Натуристический период в античной философии (милетская школа, атомисты, школа Пифагора)

Античная философия - философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах.

Наиболее известные философские школы Древней Греции: школа пифогарийцев; школа Гераклита Эфесского; элейская школа; атомисты.

1) Милетская школа – в основе всего находиться некая первичная субстанция.

Представители:

Фалес: утверждал, что начало – вода. К этому предположению он, быть может, пришел, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живет (а то, из чего всё возникает – это и есть начало всего).

Анаксимандр: первоначалом и основой является беспредельное, и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остаётся неизменным.

Анаксимен: полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть, что было и что будет <...> Сгущаясь и разрежаясь, [воздух] приобретает видимые различия.
2) Атомисты - вещество пространство и время нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие неделимые частицы атомы. И неделимые Атомы- неизменны.

Представители:

Демокрит: существуют два первоначала вещей: атомы и пустота. При этом атомы, т.е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы материи неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, как звук, цвет, и вкус атомам не присущи ей. Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведет к гибели тел. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов.

Философия Сократа

Сократ (469-399 гг. до н.э.) - первичным является дух, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа.

Мир представляется Сократу творением божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение Сократ - принципиальный враг изучения природы. Он считает это нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов.

В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества.

3 основных добродетеля: умеренность (знание, как обуздывать страсти); храбрость (знание, как преодолеть опасности); справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).

Особенности философии:

1) Сократ вошел в историю как выдающийся полимест, мудрец, философ-педагог.

2) Основной метод Сократа – ирония и майевтика. Майевтика - это диалогический способ рождения нового знания, поиск истины через противоречия.

3) Сократ был сторонником этического реализма, согласно которому любое значение есть добро, а любое зло, порок совершается от незнания.

Смерть философа подробно описана в конце книги Платона «Федон». По приговору суда Сократ выпил яд.

Философия Софистов

Первоначально словом «софист» («мудрец») в Греции обозначали людей, сведущих в какой-либо области знания, мастерстве. С середины 5 в. до н.э. софистами стали называть учителей красноречия и философии, зарабатывавших преподаванием и изготовлением речей на заказ.

Будучи первыми последовательными представителями субъективного идеализма, софисты отрицали наличие объективного бытия и возможность его познания. Софисты также настаивали на относительности (релятивизме) нравственных и эстетических оценок.

Софисты внесли значительный вклад в развитие гуманитарных наук: риторики, филологии, учения об обществе и т. д.

В своей устной деятельности и сочинениях софисты, стремясь не к истине, а к убедительности, использовали софизмы - эффектные, но логически неправильные умозаключения.

Софистов подразделяют на старших (Протагор, Горгий, Продик и др.) и младших (Критий, Фрасимах и др.).

Для софистов характерно критическое отношение к традиционному укладу жизни, традициям, обычаям, религии. Все это может быть заменено в соответствии с новыми потребностями людей.

Представители:

Протагор: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Таким образом, именно человек (субъект) является критерием достоверности всех явлений и качеств.

Горгий: по мнению Филострата, Горгий был «Отцом риторики».

Философия Платона

Философия Платона – идея:

1) мир идей – вечный и подлинный мир. (бытие).

2) мир вещей, чувственно воспринимаемых предметов – мир возникающих и исчезающих (не вечных) явлений.

3) мир материи – вечный и самостоятельный мир (небытие).

Мир идей: идеи фиксируют смысл каждой вещи, для каждой вещи одного класса есть идея, обозначенная одним именем. Идеи — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей. Идеи Платона, существуют и без человека. У Платона идеи объективны. Платон объективный идеалист. Он не только был убежден в объективности идей, но и считал, что они могут существовать, где то на небе без сопричастности к ним вещей.

Познание: Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Познание это созерцание умом высших сущностей мира идей. Мир идей- абсолютная, объективная реальность, которая посредством амнезиса, становиться предметом ума.

Учение Платона об обществе: главная идея общественного благоустройства - это идея справедливости. Те, в которых преобладает вожделеющая душа, т.е. достигшие стадии умеренности, но не мужества и тем более мудрости, должны быть крестьянами, ремесленниками, продавцами (купцами). Тем, в которых преобладает волевая, мужественная душа, суждено стать стражами. И только достигшим в своем духовном развитии мудрости по праву можно быть политическими, государственными деятелями. В совершенном государстве между тремя описанными выше классами общества должна быть установлена гармония.

Идеальное государство: Государством должны править философы, частная собственность должна быть устранена, в государстве должно быть три слоя людей – правители, войны, крестьяне.

Государственное устройство: правильные (монархия- справедливая власть одного человека, аристократия- справедливая власть меньшинства) и не правильные (тирания-несправедливая власть одного человека, демократия- справедливая власть большинства, олигархия- несправедливая власть меньшинства).

Миф об Атлантиде: в море- океане лежал огромный остров. Посейдон поселил там своих сыновей от земной женщины Клито, старшего из них звали Атлантом. Вопросы о существовании и причинах гибели Атлантиды в науке остаются спорными.

Философия Аристотеля

Философия Аристотеля:

1) Форма представляет собой внутреннее состояние.

