследственных заболеваний, с одной стороны, и опасность планомерного генетического совершенствования анторопологического материала, в том числе в политических и популистских целях – с другой.
- угроза новых средств манипуляции психикой человека.
Решение проблем. Различные антисциентистские концепции возлагают на науку и технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Выход не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистического измерения, что в свою очередь, ставит проблему нового типа научной рациональности, включающей в себя гуманистические ориентиры и ценности.
Наука и другие формы познания
Наука и философия
Философия – рефлексия над основаниями культуры (М.Мамардашвили).
Любое познание мира, в том числе научное, в каждую историческую эпоху осуществляется в соответствии с определенной «сеткой» категорий. При этом имеющаяся, выработанная наукой система категорий для изучения нового, неизвестного О-та, может не подходить. Поэтому для того, чтобы наука смогла выявить сущностные связи новых объектов, адекватная О-ту категориальная структура должна быть выработана заранее. Эта задача во многом решается философией. В этом состоит прогностическая функция философии.
Пример: идея атомистики возникла в философии Древнего мира, развивалась в философии Ср.веков, пока естествознание и техника не достигли необходимого уровня, который позволил превратить предсказание философии в научный факт.
Для того, чтобы выяснить механизмы формирования философией категорий, необходимо выяснить функции философии в культуре.
Культура – сложноорганизованный набор надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (т.е. в соотв-и с которыми осуществляются различные виды деят-ти). Культура фиксирует эти программы с помощью различных знаковых систем (орудия труда, образцы операций, естественные и искусственные языки, сами индивиды как носители опред.соц. норм и образцов поведения).
В связи с динамикой культуры в ней можно выделить 3 уровня программ: 1) реликтовые – осколки прошлых культур, потерявшие ценность для данного общества, но воспроизводящие отдельные виды общения и поведения людей (обычаи, суеверия, приметы); 2) программы, которые обеспечивают воспроизводство форм и видов деят-ти, жизненно важных для данного типа общества и определяющих его специфику; 3) программы будущих форм и видов поведения и деятельности. Такие программы появляются в результате поиска путей решения социальных противоречий.
Основания культуры – глубинные программы, которые пронизывают все другие элементы культуры и образуют их целостную систему, это предельно обобщенная система мировоззренческих представлений и установок, которые формируют целостный образ человеческого мира.
Мировоззренческие универсалии – формы оснований культуры. Мировоззренческие универсалии – 2 блока: а) фиксирующие наиболее общие признаки О-тов (О-ты природы, человек, состояния его сознания) (количество, качество, причинность); б) фиксирующие опыт включения индивида в системе социальных отношений и коммуникаций, определяющие его как субъекта деят-ти (добро, красота, долг, совесть).
Поэтому в каждой культуре сознание включает в себя 3 уровня:
1) моменты абсолютного, непреходящего (т.е. не зависящие от историч.эпохи);
2) моменты относительного, исторически изменчивого;
3) уровень единичного (специфика индивидуального и группового сознания) – люди всегда вкладывают в универсалии свой смысл исходя из личного жизненного опыта. Поэтому м.б. противоречивыми (одобрение американцами рабовладения одновременно с позицией «все люди рождаются равными), изменяться (философы Бердяев, Булгаков сначала были марксистами, а потом встали в оппозицию к нему).
Пример 1, 2 уровня: понятия «бытие» и «небытие» есть в разных культурах, но в античном мире небытие – отсутствие бытия, в древнекитайской традиции – небытие есть источник и полнота бытия. Поэтому в Др.Китае любая ситуация – это выход вещи из небытия, в этих процессах и есть истина, а значит, чтобы ее познать, надо созерцать. Поэтому изменять надо не внешние обстоятельства, а свой внутренний мир. Для античности – человек тоже часть Космоса, тоже идеалы гармонии человека и мира, но человек – не как растворяющийся в таинственном и непостижимом Космосе, а как особая его выделенная часть, выступающая мерой всех вещей. Поэтому идеал активности.
Пример единичного (3) уровня: в Ср.века – представление о страдании как непременном атрибуте человеческого бытия. Господствующие классы, вслед за офиц.церк.доктриной – доктрина наказания рода человеческого за первородное грехопадение, простолюдины – необходимость божьего наказания своих угнетателей уже в земной жизни.
Т.о., универсалии культуры выполняют следующие функции:
1) обеспечивают структурирование и сортировку социального опыта, благодаря чему обеспечивается его трансляция, переход из поколения в поколение; 2) явл-ся базисной структурой человеческого сознания, т.е. определяют сознание человека в конкретную историческую эпоху; 3) образуют обобщенную картину человеческого мира (мировоззрение эпохи).
Преобразование основных универсалий культуры происходит в переломные, кризисные эпохи, когда сложившаяся категориальная модель мира перестает обеспечивать трансляцию нового опыта, взаимодействие необходимым обществу видов деятельности. Начинается поиск новых смыслов универсалий.
Философия рефлексирует над основаниями культуры: из неосознанных, неявно функционир-х структур человеческой деятельности философия эксплицирует и осмысливает их (чтобы что-то изменить, надо понять, что именно нужно изменитьJ), выражает в понятийно-логической форме (т.е. упрощает и систематизирует).
Уровни рефлексии:
1) улавливаются общности в качественно различных областях человеческой культуры, осознается их единство и целостность. Результат – не собственно понятия, а смыслообразы, метафоры, аналогии. Они формулируеются в художественно-образной форме, образ – главный способ постижения бытия.
Пример: дхарма – это смыслообраз, ее переводят и как «закон», и как «элементы бытия», у каждого существа своя дхарма – всеобщая и единичная (сущность неотделима от явления).
По мере развития философии метафорический и символический способы мышления не исчезают, они используются, например, в связи с необходимостью раскрыть сущность определенных объектов наиболее всеобщим образом, показать все области действительности, она раскрывается.
2) на основе смыслообразов, метафор, аналогии вырабатывается более строгий понятийный аппарат. Категории культуры уже определяются в своих наиболее общих и существенных признаках. Т.е. универсалии превращаются в идеальные объекты, с которыми уже можно проводить мысленные эксперименты.
Помимо рефлексии, есть еще один источник создания философией новых категорий – установление содержательно-логических связей между философскими категориями и выведение из них логическим путем новых.
Постоянная направленность философии на выработку новых категориальных смыслов, постановка и решение проблем, многие из которых на данном этапе социальн.развития оправданы преимущественно теоретическим развитием философии, - все это сближает философию со способом научного мышления.
Наука и искусство: см. вопрос № 9.
Наука и религия:
Наука и здравый смысл: см. вопрос №9.
Функции науки в культуре:
1. Познавательная (гносеологическая): задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания.
2. Мировоззренческая: тесно связана с познавательной ,главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия. Уже в 17 в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Наука стала воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей. Ценность образования, основанного на усвоении научных знаний, стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
3. Функция преобразования: внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. (во второй половине 19 в.)
4. Наука как социальная сила. В 20 в. Наука начинает все активнее проникать в различные сферы управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития.
5. Культурная, образовательная функция. Заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.