Практическая работа №14

Тема: Выполнение тестовых заданий по вопросам социальной философии.

Цель работы: обобщить знания по социальной философии.

Выполнение заданий по вопросам социальной философии по вариантам.

I вариант.

Задание №1: Объяснить видимое противоречие между двумя утверждениями: Всякая власть развращает, а абсолютная власть развраща­ет абсолютно (Неизвестный автор). Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть (Б. Шоу).

Задание №2: Раскрыть тезис Бисмарка «это только дураки учатся на собственном опыте, я же предпочитаю учиться на опыте других».

Задание №3:Выбрать правильный ответ

1.Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

а) культурология; б) социальная философия;

в) гносеология; г) политология.

2. Постижением процесса общественной жизни занимается...

а)история философии; б)философия человека;

в) философия природы; г) философия истории

3. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:

а) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;

б) человека, и общество понималось как совокупность от­дельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;

в) общество, как совокупность объективно данных челове­ку общественных отношений, а человек при этом нахо­дится на пересечении, в «узлах» разнообразных общест­венных связей;

г)человека и общество одновременно, поскольку они яв­ляются взаимодополняющими и постоянно взаимодей­ствующими сторонами.

4. Согласно концепции М. Вебера, общество — это:

а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноме­нологией сознания;

б) понимающее «бытие-в-мире»;

в) свободный практический и творческий выбор;

5. В марксизме утверждается, что структура обще­ства вытекает из:

а) жизни людей согласно их речевым актам;

б) истолкования смысла социальных действий людей;

в) формы материального производства;

г) соответствующего общественного договора.

6. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхо­да, при котором общество — это:

а) воплощение совершенной идеи справедливости;

б) открытая система, действующая на основе «социальных технологий»«социальной

инженерии»;

в) продолжение природы и космических закономерностей;

г) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».

7. Отчуждение во взаимоотношениях человека и обще­ства наступает тогда, когда:

а) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

б) происходит растворение человека в абстрактных соци­альных качествах, в утрате им контроля над результата­ми своей деятельности в обществе;

в)осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результа­тов;

г) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

8. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:

а) антропосфера; б) социосфера; в) ноосфера; г) техносфера.

9. К источникам саморазвития общества не должно относиться:

а) взаимодействие общества и природы;

б)использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенство­вания человеческого существования;

в)саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;

г) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.

10. Гегель полагал, что развитое общество — это:

а) нравственная реальность; б) общество всеобщего благоденствия;

в) царство божие; г) правовое государство.

11. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:

а) герменевтики; б)структурализма;

в) постмодернизма; г)синергетики.

12.Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем орга­низации этноса не является:

а) популяция; б) семья;

в) группа (община, анклав и т.д.); г) субэтнос.

13.Социальный институт, который представляет со­бой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, назы­вается:

а) семья; б) государство; в) собственность; г) власть.

14.Главным условием существования и развития общества является(-ются)...

а) материальное производство; б) вера в Бога;

в) справедливые отношения между людьми; г) освоение космоса

15.«Естественное состояние», по Т. Гоббсу, – это…

а) любовь к ближнему; б) война всех против всех

в) примирение с действительностью; г) равновесие любви и ненависти

II вариант.

Задание №1: Объяснить видимое противоречие двух утвер­ждений: Один ум хорошо, а два лучше; Лучше один плохой генерал, чем два хороших.

Задание №2: Раскрыть макиавеллиевский тезис «цель оправдывает сред­ства» в государственном управлении.

Задание №3:Выбрать правильный ответ

1. Гегель рассматривал историю в своей работе «Фи­лософия истории», как:

а) становление свободного человека; б) самоцельное становление свободы;

в) развитие мирового духа во времени; г) развитие мирового духа в пространстве.

2.В социальной сфере у Гегеля значительную роль иг­рает понятие идеала, который:

а) рассматривается в плане судьбы индивидуума и его реализация как «должного» переносится в трансцен­дентный мир;

б) в своей реализации отодвигается в необозримое буду­щее, при условии, что трансцендентное есть прямое продолжение посюсторонней жизни;

в) есть воплощение творческой программы «идеи», и дол­жен быть осуществлен в жизни ближайшего поколения;

г) есть существующий оплот европейского «священного союза».

3. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:

а) циклов; б)стрелы; в) спирали; г) маятника.

4. В своей философии истории И.Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:

а) царству божию; б) декадансу; в) гуманизму; г) варварству.

5. По Фихте, целью истории человечества является:

а) побуждение идентичности; б) устремление к субординации;

в) установление координации; г) определение диспозиции.

6. По Шеллингу, история может быть определена, как:

а) воплощение абсолютной свободы; б)постепенная реализация правового закона;

в) проявление необходимости; г)воплощение божественного замысла.

7. Ход человеческой истории в виде линейного посту­пательного движения (прогресса) описывался, преимущест­венно, в трудах:

а) немецкого философа К. Ясперса;

б) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;

в) французского историка и культуролога Ф. Броделя;

г) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.

8. Разновидностями социального детерминизма являются концепции…

а) экономического детерминизма; б) экзистенциализма

в) постмодернизма;г) провиденциализма

9. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:

а) Ф. Бродель; б) П. Сорокин; в) Ф. Фукуяма; г) А. Тойнби.

10. Против самой идеи прогресса в человеческой исто­рии выступали:

а) К. Сен-Симон и Г. Спенсер; б) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;

в) К. Маркс и Ф. Энгельс; г) Ф. Ницше и А. Камю.

11. Государство, власть и властные отношения составляют ядро...

а)политической сферы; б)семейно-бытовых отношений;

в)экономической сферы; г)духовной сферы

12. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли...

а) Левкипп и Демокрит; б) Платон и Аристотель;

в) Парменид и Зенон; г) Фалес и Анаксимен

13.Согласно плюралистическому пониманию истории…

а) различные социальные организмы подчиняются общим законам исторического развития

б) человеческого общества как целостного образования не существует

в) каждое историческое образование возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет

г) ход истории предопределяется божественным провидением

д) разнообразие в историческом развитии не отрицает идею единства истории

14. Разновидностями социального детерминизма являются концепции…

а) технологического детерминизма;б) демографического детерминизма

в) провиденциализма;г) экзистенциализма

д) постмодернизма

15.В западноевропейской философии первым философом, поставившим в центр своих размышлений человека, был...

а) И. Кант;б) Сократ;в) Августин;г) Ф. Аквинский

Наши рекомендации