Основные стратегии развития неклассической философии

Понятием «неклассическая философия» обозначают философские направления, формировавшиеся со второй пол. XIX в. вплоть до настоящего времени. Она представлена разными течениями – социально-критическим (марксизм, неомарксизм, постмарксизм); иррационалистическим («философия жизни»); критико-аналитическим (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, структурализм); экзистенциально-антропологическим (феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ и др.). Несмотря на существенные различия между ними, для всех них характерно стремление преодолеть рационалистические установки классического философствования:

1) классическое предположение естественной упорядоченности мироустройства, наличия в нем разумного порядка и гармонии;

2) полагание разума в качестве главной характеристики человека;

3) безграничную веру классических мыслителей в разум, науку, прогресс;

4) уверенность классических мыслителей в возможность переустройства мира и индивидуального человеческого существования в соответствии с принципами разума.

Если классическая философия характеризовалась культом разума, знаний, науки, благодаря которым может быть преобразован мир, то опыт XX века показал, что сами по себе знания не делают человека счастливым, более того, могут быть использованы в антигуманных целях. Поэтому современная философия обратилась к проблеме пределов разума, иррациональных (неразумных, бессознательных) факторов человеческой жизни. Для этой философии характерен поиск новой рациональности и утверждение возможности существования не одной, а нескольких вполне равноправных и конкурирующих рациональностей.

Таким образом, кризис западной цивилизации и культуры, рассогласование между реальностью и рационально сконструированными моделями мироустройства и др. привели к попыткам расширить поле философской рефлексии, пересмотреть статус разума, осмыслить иные (нерациональные) формы постижения человеком мира, исследовать человека не как рационально-познающее существо, а как конечное, конкретное, единичное существо, «заброшенное» в этот мир и переживающее его в различных непосредственных (дотеоретических) формах. Научная рациональность объявляется лишь одним из типов рациональности (наряду с повседневной, религиозной и др.). На первый план выдвигается антропологическая проблематика.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ.

Это направление сложилось в последней трети XIX – нач. ХХ вв. в Германии и Франции. Его предшественники – А.Шопенгауэр с его учением о мире и человеке как воплощении (объективации) бессознательной мировой воли к жизни; а также датский философ С.Кьеркегор, противопоставивший рационализму Гегеля понятия переживания и экзистенции (человеческого существования, обреченного на смерть, тревогу, страх, сомнения, отчаяние, страдания, выбор, риск).

Основные представители – немецкие мыслители Ниц­ше, Дильтей, Зиммель, Шпенглер, а также французский философ Бергсон. Философия жизни возникла как оппозиция классическому рационализму и реакция на кризис механистического естествознания. Нарастание иррациональ­ности общественной жизни, подавление и нивелирование человеческой инди­видуальности привели к протестам против рассудочного века Просвещения, абстрактного рационализма, ориентации на ес­тественные науки.

Философия жизни противопостав­ила разуму силы самой жизни с ее иррациональнос­тью, непосредственностью и принципиальной неподвластностью рациональному осмыслению и преобразованию. Основное понятие – жизнь – обозначает первичнуюреаль­ность, целостный органический процесс, предшест­вующий разделению мира на дух и материю, идеальное и материаль­ное. Ницше, вслед за Шопенгауэром, первичной жизненной реальностью объявил «волю к власти». Жизнь есть «жизненный поток», нескончаемое становление, воля к жизни, стремление к ее сохранению и возрастанию. Наука и искусство, считает Ницше, уводят человека от жизни в мир искусственной гармонии; мораль происходит из усилия слабых оправдать свою слабость; религия призывает не столько к жизни, сколько к смерти. История нуждается в новых ценностях, они должны быть основаны не на сострадании и слабости («падающего подтолкни»), а на приоритетах жизни и силы. Носителем новых ценностей выступит, по Ницше, грядущий сверхчеловек. Ницше выдвинул концепцию «сверхчеловека».

Бергсон понимал жизнь как космический «жизненный порыв», постигаемый интуитивно, из внутреннего переживания. Ему принадлежит оригинальная концепция сознания как самоорганизующейся длительности.

У Дильтея жизнь представляет собой поток переживаний, процесс непрерывного творческого становления, не выразимый на языке рассудка.. Жизнь познается через вчувствование, «вживание», интуицию, понимание.

Таким образом, для представителей философии жизни мир в его основе есть жизнь, и в человеческой жизни важна только сама эта жизнь, которая и наполняет смыслом существование.

Ряд идей философии жизни (переживания, понимания и др.) позднее был воспринят и развит экзистенциализмом, герменевтикой и др.

Наши рекомендации