Лабораторное занятие 5-6
Риторические школы.
1.Основания деления риторических школ.
2.Аргументтивная школа, школа речевого воздействия, школа оптимизации коммуникации и др. риторические школы.
Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.
Задание: аргументируйте деление риторических школ с позиций античной и современной риторик.
Лабораторное занятие 7 (интерактивное занятие).
Коммуникативный акт и коммуникативная ситуация
1. Коммуникативный акт как молекула коммуникации.
2. Коммуникативная ситуация, ее компоненты.
Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.
Задание: приведите пример любой риторической ситуации, выделить и опишите все ее компоненты.
Лабораторное занятие 8 (интерактивное занятие).
Идеоречевой цикл как база риторической парадигмы.
1.Понятие идеоречевого цикла.
2.Изобретение (инвенция).
3.Расположение (диспозиция).
4.Словесное оформление (элокуция).
Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.
Задание: в любом тексте на ваш выбор проанализируйте этапы идеоречевого цикла.
Лабораторное занятие 9.
Этапы запоминания и актерского произнесения как этапы риторической модели частной риторики.
1. Запоминание.
2.Актерское произнесение (техника речи).
Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.
Задание: отработайте любые мнемонические техники, продемонстрируйте их в аудитории.
Лабораторное занятие 10.
Описание модели профессиональной коммуникации
1.Частная риторикаи модель профессиональной коммуникации.
2.Модель профессиональной коммуникации и способы ее реализации.
Литература: Голуб И.Б. Риторика: учебник. М.: Омега-Л, 2009; Иссерс О.С. Речевое воздействие. М.: Флинта, 2009; Качесова И.Ю., Панченко Н.В., Чувакин А.А. Теория текста. М.: Флинта, 2009; Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2010.
Задание: аргументируйте разделение риторики на общую и частную.
Практическое занятие 11.
Риторическая модель коммуникации.
1.Риторическая коммуникация как объект моделирования.
2. Основные компоненты риторической модели коммуникации: коммуникативный контекст, образ оратора/Говорящего (имидж), образ аудитории/Слушающего (целевая аудитория) и ситуативно ориентированный, риторически обработанный текст.
3. Взаимоотношения между основными компонентами модели риторической коммуникации.
Литература: Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997; Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998; Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.
Задание: проанализируйте особенности риторической коммуникации в текстах для самостоятельной работы (тексты 1-5).
Лабораторное занятие 12.
Говорящий как субъект риторической коммуникации.
1. Говорящий, его коммуникативные и прагматические цели в коммуникативном процессе.
2. Эволюция образа оратора в риторике; современные концепции Говорящего в риторике (А.К. Михальская, Н.А. Прокуровская, Г.Ф. Болдырева, Л.В. Соловей и др.); категория имиджа: структура, типы и сопутствующие категории.
Литература: Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996; Основы общей риторики /Под ред.А.А.Чувакина. Барнаул, 2000; Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. Киев, 1998; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.
Задание: проанализируйте особенности позиций Говорящего и Слушающего в текстах для самостоятельной работы (Тексты 6-10).
Лабораторное занятие 13.
Целевая аудитория как субъект коммуникации.
1. Современные подходы к изучению аудитории в риторике.
2. Основные параметры оценки целевой аудитории: формально-демографический, мотивационный, уровневый и т.д.
3. Проблема активизации процессов внимания аудитории. Проблема вербализации/понимания в риторике.
Литература: Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996; Основы общей риторики /Под ред.А.А.Чувакина. Барнаул, 2000; Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. Киев, 1998; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.
Выделите и опишите параметры целевой аудитории. Проведите эксперимент: что изменится в ситуации при изменении ее параметров. Параметры изменяйте на Ваше усмотрении (Тексты 11-16).
Лабораторное занятие 14 (интерактивное занятие).
Риторический текст.
1. Риторический текст как разновидность публичной речи.
2. Характеристика основных особенностей публичной речи.
3. Слово как средство риторического воздействия; риторические стратегии и приемы публичной коммуникации; устная форма публичной речи: особенности морфологии, лексики, синтаксиса и выразительных средств; проблема трансформации письменной речи в устную.
Литература: Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997; Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М., 1998; Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М., 1992.
Задание: Проанализируйте риторический потенциал текста (тексты17-20).