Основной вопрос философии
В традиционной трактовке основным вопросом философии является вопрос об отношении сознания (мышления, духа, идеального) к материи (природе, материальному). Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем. Основной вопрос философии имеет две стороны (два аспекта): онтологическую и гносеологическую.
_______________
1 Классификация (классифицирование) (лат. classis- разряд и facere-делать) - особый случай применения логической операции деления объема понятия, где делимое понятие является родом, а новые понятия - видами, видами видов (подвидами и т.д.). Если в качестве основания (критерия) берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производных, так что классификация может служить источником знания о классифицируемых объектах, то такая классификация называется естественной. В свою очередь, классификация по существенным признакам называется типологизацией. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, где в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги), то такие классификации называют искусственными.
· Первая (онтологическая) сторона - это вопрос о том, что является генетически первичным и определяющим: материальное бытие или идеальное бытие.
Для решения проблемы взаимоотношения различных видов бытиячаще всего используется онтологическая категория «субстанция» (лат. substantia – сущность; нечто, лежащее в основе). В этом случае она обозначаетабсолютное основание и начало всего сущего, как тот вид бытия, который «является причиной самой себя и для своего сущест-вования не нуждается ни в чем кроме себя» (Р.Декарт), тогда как все остальные виды бытия мыслятся как производные от субстанции и не имеющие самодостаточного существования. Чаще всего она мыслится как самопорождающееся начало, которое, побуждая себя к действию, проявляется через атрибуты (всеобщие и необходимые свойства вещей, обусловленных их происхождением из единого первоначала) и бесчисленные модусы (единичные проявления субстанции).
В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии все философские учения делятся на два основных направления: материализм и идеализм.
Термин «материализм» появился в XVII веке, однако материалистические идеи существовали в философии с момента ее возникновения. Под материализмом понимается общее обозначение философских учений, утверждающих первичность материи (лат. materia - вещество) по отношению к сознанию, мышлению, психическому, духовному. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что сознание неотделимо от материи и является ее свойством, что единство мира состоит в его материальности. Первоначально под материей понималось первовещество (вода, воздух, огонь, земля). В последующем под материей стали понимать вещество и поле. В современном материализме под материей понимается как объективную реальность, существующая независимо от человеческого сознания.
Термин «идеализм» (греч.idea - идея) был предложен еще позже – в XVIII в., хотя идеалистические учения существовали еще два с половиной тысячелетия назад. Под идеализмом понимается общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, а материя, природа, физическое - вторично. Философский термин «идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей.
Традиционно выделяют две разновидности идеализма: объективный и субъектив-ный. Объективный идеализм признает исходным началом всего сущего Мировой Дух (Мировой Разум или Бога), который существует вне и независимо от человеческого сознания и определяет его. Субъективный идеализм признает единственной реальностью сознание индивидуального субъекта, а мир выводит из содержания этого сознания.. Если субъективный идеализм проводится последовательно, то это приводит к такой крайней идеалистической концепции, которая называется солипсизмом (лат. solus - один, единственный), в которой несомненной реальностью признается мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида 1.
Таким образом, к различию в вопросе о первичности, добавляется и различия в количестве видов бытия. Представители объективного идеализма выделяют: объективно-идеальное бытие (Бог, Абсолютный Дух), объективно-материальное бытие (природа, материя); субъективно-идеальное бытие (сознание единичного человеческого индивида). Представители материализма выделяют: объективно-материальное бытие (природа, материя), субъективно-идеальное бытие (сознание единичного человеческого индивида).
_______________
1 Под субъектом (лат.subjectum - лежащее внизу, находящееся в основе)в философии чаще всего понимают человеческого индивида, наделенного сознанием, волей и чувствами и способного к познавательной и практической деятельности. Под объектом (лат. objectum - предмет) понимается нечто (предмет, явление или процесс), существующее вне и независимо от сознания субъекта, на которое направлена познавательная и практическая деятельность субъекта.
