Аристотель как создатель универсальной философии
Аристотель (384—322 гг. до н.э.) родился в Македонии в г. Стагиры. Впоследствии Аристотель получил свое второе имя по месту рождения – Стагирит.
Аристотель – ученик Платона, но он не только глубоко анализирует его философскую систему, но и подвергает сокрушительной критике учение о «мире идей». «Хотя и Платон
и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине», - писал он в «Никомаховой этике». Наиболее подробно критика теории идей изложена в главах 2 –5 книги 13 сборника основных философских трактатов Аристотеля - «Метафизики». Философ пишет, что идеи «по бытию не предшествуют чувственным вещам, но только логически, а также не могут где-либо существовать отдельно от предметов природы». Ни один из способов доказательства бытия идей не устанавливает с очевидностью их существования. В качестве аргумента против «мира идей» Аристотель обосновывает следующие положения: если имеются идеи вещей и явлений, то должны существовать также идеи отрицательного, уничтожаемого и несуществующего. У Платона их нет. Далее, у каждой вещи много свойств, следовательно, ее образец должен иметь множество идей, а не одну, как настаивал Платон. Самое главное, по мнению Аристотеля, невозможно, чтобы предмет и его сущность существовали отдельно друг от друга, так же как не могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно от них! В конечном итоге на вопрос, что признавать за исходную основу – идеи или вещественный мир, ─ Аристотель дает материалистический ответ: не идеи являются причинами вещей, а они сами зависят от вещей.
Разрабатывая свое онтологическое учение, Аристотель идет дальше Платона. Он исходит из возможности не одного, а разных типов бытия. Таких типов четыре: 1) бытие как категория; 2) бытие как акт и потенция; 3) бытие как акциденция; 4) бытие как истина.
1) Учение о бытии Аристотель связывает с учением о философских категориях, которые характеризуют его в наиболее обобщенном виде. Он выделяет десять категорий, одна из них говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Категориями являются: сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание. Получается, что, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания. Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Категории – это, как утверждал философ, высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
2) Утверждая бытие как акт и потенцию, Аристотель обосновывает мысль о единстве «формы» - «эйдоса» и материи. Материя ─ лишь потенция вещи, потенция формы, форма, как активное начало как бы «вбирает» в себя материю как свою возможность и являет собой реальное бытие вещи.
3) Бытие акциденций – это бытие случайное. Аристотель обращает внимание на то обстоятельство, что возникает немало явлений, которые не имеют под собой устойчивых, упорядоченных связей – причин. Эти причины случайны, нерегулярны, «не всегда и не по преимуществу», это случайные эпизоды. Однако они становятся причиной особого случайного, временного, неустойчивого бытия – «бытия по акциденции».
4) Бытие как истина. Эта позиция Аристотеля относится к гносеологическому анализу бытия. В ней Стагирит обращается к человеческому интеллекту, полагая, что только он может фиксировать истинность или неистинность бытия. Если мысль истинна, то она соответствует предмету, вещи. Ложь не обладает свойством бытия, ложная мысль не обладает также целостностью, последовательностью, логической строгостью, поэтому при внимательном рассмотрении она «рассыпается», уходит в небытие. Ложь возникает тогда, когда разум соединяет с реальностью не соединимое, а всего лишь мнимое, придуманное.
Носителем сознания Аристотель считал душу. Он выделяет три уровня души: растительный, животный и разумный. Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Животная душа обладает этими же функциями, но придает организму способность ощущений и желаний. Разумная душа обладает всеми перечисленными функциями и придает способность мышления и рассуждения. Разумная душа существует только в человеке, что и выделяет его из всего окружающего мира.
Философ выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы); полития (соединение умеренной демократии и умеренной олигархии). Подобно Платону, он разделяет «дурные» формы государства – тирания, крайняя олигархия и охлократия и «хорошие» – монархия, аристократия и полития. Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития, это государство «среднего класса», идеал личного и общественного процветания.
В социальной теории Аристотель впервые ввел деление общества на социальные общности – это семья, поселение и государство. В отличие от Платона, основой государства он считал семью, писал о необходимости семейного воспитания и роли родителей в нравственном состоянии ребенка. Он поддерживал частную собственность, защищал рабство, полагая, что разделение людей на рабов и свободных полезно, необходимо и неизбежно. Аристотель ввел представление о «классах» богатых и бедных, отношение между которыми не просто различные, а противоположные, они «диаметрально противоположны друг другу». В этих идеях содержится ряд догадок о природе государственной власти, о классовом устройстве общества, о классовых интересах, которые будут подробно разработаны только в эпоху капитализма.
В целом, учение Аристотеля явилось всеобъемлющим энциклопедическим обобщением основных идей древнегреческой философии конца классического периода. В нем сочетаются элементы материализма и идеализма, диалектики и метафизики и делается попытка включить их в единую мировоззренческую систему, которую впоследствии назовут «универсальной».