Тема 9 «Глобальные проблемы современности»

Теоретическая часть

1. Происхождение глобальных проблем.

2. Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем

3. Проблема выработки интегральных подходов к решению проблем.

4. Деятельность Римского клуба.

Практическая часть

1. Как надо жить, чтобы нам было лучше?

2. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс?

3. Руссо был одержим идеей возврата в далекое прошлое, которое он называл золотым веком; он критиковал цивилизацию и прогресс. «Назад к природе!» - его призыв. На это Вольтер ехидно заметил: «Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес». Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

4. Двадцатый век - самый образованный и самый просвещенный век. Однако, как это ни парадоксально, он поставил будущее человека и человечества под вопрос. Что может быть этому объяснением?

5. Согласны ли Вы с утверждением: «Мы не Европа и не Азия. Мы - русские». Прокомментируйте.

6. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?

Дополнительная литература

1. Бубер М. «Я» и «Ты». - М., 1993.

2. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества// Вопросы философии. 1992. № 3.

3. Потер К. Открытое общество и его враги. - М., 1992 .Т. 1,2.

4. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

Темы контрольных работ для студентов заочной формы обучения

В соответствии с учебным планом каждому студенту-заочнику необходимо выполнить контрольную работу по дисциплине «Философия». Контрольная работа выполняется письменно. Ее объем составляет 15-25 страниц, шрифт 14 pt, через полуторный интервал, поля по всему тексту 2 см со всех сторон. Это соответствует объему ученической тетради (24 страницы) в рукописи. Тему контрольной работы студент выбирает из предложенной тематики.

Содержательно контрольная работа состоит из теоретического материала, посвященного рассмотрению основных философских категорий и исторических этапов развития философии, и практического задания (герменевтического практикума).

Текст работы должен быть структурирован, что отражается в оглавлении, раскрывающем выбранную тему (тема и сумма пунктов оглавления должны быть соразмерны, адекватны). В конце работы необходимо указать список использованных источников и литературы.

При условии удовлетворительного раскрытия пунктов плана и темы теоретической части в целом, а также обстоятельности (от нескольких предложений до 1-3 страниц), аргументированности (логической обоснованности, связности, наглядности) и точности (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой) изложения решения задачи контрольная работа зачитывается. Перед экзаменом, на практических занятиях она должна быть защищена. При невыполнении контрольной работы студент не допускается к экзамену.

Вариант 1

1. Проблема происхождения философии.

2. Монтень: «Видимо, справедливее всего распределен в мире разум: ведь никто не жалуется на нехватку ума». Почему так случается?

Вариант 2

1. Представители и проблематика школ философии Древнего Китая.

2. Почему «наука, которая не решается забыть своих основателей, погибла»?

Вариант 3

1. Философия Древней Индии: предпосылки, школы, проблемы. Философские основания буддизма.

2. Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в «неумении смотреть разумом». Что означает «смотреть разумом»?

Вариант 4

1. Проблема поиска первоэлемента как сквозная проблема для натурфилософских школ античной философии.

2. Как можно обосновать тезис: «свобода, честь и совесть – причины самих себя»?

Вариант 5

1. Теория познания Сократа. Метод майевтики.

2. Гегель: «Голый результат есть труп, оставивший позади себя тенденцию». О чем здесь сказано?

Вариант 6

1. Теория идей Платона. Познание как припоминание.

2. Как можно объяснить высказывание Гегеля о том, что «истина возникает как ересь, а умирает как предрассудок»?

Вариант 7

1. Философская система Аристотеля: метафизика, политика, этика, логика.

2. А. Эйнштейн: «Я хорошо понимаю, почему многие любят колоть дрова, - тут сразу виден результат работы». Над каким отношением к фундаментальной науке он иронизирует?

Вариант 8

1. Этические системы Древнего Рима: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.

2. Ларошфуко: «Философия усложняет жизнь в поисках ее простоты». В чем же «полезность» философии?

