Глава 3. ранний период античной философии
Философия зародилась в Древней Греции в VI—V вв. до н.э. Как и в других странах, она возникла на основе мифологии и долго сохраняла с ней связь.
Таблица 17. Происхождение античной философии
Стадия | Время | Содержание |
Мифология | XVIII—IX вв. до н.э. | Мифы доолимпийского и олимпийского периодов |
Предфилософия | IX—VII вв. до н.э. | Труды Гомера, Гесиода, орфиков, афоризмы (гномы) семи легендарных мудрецов |
Философия | с VI в. до н.э. | Начиная с учения Фалеса1 |
В истории античной философии принято различать следующие периоды (табл. 18).
Таблица 18. Основные периоды развития античной философии
Период | Время |
Ранний период греческой философии | VII в. до н.э. — сер. V в. до н.э. |
Классический период греческой философии | втор. пол. V — нач. IV в. до н.э. |
Эллинистический период2 греко-римской философии | втор. пол. IV в. до н.э. — 529 г. н.э. |
1 Фалес входит в число «семи мудрецов», так что им заканчивается период предфилософии и начинается период собственно философии.
2 Эллинистический период — период античной истории с середины IV в. до н.э., начавшийся после возникновения и распада империи Александра Македонского.
Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии, долго сохраняла с ней связь. В частности, на протяжении всей истории античной философии в значительной степени сохранилась терминология, пришедшая из мифологии. Так, имена богов использовались для обозначения различных природных и социальных сил: любовь именовалась Эросом или Афродитой (земной или небесной), мудрость — Афиной, поддержание космического порядка связывалось с Эриниями — богинями мщения и т.д.
Естественно, что особенно тесная связь мифологии с философией имела место в ранний период развития философии. Из мифологии были унаследованы представление о четырех основных стихиях, из которых состоит все сущее (Вода, Воздух, Огонь, Земля), идея организации Космоса (Порядка) из Хаоса (Смешения), устройство Космоса и ряд других.
Большинство философов раннего периода первоначалом бытия считали одну или несколько стихий, но при этом стихия-первоначало часто считалась одушевленной (например, Вода у Фалеса), а иногда даже и разумной (например, у Гераклита таким считается Огонь-Логос). Но в качестве первоначал кроме стихий предлагались и другие, самые различные сущности (схема 29).
Большинство греческих мудрецов можно назвать «стихийными, или наивными материалистами», так как выбираемая ими в качестве первоначала сущность (стихия, атомы, гомеомерии и т.п.) имели материальную природу. Но в то же время существовали и философы, к которым можно применить термин «наивные идеалисты»: у них в качестве первоначала бытия выступают некие идеальные сущности или силы (числа у Пифагора, Мировой ум (Нус) у Анаксагора, Любовь и Вражда у Эмпедокла и т.д.).
Для раннего периода в целом характерны натурфилософия (философия природы) и космоцентризм, т.е. центральной проблемой философии был вопрос о Космосе: его устройстве (космология) и происхождении (космогония). Вопрос о происхождении Космоса был непосредственно связан с представлениями об исходном первоначале (или первоначалах) бытия.
Из всех трудов философов раннего периода до нас не дошло ни одной целой работы. Сохранились лишь отдельные фрагменты — в виде цитат у более поздних античных авторов.
Зарождение и первые стадии развития в древнегреческой философии имели место в Ионии — области в Малой Азии, где было много греческих колоний. Иония находилась на пути пересечения торговых
путей между Западом и Востоком, что способствовало знакомству ионийских греков с различными восточными учениями. После завоевания Ионии персами развитие философии здесь прекратилось, и многие греки, в том числе выдающиеся умы, вынуждены были переехать в западные районы Средиземноморья.
Вторым географическим центром развития философии стала так называемая Великая Греция — районы Южной Италии и о. Сицилия, где также находилось много греческих городов-полисов.
В настоящее время всех философов раннего периода часто называют досократиками, т.е. предшественниками Сократа — первого крупного философа следующего, классического, периода. Но в более строгом смысле досократиками принято было называть только философов VI—V вв. до н.э., относящихся к ионийской и италийской философии, а также их ближайших преемников IV в. до н.э., не затронутых влиянием «сократической традиции».
Схема 15. Ранний период античной философии: классификация школ
Схема 16. Ранний период античной философии: хронологические рамки