Представители субъективного идеализма выделяют: субъективно-идеальное бытие (сознание единичного человеческого индивида).
Уточняющим дополнением к данной классификации является классификация философских учений по критерию единственности или множественности субстанций. При определении количества субстанций в истории философии сформировалось несколь-ко принципов (подходов): принцип монизма (греч.monos - один, единственный) означающий, что все существующее имеет одно субстанциональное начало (материалистический монизм К. Маркса, идеалистический монизм Г.Гегеля, пантеистический монизм Б. Спинозы); принцип дуализма (лат. dualis - два, двойственный),означающий, что в основе бытия лежат два независимых субстанциональных начала (дуализм Р. Декарта и Н. Маль-бранша); принцип плюрализма (лат. pluralis - множественный) означающий, что в основе бытия лежит множество независимых и несводимых друг к другу субстанциональных начал (плюрализм Г. Лейбница).
Кроме рассмотренных трех основных позиций по проблеме бытия есть еще и другие, занимающие промежуточное положение между материализмом и объективным идеализмом. К ним относятся гилозоизм (греч. hyle - вещество, zoe - жизнь) и пантеизм (греч. pan - всё, theos - бог).
В гилозоистических и пантеистических философских учениях материя и дух понимаются как две стороны бытия мира (природы), которые всегда существуют вместе и неотделимы друг от друга. Подобно человеческому телу, любое тело природы имеет в себе духовное начало, только степень развития последнего варьируется: от низшего уровня в «мертвой» природе до высшего у разумных существ. Такая позиция близка, с одной стороны, к объективному идеализму - только духовное первоначало не отделено от природы и не возвышается над ней, а сливается с природой. С другой стороны, она близка к материализму - только сама материя «оживляется», одухотворяется.
Гилозоизм рассматривает каждое тело и весь мир как живой организм. Подобные представления можно найти у многих древних философов, в учениях которых еще сказывались следы древних мифов, одушевлявших природу. В эпоху Возрождения гилозоистические идеи встречаются у Дж. Бруно, в Новое время - у Д. Дидро. Особый вариант гилозоизма - панпсихизм - развивался в XIX-XX вв. психологами Г. Фехнером, К. Юнгом.
Пантеизм - учение, в котором отождествляются Бог и мир. Бог представляется как безличный дух, растворенный в природе, слитый с нею.
· Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии рассматривает отношение нашего сознания к окружающему миру выступает как проблема познаваемости мира. В зависимости от ее решения все философские учения распадаются на два типа:гносеологический пессимизм (агностицизм) и гносеологический оптимизм.
Под гносеологическим пессимизмом (агностицизмом) понимаются философские учения, утверждающие принципиальную невозможность получения объективного знания о мире. Термин «агностицизм» (греч. а - отрицательная приставка + gnosis – знание, agnostos - недоступный познанию), был введен в 1869 англ. естествоиспытателем Т. Гексли, однако сомнения в способности человека познать окружающие его вещи были выражены уже античными софистами и скептиками. Крупнейшим представителем агностицизма в философии Нового времени считается И. Кант. Кант признает, что вне и независимо от нас существует внешний мир, который, воздействуя на наши органы чувств, порождает в нас ощущения. Этот мир Кант называет «вещью в себе». «Вещь в себе» - источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения упорядочиваются и составляют с помощью категорий рассудка те или иные представления о предметах - «вещи для нас», как называет их Кант. Но вопрос о том, похожи «вещи для нас» на «вещь-в-себе», или, иначе говоря, наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы ощущаем алый цвет вишни, ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все это наши субъективные переживания, которые наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть «мир сам по себе» по себе, он видит его только через призму своей чувственности. Грубо говоря, решить этот вопрос мог бы лишь наблюдатель, способный видеть образы вещей в нашем сознании и сами вещи. Но человек не является таким наблюдателем, поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе.
Как филос. учение агностицизм внутренне противоречив и непоследователен, однако его важная заслуга перед философией состоит в том, что он подверг критике «наивный реализм» - вере в то, что внешний мир таков, каким мы его себе представляем.