Вариант 9

1. Философия Средневековья: основные этапы и проблемы. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского.

2. Гегель: «Противоречие есть критерий истины. Отсутствие противоречия - критерий заблуждения». Как вы это объясните?

Вариант 10

1. Характер философии эпохи Возрождения.

2. Декарт: «Прошлое – враг мысли». Почему?

Вариант 11

1. Теории познания Нового Времени. Эмпиризм. Учение Фр.Бэкона о «великом восстановлении наук».

2. «Будет ли слышен звук падающего дерева в лесу, в котором никого нет?» О чем спрашивает Дж.Беркли.

Вариант 12

1. Теории познания Нового Времени. Рационализм. Учение Декарта о методическом сомнении.

2. «Интеллигент, - пишет Ю.Нагибин, - это Сократ, Сенека, Цицерон, а не специалист по паровозным топкам». Человека с какими качествами вы бы назвали интеллигентом?

Вариант 13

1. Теории общественного договора в истории философии.

2. Как бы вы обосновали одну из благородных истин Будды: «Жизнь есть страдание»?

Вариант 14

1. Философская система И.Канта: теория познания.

2. По мысли Сенеки, «бесстыжего человека воспитать нельзя». Почему?

Вариант 15

1. Категорический императив И.Канта.

2. Аристотель полагал, что «сомнение - это начало мудрости». Как же они связаны?

Вариант 16

1. Учение об абсолютной идее Гегеля.

2. Ницше: «Христианство дало Эроту выпить яду. Он не умер от этого, но выродился в порок». Объясните мысль философа.

Вариант 17

1. Проблемы философии жизни. Ф.Ницше. А.Шопенгауэр.

2. Ницше: «То, что совершается из любви, лежит по ту сторону добра и зла». Ваши пояснения.

Вариант 18

1. Особенности русской философии: этапы развития от IX до XX веков; основные направления и представители.

2. Лао-Цзы: «Хороший человек есть учитель дурного, дурной человек есть учитель хорошего». Объясните, как дурной научит хорошему?

Вариант 19

1. Русская религиозная философия.

2. Аристотель: «О чем бы то ни было либо утверждение, либо отрицание». Что это значит?

Вариант 20

1. Краткая характеристика основных философских школ 20 века: феноменология, экзистенциализм, фрейдизм, герменевтика, позитивизм, персонализм, неотомизм, структурализм, аналитическая философия, постструтурализм.

2. Чжуан-Цзы: «Большой человек лишен самого себя». Почему?

Темы рефератов

1. Происхождение философии.

2. Источник и специфика философских проблем.

3. Особенности древнеиндийской философии. Философия Упанишад.

4. Философия буддизма: четыре благородные истины и восьмеричный путь спасения.

5. Социально-этический идеал конфуцианства: учение «о благородном муже», концепция «исправления имен», учение о «золотой середине».

6. Даосизм.

7. Мудрость « Семи мудрецов».

8. Диалектика Гераклита.

9. Философия Сократа: познание как вопрошание.

10. Основные философско-этические концепции античности (Протагор, Сократ, Эпикур, Сенека).

11. Теория познания Платона.

12. Идеальное государство Платона.

13. Логика Аристотеля.

14. Политика Аристотеля.

15. Проблема веры и знания в средневековой философии.

16. Философия и теология св. Августина.

17. Философия Фомы Аквинского.

18. Философия аль Фараби.

19. Политическая философия Никколо Макиавелли.

20. Учение Ф. Бэкона о познании и методе.

21. Учение Р. Декарта о методе.

22. Философия Дж. Локка.

23. Философия Б. Спинозы.

24. Философия Ж.-Ж. Руссо.

25. Морально-практическая философия И. Канта.

26. « Вещь в себе» и явление в философии И. Канта.

27. Антиномии И. Канта.

28. Философия А. Шопенгауэра.

29. Диалектика Гегеля.

30. Идея « Сверхчеловека» Ф. Ницше.

31. Интуитивизм А. Бергсона.

