Позитивистская традиция в философии науки. (О.Конт – Дж. Милль – Г.Спенсер)

В самостоятельное направление фи­лософия науки оформилась во второй половине 19в. в деятельности пер­вых позитивистов.

Позитивизм предстает как идейное или интеллектуальное течение, охватившее многообразные сферы деятельности - не только науку, но и политику, педагогику, философию, историографию. Считается, что пози­тивизм расцвел в Европе в период относительно стабильного развития, в эпоху спокойствия, когда она вступила на путь индустриальной транс­формации. Быстрые успехи в самых различных областях знания: матема­тики, химии, биологии и, конечно же, физики — делали науку все более и более популярной, приковывающей к себе всеобщее внимание. Науч­ные методы завладевают умами людей, престиж ученых повышается, на­ука превращается в социальный институт, отстаивая свою автономию и специфические принципы научного исследования. Возникает новая научная картина мира, меняется образ жизни. Прогресс становится очевидным и необратимым.

Концепция позитивной науки представлена деятельностью французского мыслителя Огюста Конта. Провозглашаемая им философия науки — философия нового типа — призвана выполнить задачу систематизации, упорядочивания и кодифика­ции научных выводов. Это «здоровая философия», которая изгоняет все вопросы, неизбежно неразрешимые. В другой «мета­физической философии» нужды нет.

В своем главном произведении «Курс позитивной философии», О. Конт широко пропагандировал идею научности применительно ко всем проявлениям природы и общества. И до сих пор его имя вспоминается в связи с созданной им первой классифика­цией наук и с самой идеей «социологии» как науки об общественной жиз­ни, включающей в себя социальную статику и социальную динамику. Философия предстает в ее новом качестве — система, обобщающая результаты научного познания, и только в этом значении она может иметь право на существование.

О. Конт считал, что каждая отрасль знаний последовательно проходит три раз­личные теоретические состояния: теологическое; метафизическое; научное, или позитивное.

Наука, с позиции О. Конта, рациональная организа­ция жизни общества. Она показывает всю бесплодность попыток осознать первые начала и конечные причины всего сущего, свойствен­ные метафизике. Необходимым оказывается отказ от всех теологических притязаний. Позитивная философия, по мнению О. Конта, действи­тельно представляет собой окончательное состояние человеческого ума.

Вдохновленный идеями эмпиризма, он считал, что наблюдение — универсальный метод приобретения знания. Он помогает освободиться от ненаучных догм, стать на твердую почву фактов. Однако, чтобы придать позитивной философии характер всеобщно­сти, необходимо сформулировать энциклопедический закон, связанный с классификацией наук. Классифи­кация включает в себя математику, астрономию, физику, химию, физи­ологию, социальную физику (социологию), мораль.

Изучение позитив­ной философии даст нам единственное средство открывать логические законы человеческого разума.

Джон Стюарт Милль, английский философ, экономист, основатель позитивизма в Англии. В его тезисе «Все знание из опыта, источник опыта — в ощуще­ниях» наблюдаются представления о материи как постоянной возможности ощущения и о сознании как возможности ощущений, отка­з от исследования онтологической проблематики.

Основным произведением Дж. Милля считается «Система логики», решенная с позиций логики как общей методологии науки. Положение, что поря­док природы единообразен – основной закон, общая аксиома индук­ции. Позитивизм изначально признавал роль и значимость интуиции. Истины познаются посредством других истин. Первые составляют содержание интуи­ции или сознания, последние суть результат вывода. Рассуждая же об индук­ции, Милль выделяет четыре метода опытного исследования: метод сход­ства, метод разницы, метод остатков и метод сопутствующих изменений. Генеральная идея, проводимая сквозь все труды философа, связана с тре­бованием привести научно-познавательную деятельность в соответствие с некоторым методологическим идеалом. Дж. Милль выделил в качестве общего направления научного познания эмпиризм и индуктивизм. В его трудах четко прослеживалась феноменалистическая ориента­ция, провозглашался унифицирующий подход, основанный на вере в еди­нообразие природы.

Другим представителем первого позити­визма был Г. Спенсер. Идея плавного, эволюционного прогресса становится доминирующей в его концепции и главным принципом его ме­тодологии. Эволюция есть интеграция (приведение к единству) материи.

Философия должна объединять все конкретные явления. Основаниями философии должны служить фундаментальные положе­ния. Это первичные истины: неуничтожимость материи, непрерывность движения и постоянство количества силы.

Спенсер дает феноменологическое истолкование науки, довольствую­щейся лишь связью внешних явлений. Наука поэтому есть лишь отчасти объединенное знание, в то время как философия — знание вполне объе­диненное.

Ран­ним позитивистам был чужд акцент на логике и анализе языка. Упор де­лается на фальсификацию–значимыми предложениями считаются те, чья истинность или ложность могут быть установлены некоторым способом. При­ветствуются наблюдения. Первые позитивисты стремятся обосновать свою антиметафизическую направленность (нет необходимости строить теории и объяснять суть явлений).


Наши рекомендации