Гносеологический оптимизм – направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее. Так, К. Маркс указывал на то, что сравнение нашего представления о мире с самим миром осуществляется в практической деятельности и успех нашей практики как раз и свидетельствует о том, что мы, в общем, имеем правильное представление о предметах и явлениях окружающего мира.
Здесь следует отметить, что линии разделения философских учений на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, а также на агностицизм и гносеологический оптимизм не совпадают. Философ может быть идеалистом и гносеологическим оптимистом (Г. Гегель), идеалистом и агностиком (И. Кант), материалистом и познавательным оптимистом (диалектический материализм), материалистом и агностиком (Д. Локк) и т. д.
4.3. Иные подходы к типологии философских учений
Помимо классификации философских учений на основе решения основного вопроса философии возможны и иные подходы к решению этой проблемы.
Так, в рамках онтологической проблематики возможно выделение таких философских учений как:
Ø диалектические учения и метафизические учения. Термины «диалектика» (греч. dia-два+leksis-слово) и «метафизика» (греч. meta- после+ physika-физика) являются многозначными и за время своего существования претерпели определённую эволюцию. Изобретение слова «диалектика» традиция приписывает Сократу (V в. до н.э.), который произвёл его от глагола dialektike, что означает «вести беседу, рассуждать». Начиная с Сократа, диалектикой называлось искусство ведения беседы, спора, аргументации. Подразумевалось, что через борьбу противоположных точек зрения мы приходим к истине. Современное значение термину «диалектика» придал в начале XIX в. Г. Гегель. Он стал понимать диалектику, с одной стороны, как учение о развитии, а с другой стороны, как философский и общенаучный метод, который необходимо применять при познании мира.
Основная противоположность диалектического и метафизического метода заключается в том, что диалектика делает акцент на непрерывном развитии бытия, коренящемся во всеобщей изменчивости мироздания и его противоречивости. Сторонники диалектического метода признают наличие в мире качественных изменений, появление нового, ранее не существовавшего. Представители же метафизики предлагают рассматривать вещи в статическом состоянии, в большей или меньшей степени игнорируя их развитие. Если сторонники метафизики и признают движение, то понимают его или как нечто циклическое (теория круговорота) или исключительно как механическое перемещение, количественное увеличение или уменьшение без качественного преобразования. Литературной иллюстрацией данного подхода к пониманию мира может служить известное высказывание древнееврейского пророка Екклесиаста «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - все суета! …Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь. … Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Екклесиаст 1:1-9).
Существуют разногласия между представителями диалектического и метафизического методов по вопросу об источнике развития. Диалектика признаёт подобным источником внутреннюю противоречивость любых объектов мироздания и их систем. Источником развития считается борьба и единство противоположностей, имплицитно присущих каждому объекту. Сторонники метафизического метода утверждают, что главным источником развития следует считать внешнее воздействие на объект со стороны идеального начала (данный Богом материи «первотолчок») или воздействие других материальных объектов по законам механики.
Также стоит отметить стремление диалектики изучать все объекты в их взаимосвязи между собой. Вещи рассматриваются не изолированно друг от друга, а во всём богатстве взаимоотношений. Метафизики же, стремясь достичь чистой сущности объекта, абстрагируются от всех взаимосвязей, присущих ему, как бы помещая его в некий вакуум. Диалектика стремится познать объект во всём богатстве его проявлений, обусловленных его взаимоотношениями с окружающим универсумом. Метафизика также замечает наличие в мироздании противоположностей, однако она имеет тенденцию к одностороннему противопоставлению этих противоположностей. Никаких взаимопереходов, промежуточных степеней, градаций метафизика не признаёт. Так, метафизики постулируют наличие и противопоставление добра и зла, красоты и безобразия, истины и заблуждения. Диалектики кроме этого замечают также множество переходных ступеней, где добро и зло могут быть представлены в различных соотношениях в моменты перехода от добра к злу и наоборот. Г. Гегель считал метафизику низшей ступенью логического, опирающейся на рассудок, и соответственно метафизический метод является несовершенным, не дающим представления о мире в разнообразии его качеств и свойств. Диалектику же Гегель объявил высшей ступенью логического, основой которого является разум как высшая познавательная способность человека.