32. Герменевтика В. Дильтея.

33. Становление психоанализа ( З. Фрейд, К. Юнг).

34. Философия Э. Гуссерля.

35. Историцизм К. Поппера.

36. Концепция смены научных парадигм Т. Куна.

37. Основные « Бытия и времени» М. Хайдеггера.

38. Философская герменевтика Г. Гадамера.

39. Философия Х. Ортеги-и-Гассета.

40. Философия А. Камю.

41. Эволюция философских воззрений Ж.-П. Сартра.

42. Философия истории К. Ясперса.

43. Философия Л. Витгенштейна.

44. Религиозно- философские искания русских писателей.

45. Философия Ф.М. Достоевского.

46. Философия Л.Н. Толстого.

47. Философия Н. Бердяева.

48. Общественное и индивидуальное сознание.

49. Познание как философская проблема.

50. Возникновение и основные этапы развития науки.

51. Научный метод.

52. Наука как генерация нового знания.

53. Наука как социальный институт.

54. Научные традиции и научные революции.

55. Интуиция в научном творчестве.

56. Паранаука. Вненаучные формы знания.

57. Вопрос как форма мысли.

58. Истина и заблуждение. Знание и вера.

59. Природа научной проблемы.

60. Природа научной гипотезы.

61. Теория как форма научного знания.

62. Диалогичность как специфика гуманитарного познания.

63. Понимание как философская проблема.

64. Общество и личность: диалектика взаимодействия.

65. Свобода как философская проблема.

66. Смерть как философская проблема.

67. Вера как объект философской рефлексии.

68. Взаимосвязь научных и технических революций.

69. Наука и техника: этапы развития и значение в жизни общества.

70. Мировая ситуация начала ХХI века: угрозы и надежды наших дней.

Вопросы для самоподготовки

1. Б. Рассел: «Один из главных триумфов математики заключается в открытии, в чем действительно состоит математика». А в чем состоит философия?

2. Какие существуют теории возникновения философии?

3. Философия наука или нет? Аргументы «за» и «против».

4. Каковы специфика и источник философских проблем?

5. Был ли Бах несостоявшимся Бетховеном, а Афины - несостоявшимся Римом, а Платон - недоразвитым Аристотелем? Возможен ли прогресс в философии?

6. Что мы делаем, философствуя?

7. Что мы можем, философствуя?

8. Что «роднит» философию с наукой, религией, искусством?

9. Что такое бытие?

10. Онтология как раздел философии.

11. «Философия - это состояние, которое возникает в процессе разговора о том, что есть философия». Как Вы можете развернуть эту мысль?

12. Почему девиз древних «Познай самого себя» остается до сих пор концептуально актуальным и ядром философии?

13. Почему философию можно понять, только будучи в ней?

14. Без сомнения, в начале ХХΙ века человек стал знать больше, но стал ли он мудрее, умнее, гуманнее?

15. В чем опасность образования, не отягощенного соответствующими нормами, совестью, честью, долгом?

16. У каждого читателя философской литературы свой Платон, свой Аристотель, свой Аквинский, свой Кант, тогда как у всех один Ньютон, один Планк, один Эйнштейн. Почему так?

17. Каковы особенности мифологического мышления?

18. В чем суть мифогенной теории происхождения философии?

19. Каков «путь золотой середины» Конфуция?

20. Что значит «исправление имен» Конфуция?»

21. Каково содержание «колодезной системы» Мэн-цзы?

22. Что представляют собой четыре истины Будды и восьмеричный путь спасения?

23. Каков метод философствования «семи мудрецов»?

24. Почему Гераклит говорит, что «война - условие и родитель всего»?

25. «Справедливость есть число, помноженное само на себя», - говорил Пифагор. Что он сказал?

26. «Движения нет», - сказал мудрец. Другой смолчал и стал ходить перед ним. Является ли «хождение» философским аргументом?

27. Что и как доказывают апории Зенона?

