Представления об идеале человека в различных культурах
1. Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. В-третьих, сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил: государств, партий и т.д. В-четвертых, активно проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания – научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду». Новая картина мира поставила в центр истории человек. новые задачи человечества:
· сохранение культурного наследия;
· создание мировой сверхгосударственной общности;
· сохранение естественной среды обитания;
· увеличение эффективности производства;
· правильное использование ресурсов природы;
· развитие интеллектуальных, сенситивных, соматических способностей человека.
Рационалистическое направление в зарубежной философии представлено позитивизмом. Основные принципы философии позитивизма были сформулированы О. Контом в курсе «Позитивной философии» и является той философской моделью мышления. классификация наук, главным принципом в которой - «все науки находятся в тесной взаимосвязи и сродстве». О. Конт вводит иерархию в систему наук. Под научным знанием О. Конт понимает только знание естественных наук, гуманитарные науки заменяются «естественной» социологией.
Неопозитивизм, возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм) развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия. всякая вольность с языковыми формами ведет, согласно Л. Витгенштейну, к появлению всякого рода философских псевдопроблем. Он полагает, что все знание, благодаря языку, сводится к совокупности элементарных предложений, которые обосновываются наблюдением, опытом. Философия же, с его точки зрения, есть лишь критика языка. Р. Карнап ставит своей целью разработать унифицированный язык науки, который имеет единое основание. Такое единое основание дает математическая логика. Карнап исследовал семантику, т.е. отношение между языком и описываемой им областью. Философию он рассматривал как собственный анализ языка, связанный с чувственной (опытной) проверкой. Неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации, т.е. сравнение всех положений науки с фактами опыта.
Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а, следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами. Они должны быть исключены из философии.
Структурализм(20-е годы ХХ в. ) – это общее название некоторых направлений в социокультурном знании ХХ в., связанных с выявлением структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, детерминированых взаимодействием всех элементов между собой. Основные представители структурализма: К. Леви – Строс, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Барт. Структурализм как конкретный метод исследования обращается к процессам деятельности, опосредуемым общением их участников с помощью знаковых систем, прежде всего естественного языка, а также первобытных социальных и культурных структур. В лингвистике с помощью этого метода были решены задачи, связанные с описанием бесписьменных языков. Характерной чертой социальных концепций структурализма является исследование различных форм общественного сознания, как определяющих социальных структур. Структуралисты – философы поставили целый ряд интереснейших проблем: возникновения и развития языка, мифологии, религии, культуры и их влияния на социальные структуры; взаимосвязей психического и социального, структуры личности и ее самосознания. Философия структурализма развивается в русле позитивизма, является его модификацией.
Прагматизм(70-е годы XIX века) Чарльза Пирса (1839-1914). Пирс выделяет две доктрины: «Теория сомнения веры» «Теория значения»
Главный принцип прагматизма провозглашает тезис о том, что у каждого человека – своя философия и основатель этой философии Уильям Джеймс (1842-1910), считал, что сама действительность обладает множеством форм, а свободное творчество каждого человека создает плюралистическую картину мира. Джон Дьюи (1859-1952) разрабатывает центральное понятие прагматизма – опыт, который он понимает как все формы как все формы жизнедеятельности людей и все проявления их жизни. Истиной объявляется всё, что приносит выгоду, служит действию, она в их понятиях — «полезность».
2. В первобытном обществе сами люди не различались один от другого как неповторимые личности, напротив, в индивиде видели представителя рода, общины, племени. Наиболее совершенной чертой человека признавалось умение согласовывать свои действия и помыслы с деятельностью и интересами группы.
в Античности в человеке ценились героизм и хитроумие, верность. Важна была деятельность человека, а не его нравственные качества.
С приходом христианства саморазвитие личности стало восприниматься как существенная и значимая характеристика бытия человека. Повысился интерес к нравственному содержанию человеческого существования. в средние века в человеке особенно ценились одухотворенность и благочестие.
Культура возрождения: в центре мироздания - человек (антропос), он же является главной темой философских размышлений большинства философов. Концепция человека эпохи Возрождения-человек есть образ и подобие Бога. Богоподобие человека - в его способности к творчеству.совершенный человек должен обладать всеохватывающим умом, творческой энергией, всесторонне развитыми способностями, умеренным утилитаризмом, чувством собственного достоинства, свободомыслием и образованностью, гармонией духовного и телесного, единством личного и общественного.
Переход к механистической картине мира Нового времени ознаменовался созданием такой модели человека, в которой преобладающее место занимал разум, а чувственность сводилась к непосредственному контакту с миром. Он теперь верит в себя. На место Бога он ставит "человекобога". Философия Нового времени основана на уверенности в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира, в его преобразовании и преобразовании самого человека. Совершенный человек Нового времени - это благовоспитанный человек, стремящийся к приобретению знаний, полезных для предпринимательской, коммерческой деятельности. совершенный человек Нового времени - это благовоспитанный человек, стремящийся к приобретению знаний, полезных для предпринимательской, коммерческой деятельности. Совершенный человек в современную эпоху понимается как разносторонний и обязательно соответствующий информационно-технологическим стандартам: освоивший информационно-коммуникативные технологии, компьютерную технику, систему управления. К совершенному человеку предъявляются требования знаний, компетентности, профессионализма, умение оперативно ориентироваться в изменяющейся обстановке, требования высочайшей ответственности. Таким образом, совершенный человек - это «рыночный человек», человек - робот