Ø рационалистические учения и иррационалистические учения (онтологический аспект). Основанием для разграничения данных учений является их отношение к проблеме разумности или неразумности мира. Рационалистические учения (от лат. rationalis - разумный) делают акцент на законосообразности мира, его упорядоченности, надежности, предсказуемости. Таковым воспринимали мир древние греки, обозначая его через понятие «Космос» (греч. kosmos - порядок, надлежащая мера, украшение). Иррационалистические учения(лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) полагают в основу мира неразумное, слепое начало, как, например, безумная «воля к жизни» у А. Шопенгауэра или «жизнь как воля к власти» у Ф. Ницше. Мир мыслится как алогичный, темный, аморфный, непредсказуемый и враждебный. Такому представлению о мире вполне соответствует древнегреческое понятие «Хаос».
В рамках гносеологической проблематики возможно выделение таких философских учений как:
Ø сенсуалистические учения(сенсуализм) и рационалистические учения (рационализм). Основанием для разграничения данных учений является их отношение к проблеме источников содержания человеческого сознания и роли этих источников в познавательной деятельности человека.
Сенсуализм(лат. sensus - чувство, ощущение) называет главной познавательной способностью человека чувства (ощущения, восприятия, представления), а источником знаний – опыт (сенсуализм в XVIII в. существовал в форме эмпиризма (греч. empeiria - опыт). Основной принцип сенсуализма - «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» (Д.Локк), а душа до начала процесса чувственного познания представляет собой tabula rasa (лат. - чистая доска). Как следствие, сенсуализм отрицает так называемое «врожденное знание». По мнению представителей сенсуализма, ум лишь систематизирует те знания, которые предоставляют чувства и опыт.
Представители рационализма (лат. ratio - разум), не отвергая в принципе роли опы-та и чувственного познания в качестве механизмов связи разума с миром, в то же самое время были убеждены, что только разум является источником научного знания, выступая одновременно и критерием его истинности. При этом сам разум трактовался ими в качестве особой, универсальной, всеобщей и необходимой логической системы, данной в виде неких правил, определяющих нашу способность познавать мир и создавать достоверные знания. Сама эта способность представлялась большинству рационалистов в качестве врожденной:«Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах, кроме самого разума» (Г. Лейбниц).
Ø рационалистические учения и иррационалистические учения (гносеологический аспект). Основанием для разграничения данных учений также является их отношение к проблеме источников содержания человеческого сознания и роли этих источников в познавательной деятельности человека.
Гносеологические позиции сторонников этих учений тесно связаны с их онтологи-ческими взглядами. Так, если рационалисты считают, что для истинного познания мира вполне достаточно таких познавательных способностей как чувства и разум, то иррацио-налисты считают, что подлинное знание о мире человек может получить с помощью интуиции или инстинкта. Разум, рассудок, интеллект, с точки зрения этих философов, не дают истинного знания, напротив, являются препятствиями для постижения истины. Крайней формой гносеологического иррационализма является мистицизм (греч. mistikos - тайный) - философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на мистической интуиции и мистическом опыте. Суть мистицизма состоит в утверждении возможности непосредственного единения с Богом или Абсолютом для постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины. В этом случае подмистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения, слияния с Богом или Абсолютом, что предполагает практику определённых психофизических упражнений или медитаций, необходимых для достижения определенного состояния разума и психики.
Подводя итог, следует сказать, что перечисленные выше типологии философских учений далеко не исчерпывают все возможные варианты типологий. Предложенные выше типологии основывались на особенностях онтологии и гносеологии тех или иных философских учений. То же самое можно сделать и на иных основаниях, например, антропологических, социологических и т.п.