28. Зенон Элейский говорил своим ученикам, что он не только знает больше, чем они, но и большего не знает. Почему знающий больше большего и не знает?

29. Демокритово понимание случайности: почему люди сотворили кумир из случая?

30. По Демокриту, «бесстыжего человека воспитать нельзя». Почему?

31. Что означает тезис Протагора «Человек - мера всех вещей»?

32. Каков метод познания Сократа?

33. Что было предметом спора между Сократом и софистами?

34. Сократ в конце жизни восклицал: «Я знаю, что я ничего не знаю». Что «знал» Сократ?

35. Каково содержание теории идей Платона?

36. Что означает платоновское «знание как «припоминание»?

37. В каком случае, по Платону, государство будет благоденствовать и почему?

38. Известно, что Платон упрекал Диогена Синопского в неумении смотреть разумом. - Что значит «смотреть разумом»?

39. Что «заставило» Аристотеля создать науку о мышлении?

40. В чем Аристотель видел трудности познания?

41. По какому признаку Аристотель различал государства?

42. Что означает «абсолютное понятие гражданина» Аристотеля?

43. Как Сенека определял гнев?

44. Что отвечает Сенека своим клеветникам?

45. Сенека: «Философы говорят не о том, как они живут, но как надобно жить должно». Как это истолковать?

46. Какие доказательства существования Бога выдвигает Фома Аквинский?

47. Что имел в виду Ф. Бэкон под «великим очищением ума»?

48. Ф. Бэкон: «Истина - дочь времени, а не авторитета». Что это значит?

49. Т. Гоббс говорит о двух состояниях общества. О каких?

50. Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять. Каковы четыре правила метода Р. Декарта?

51. Что означает знаменитое высказывание Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую»?

52. Каков нравственный императив И. Канта?

53. Что и как доказывают антиномии И. Канта?

54. Как соотносятся «вещь в себе» и явление в философии И. Канта?

55. Гегель подчеркивал, что «если естественные науки в значительной степени развиваются путем приращения к уже решенным проблемам и установленным истинам новых, то история философии, очевидно, скорее как зрелище всегда возобновляющихся изменений целого». В чем Вы видите специфику философии?

56. «Учись хорошо читать меня», - советовал Ф. Ницше. Что значит хорошо читать и понимать философский текст?

57. Ф. Ницше утверждал, что познавший самого себя - собственный палач. В каком смысле это так?

58. «Философия - всегда несвоевременна». Какое основание имел Хайдеггер так сказать?

59. Как решалась проблема человека в разные исторические эпохи?

60. Как решается антиномия свободы и ответственности в истории философии?

61. М. Мамардашвили: «Свобода, совесть, честь - причина самих себя». Как Вы можете истолковать эти слова?

62. Каковы особенности философского рассмотрения общества?

63. Каковы происхождение и сущность сознания?

64. Как соотносятся сознание и язык?

65. Где и когда возникла наука?

66. Какова специфика научного познания?

67. Общенаучные методы познания.

68. Почему мир познается по частям и способен ли человек получить исчерпывающее знание?

69. Что изучает герменевтика?

70. Что такое смысл?

71. Что значит понимать?

72. Как соотносятся знание и понимание?

73. Как соотносятся понимание и объяснение?

74. «Герменевтический круг» как метод понимания текстов.

75. Что такое истина?

76. Можно ли считать практику полным и окончательным критерием истины?

77. Каковы современные тенденции и противоречия развития техногенной цивилизации?

78. Почему современные проблемы называются глобальными и имеют ли они решения?

79. Что такое «антропологическая катастрофа»?

80. Мысль всегда одиночество», - говорил М. Хайдеггер. Что это значит?

Вопросы для тестирования

ИНСТРУКЦИИ ИСПЫТУЕМЫМ

Вопросы теста разбиты на разделы в соответствии с содержанием основной образовательной программы. В ограниченный промежуток времени выберите из представленных вариантов ответов правильный с вашей точки зрения. Правильным может быть только один вариант ответа.

Наши рекомендации