Атомисты и начало материалистической линии в философии

Представители атомизма Левкипп (500-440 до н.э.), Демокрит из города Абдеры (ок. 460-ок.370гг. до н. э.), Эпикур (341-270 до н.э.)утверждали, что мир состоит из атомов

– мельчайших материальных, невидимых и неделимых частиц.

Делимое по-гречески звучит как «томос». Отрицательная частица в греческом – «а», поэтому неделимое – это «атомос» или «атом». Это слово впервые употребил ДЕМОКРИТ, и вот уже две тысячи лет оно существует во всех западных языках. Правда, в современном употреблении атом обозначает очень маленький элемент вещества, он «делится» на элементарные частицы и имеет сложную структуры. Но «делимость атома» была обнаружена физиками только в 19 веке. У Демокрита атом – это обязательно неделимое и потому вечное, то, что можно считать подлинным бытием. Единственное свойство атома – это всегда быть, атом обречен на неизменное

существование, на Бытие.

Понятие атома у Демокрита сопровождается понятием «пустота». Атом и пустота – вот неизменная начальная сущность бытия. Атомисты существенно изменяют понимание пустоты. В учении элеатов существует только бытие, небытия нет. В противовес этим суждениям, атомисты утверждали, что небытие существует нисколько не менее, чем бытие, и это небытие есть пустота. В их толковании пустота – это не «ничто», а «нечто», что сопровождает жизнь атомов, это неявленное бытие, то, что выступает необходимым свойством и условием наличия бытия как единства атомов и пустоты. Атомы, по учению Демокрита, бескачественны, но различаются по форме, порядку и положению. Атомы имеют различную величину – от мельчайших до крупных, они могут быть круглые, продолговатые кривые, «с крючками» и т. д. Атомов бесконечно

много, они движутся в пустоте, сталкиваются, разъединяются и вновь движутся, заимодействуя друг с другом. Соединение атомов приводит к рождению вещей, разъединение – к их гибели. Все предметы, таким образом, возникают и уничтожаются, а мир представляет собой вечное движение и изменение. Любой предмет – всего лишь временная комбинация неделимых частиц и существует до тех пор, пока они вместе.

Во Вселенной существует вечное и бесконечное пространство – «Великая пустота», вместилище атомов. Вселенная бесконечна и вечна, она состоит из бесчисленного множества миров, постоянно возникающих и уничтожающихся. Возникают миры из атомов, которые движутся в пустоте двумя способами: падают по прямой «сверху вниз» и движутся по кругу, образуя вихри. Из таких гигантских завихрений и создаются миры. «Итак, - писал Демокрит, - атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств, пустота же – некоторое место, в котором все эти тела, в течение всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются каким-нибудь образом между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и сходятся между собой в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, их состояния и ощущения».

Демокриту принадлежит концепция всеобщего детерминизма, положившая начало философскому учению о причинной обусловленности, которая развивала более древнее

понятие мирового закона – Логоса. Согласно принципу детерминизма, по учению греческого философа, все в мире вплоть до мельчайших природных событий и человеческих

поступков, причинно обусловлено движением атомов. Случайности не существует. Демокрит писал по этому поводу: «Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность».

Философские интересы Демокрита были широки и разнообразны: значительное внимание он уделял гносеологическим проблемам, дал материалистическое объяснение возникновению богов, занимался математикой, физикой, астрономией, риторикой, этикой, стремился «естественным» образом объяснить возникновения общества.

Молодой К. Маркс написал диссертацию «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура», в которой отмечает ненасытную жажду знаний Демокрита, прогрессивность его философских воззрений

Идеи Демокрита не были достойным образом оценены современниками, хотя они и нашли дальнейшее развитие во взглядах Эпикура и римского последователя идей атомизма, поэта и философа Тита Лукреция Кара (ок. 99-55 гг. до н.э.), автора поэмы «О природе вещей». Однако понятие атома оказалось одной из выдающихся идей в истории науки. Ф. Энгельс назвал ее «гениальной догадкой», и хотя многие рассуждения Демокрита об атоме звучат сегодня достаточно наивно, но одновременно и прозорливо, его главная идея была полностью подтверждена наукой последующих эпох.

Древнегреческие атомисты вошли в историю как создатели одного из главных направлений в философии – материализма. Основная идея материализма состоит в том, что первичной, исходной реальностью, первоосновой мира признается некая материальная данность. По Демокриту – это атомы и пустота, существующие вечно, душа возникает из особого рода атомов. Душа имеется не только у человека и животных, но также у растений. Душа сохраняется в теле и увеличивается благодаря дыханию, однако она умирает вместе со смертью тела, рассеиваясь в пространстве.

Даже боги, с точки зрения философа, состоят из круглых огненных атомов и потому они не бессмертны. Он не отрицал религию, но полагал, что и у богов существует материальная природа.

Демокрит оставил и свои представления о том, как человек познает мир. Он полагал, что от каждого тела во все стороны исходят «истечения», представляющие собой тончайшие сочетания атомов, отклоняющиеся от поверхности тела и несущиеся в пустоте с величайшей скоростью. Эти истечения Демокрит называл «образами». Они попадают в глаз и другие органы чувств по принципу «подобное действует на организме. Ощущения и восприятия человека представляют собой результат взаимодействия атомов, из которых составлены и образы атомов соответствующих органов чувств. Так,

ощущение белого цвета вызывают в глазу «гладкие атомы», черного – «шероховатые», «гладкие атомы», попавшие на язык, вызывают ощущение сладости, а попавшие в нос – ощущение благовония и т д. Демокрит считал, что ощущения служат исходным этапом на пути познания, но это познания он называл «темным», противопоставляя его «истинному» знанию, к которому приводит только разум.

Значение учения Демокрита для философской мысли было так велико, что В.И. Ленин назвал всю материалистическую линию в греческой философии «линией Демокрита». Однако древнегреческий материализм принято называть «наивным» и «стихийным»: первые философы еще не ставили вопроса о материальной или духовной природе мира, они интуитивно тяготели к материализму, опираясь на здравый смысл и обыденный опыт.

Идеалистическое направление возникает позднее материалистической линии древнегреческой философской мысли. Создателем первой идеалистической философии является Платон, а предпосылки платоновского идеализма связаны с философскими идеями Пифагора, софистов, Сократа и др.

Наши рекомендации