2) Материя – это неоформленный субстрат. Она пассивна и неспособна сама по себе ничего из себя породить. Материя как и форма, вечна.

3) Материя и форма друг без друга существовать не могут.

4 класса причин: материальная причина – это субстрат, материя из которой образуются тела; формальная причина – действует, когда форма активно проявляет себя; действующая причина – раскрывает источник движения, источник превращения возможности в действительность; целевая причина – определяет цель движения.

Аристотель - основатель логики. Именно Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной постановке.

Законы логики:

1) Закон исключенного противоречия (А не есть не А): невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же предмету.

2) Закон исключенного третьего(А или (не А)): отрицание и утверждение не могут быть оба ложными.

3) Закон тождества: А есть А (Аристотель не приводил такую формулировку, но она соответствует его воззрениям).

Аристотель гордился своим учением о силлогизме (буквально: о сосчитывании высказываний).

Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило,второе - особенное, третье – вывод (к примеру, Если все люди смертны, а все греки-люди, то все греки смертны.)

Философия Скептиков

Скептицизм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Скептицизм как философская школа был основан Энесидемом в первом веке до нашей эры, что отмечается в трудах Секста Эмпирика в начале 3 века н.э. Впрочем, уже в четвертом веке до нашей эры многие греческие философы придерживались основных постулатов скептиков. Направление скептицизма иногда также носит название Пирронизм в честь философа Пиррона, которого многие считают идейным вдохновителем этой философской школы.

Представитель: Пиррон (около 360 г. - ок. 270 до н.э.) - греческий философ, основатель скептицизма.

По мнению философа, против каждого заявления можно высказать прямо противоположное мнение. Философ считал, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, т. к. в себе все одинаково, и поэтому что-либо не в большей степени одно, чем другое. Исходя из этого, Пиррон считал, что невозможно познать природу вещей, в силу того, что абсолютно любому предмету или явлению можно всегда дать прямо противоположное определение.

Настоящий мудрец и философ, по словам Пиррона, должен задать себе три вопроса:

1) что такое та или иная вещь, и каким образом она создана.

2) как человек связан с этими вещами.

3) каким должно быть его отношение к ним.

Пиррон пришел к выводу, что вещи неотличимы и неизмеримы, а человеческое познание не способно к восприятию ни лжи, ни истины. Человечеству никогда не понять сути вещей, и единственное, что нам доступно – это восприятие внешней стороны предметов и явлений.

Невозможность познания должна заставить мудреца уйти в себя, избегая стресса и эмоций, возникающих при напрасной умственной деятельности и воображении того, чего все равно не понять.

Философия Эпикурейцев

Эпикуреизм — учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей.

Эпикурейская школа была основана Эпикуром в Митилене и Лампсаке. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо».

Представитель: Эпикур - (341 - 270 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, основатель философской школы эпикурейства или эпикуреизма.

Физика: В физике Эпикур исходил из признания вечности и несотворимости мира. Эпикурейцы были яркими представителями античного материализма, которые заимствовали учение Демокрита об атомах, однако дополнили его учением о свободном отклонении атомов.

Космология: Эпикур считал, что космос не имеет границ, а во вселенной существует множество миров.

Этика: Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: отсутствие телесного страдания; невозмутимость души (атараксия); дружба.

Философия Киников

Кинизм — одна из наиболее значительных и известных постсократических философских школ. Название школы образовано либо от слова «собака» или названия холма Киносарг.

Школа была основана в 4 веке до н.э. Антисфеном Афинским. По мнению философа, добиться лучшей жизни можно, отказавшись от всего лишнего и бесполезного, живя естественно. Он призывал всех жить подобно собаке, что означало жить согласно собственной природе, презирать условности и нормы морали, уметь постоять за себя, быть хорошим другом и т.д. Киники отказывались от желания обладать богатством или славой и довольствовались малым. Основатель школы Антисфен был учеником Сократа. Его последователем был Диоген Синопский, который стал символом школы и наиболее известным из киников

Представитель: Диоген (412-323 гг. до н.э.) - "циник", греческий философ, родился в городе Синопы (современный Синоп, Турция) на южном побережье Черного моря.

Наряду с Антисфеном Диоген считается одним из основателей цинизма. До наших дней не сохранилось ни одного писания Диогена, хотя ему приписывают авторство множества книг.

Философия Стоиков

Стоицизм происходит от греческого слова «Стоя», что означает «крытая колоннада» или портик. Последователей стоицизма называют стоиками.

Учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику.

Представитель: Зенон (336-332 – 270-262) — древнегреческий философ, основатель стоической школы.

Логика: Основой познания Зенон считал чувственное восприятия, которое, в свою очередь, служит основой для прочных знаний о предметах или явлениях. При воздействии на органы чувств различных внешних объектов у человека возникает первичное впечатление. Впечатление перерастает в представление.

Физика: Стоики представляют мир живым организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, посему стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытания. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой — это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец.

Этика: В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров , мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ничем иным, как самосохранением и самоутверждением и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.

Известны некоторые крылатые фразы Зенона-

«Человек покоряет мир, покоряя самого себя»,

«Почему мир будет меня ждать, если я жду его»,

«У нас два уха и один рот, значит нужно больше слушать, чем говорить».

Наши рекомендации