Тема 16: «Философские концепции познания»

Цель занятия: формирование компетенций № 1, № 2 посредством рассмотрения основных гносеологических понятий и концепций познания.

Задачи:

- выделить основные проблемы, связанные с познавательной деятельностью человека;

- изучить средства, способы, виды познавательной деятельности.

Студент должен знать:

1. До изучения темы: основные разделы философского знания, учение о бытии, основные законы развития, проблематику, связанную с феноменом человеческого сознания

2. После изучения темы: специфику гносеологической проблематики, основные понятия и концепции познания.

Студент должен уметь:

- формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по философским проблемам гносеологии;

- использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социально значимых тенденций, фактов и явлений.

Студент должен владеть:

- навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание;

- приемами ведения дискуссии и полемики;

- навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

1. Дайте определение сознания.

2. Какие существуют подходы к проблеме происхождения сознания?

3. Раскройте суть психофизической проблемы в философии?

4. Что такое информационное отражение?

2. Беседа по теме занятия:

1. Формы познания и проблема познаваемости мира.

2. Субъект и объект познания.

3. Основные трактовки и критерии истины.

4. Истина и заблуждение. Абсолютная и относительная истина.

Выводы:

В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания – предмет философских размышлений, которым занимается особый раздел философии – гносеология или теория познания. Она рассматривает: взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности; отношения знания к действительности; возможность познания мира человеком; критерии истинности и достоверности знания. Проблема познаваемости мира является центральной в гносеологии и пытается ответить на вопрос, способен ли человек получать истинные знания о мире, познавать мир таким, каков он есть на самом деле. В истории философии в зависимости от ответа на данный вопрос сложились следующие направления: гносеологический оптимизм, агностицизм и гносеологический скептицизм.

В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Гносеологическое понятие истины характеризует отношение знания к некоторому предмету познания, к фрагменту реальности. С категорией истины связан целый круг проблем: истина абсолютна или относительна, объективна или субъективна, конкретна или абстрактна, что может быть критерием истинности знания и т.д.

Анализируя познавательную деятельность человека, философы стали издавна различать две основные формы, в которых результаты познания выражаются в сознании: наглядные образы и абстрактные мысли. Этим двум формам выражения знаний соответствуют два процесса, которые осуществляются в ходе познавательной деятельности: чувственное познание и рациональное познание.

3. Практическая работа:

Найти ответы на поставленные по теме вопросы:

1. Что такое объект и субъект познания?

2. Охарактеризуйте следующие формы познания: обыденное, художественное, религиозное.

3. Дайте характеристику познавательного пессимизма; приведите примеры соответствующих концепций из истории философии.

4. Дайте характеристику познавательного оптимизма; приведите примеры соответствующих концепций из истории философии.

5. Опишите основные формы теоретического познания (ощущение, восприятие, представление)

6. Опишите основные формы практического познания (понятие, суждение, умозаключение).

7. Какие специфические трудности возникают при решении проблемы познаваемости мира?

8. Является ли воображение познавательной способностью?

9. Каково значение интуиции процессе познания?

10. Каково значение веры в процессе познания?

11. Раскройте особенности левополушарного и правополушарного мышления.

12. Как соотносятся понятия «истина» и «правда»?

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

Задача 1.«Глаза и уши – дурные свидетели для людей, если души у них варварские». Объясните, как Вы понимаете это утверждение Гераклита?

Задача 2.Как писал Ф. Бэкон «оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства», но «весьма ошибочно утверждение, что чувство есть мера вещей. И вот, чтобы помочь этому, мы <…> отовсюду изыскиваем и собираем посо­бия для чувств, чтобы его несостоятельности дать замену, его уклонениям – исправления. И замышляем мы до­стигнуть этого при помощи не столько орудий, сколько опытов. Ведь тонкость опытов намного превосходит тонкость самих чувств…». Какие гносеологические теории критикуются в данном тексте, а какая отстаивается?

Задача 3.Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».

Задача 4. Гегель говорил: «Ложно лишь то, что абсолютизируется». Что он имел в виду? Прокомментируйте.

Задача 5.Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).

Б. «Знание — сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» — Э. Теллер).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПБ: Питер, 2011. – 432 с.: ил.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Новая философская энциклопедия. – URL: http://iph.ras.ru/enc.htm.

2. Спиркин А. Г. Философия: учеб. для студентов вузов / А. Г. Спиркин. - 3-е изд.,

перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 828 с.

3. Хрусталёв Ю. М. Основы философии: учебник / Ю. М.Хрусталёв. – М., 2012. - 304 с.

4. Юлов В. Ф. Основы философии: учебное пособие / В. Ф. Юлов. – Киров, 2010. – 412 с.

5. Юлов В. Ф. Интегративная теория познания / В. Ф. Юлов. – М.: 2014. – 401 с.

Наши рекомендации