Практическая работа №14
Тема: Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии.
Цель работы: обобщить знания по социальной философии.
Выполнение заданий по вопросам социальной философии по вариантам.
I вариант.
Задание №1: Объяснить видимое противоречие между двумя утверждениями: Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно (Неизвестный автор). Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть (Б. Шоу).
Задание №2: Раскрыть тезис Бисмарка «это только дураки учатся на собственном опыте, я же предпочитаю учиться на опыте других».
Задание №3:Выбрать правильный ответ
1.Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
а) культурология; б) социальная философия;
в) гносеология; г) политология.
2. Постижением процесса общественной жизни занимается...
а)история философии; б)философия человека;
в) философия природы; г) философия истории
3. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:
а) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;
б) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;
в) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;
г)человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.
4. Согласно концепции М. Вебера, общество — это:
а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;
б) понимающее «бытие-в-мире»;
в) свободный практический и творческий выбор;
5. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:
а) жизни людей согласно их речевым актам;
б) истолкования смысла социальных действий людей;
в) формы материального производства;
г) соответствующего общественного договора.
6. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество — это:
а) воплощение совершенной идеи справедливости;
б) открытая система, действующая на основе «социальных технологий»«социальной
инженерии»;
в) продолжение природы и космических закономерностей;
г) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».
7. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
б) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
в)осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
8. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:
а) антропосфера; б) социосфера; в) ноосфера; г) техносфера.
9. К источникам саморазвития общества не должно относиться:
а) взаимодействие общества и природы;
б)использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;
в)саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;
г) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.
10. Гегель полагал, что развитое общество — это:
а) нравственная реальность; б) общество всеобщего благоденствия;
в) царство божие; г) правовое государство.
11. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:
а) герменевтики; б)структурализма;
в) постмодернизма; г)синергетики.
12.Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем организации этноса не является:
а) популяция; б) семья;
в) группа (община, анклав и т.д.); г) субэтнос.
13.Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:
а) семья; б) государство; в) собственность; г) власть.
14.Главным условием существования и развития общества является(-ются)...
а) материальное производство; б) вера в Бога;
в) справедливые отношения между людьми; г) освоение космоса
15.«Естественное состояние», по Т. Гоббсу, – это…
а) любовь к ближнему; б) война всех против всех
в) примирение с действительностью; г) равновесие любви и ненависти
II вариант.
Задание №1: Объяснить видимое противоречие двух утверждений: Один ум хорошо, а два лучше; Лучше один плохой генерал, чем два хороших.
Задание №2: Раскрыть макиавеллиевский тезис «цель оправдывает средства» в государственном управлении.
Задание №3:Выбрать правильный ответ
1. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:
а) становление свободного человека; б) самоцельное становление свободы;
в) развитие мирового духа во времени; г) развитие мирового духа в пространстве.
2.В социальной сфере у Гегеля значительную роль играет понятие идеала, который:
а) рассматривается в плане судьбы индивидуума и его реализация как «должного» переносится в трансцендентный мир;
б) в своей реализации отодвигается в необозримое будущее, при условии, что трансцендентное есть прямое продолжение посюсторонней жизни;
в) есть воплощение творческой программы «идеи», и должен быть осуществлен в жизни ближайшего поколения;
г) есть существующий оплот европейского «священного союза».
3. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:
а) циклов; б)стрелы; в) спирали; г) маятника.
4. В своей философии истории И.Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:
а) царству божию; б) декадансу; в) гуманизму; г) варварству.
5. По Фихте, целью истории человечества является:
а) побуждение идентичности; б) устремление к субординации;
в) установление координации; г) определение диспозиции.
6. По Шеллингу, история может быть определена, как:
а) воплощение абсолютной свободы; б)постепенная реализация правового закона;
в) проявление необходимости; г)воплощение божественного замысла.
7. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:
а) немецкого философа К. Ясперса;
б) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;
в) французского историка и культуролога Ф. Броделя;
г) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.
8. Разновидностями социального детерминизма являются концепции…
а) экономического детерминизма; б) экзистенциализма
в) постмодернизма;г) провиденциализма
9. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:
а) Ф. Бродель; б) П. Сорокин; в) Ф. Фукуяма; г) А. Тойнби.
10. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:
а) К. Сен-Симон и Г. Спенсер; б) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;
в) К. Маркс и Ф. Энгельс; г) Ф. Ницше и А. Камю.
11. Государство, власть и властные отношения составляют ядро...
а)политической сферы; б)семейно-бытовых отношений;
в)экономической сферы; г)духовной сферы
12. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли...
а) Левкипп и Демокрит; б) Платон и Аристотель;
в) Парменид и Зенон; г) Фалес и Анаксимен
13.Согласно плюралистическому пониманию истории…
а) различные социальные организмы подчиняются общим законам исторического развития
б) человеческого общества как целостного образования не существует
в) каждое историческое образование возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет
г) ход истории предопределяется божественным провидением
д) разнообразие в историческом развитии не отрицает идею единства истории
14. Разновидностями социального детерминизма являются концепции…
а) технологического детерминизма;б) демографического детерминизма
в) провиденциализма;г) экзистенциализма
д) постмодернизма
15.В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был...
а) И. Кант;б) Сократ;в) Августин;г) Ф. Аквинский