К. Маркс и Ф. Энгельс о сущности и социальных основаниях религии
Маркс. Критика гегелевской философии права:
«Для Германии критика религии по существу окончена, а критика религии — предпосылка всякой другой критики. Земное существование заблуждения скомпрометировано, раз опровергнута его небесная oratio pro aris et focis (самоапология, буквально: речь в защиту алтарей и очагов). Человек, который в фантастической действительности неба искал некое сверхчеловеческое существо, а нашёл лишь отражение себя самого, не пожелает больше находить только видимость самого себя, только не-человека — там, где он ищет и должен искать свою истинную действительность.
Основа иррелигиозной критики такова: человек создаёт религию, религия же не создаёт человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял. Но человек — не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождают религию, превратное мировоззрение, ибо сами они — превратный мир.
Религия есть общая теория этого мира, его энциклопедический компендиум, его логика в популярной форме, его спиритуалистический point d'honneur (вопрос чести), его энтузиазм, его моральная санкция, его торжественное восполнение, его всеобщее основание для утешения и оправдания. Она претворяет в фантастическую действительность человеческую сущность, потому что человеческая сущность не обладает истинной действительностью.
Следовательно, борьба против религии есть косвенно борьба против того мира, духовной усладой которого является религия. Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.
Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия. Критика сбросила с цепей украшавшие их фальшивые цветы — не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишённой всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком. Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек; чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого. Задача истории, следовательно, — с тех пор как исчезла правда потустороннего мира, — утвердить правду посюстороннего мира. Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории, состоит — после того как разоблачён священный образ человеческого самоотчуждения — в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его несвященных образах. Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии — в критику права, критика теологии — в критику политики»
Энгельс «Анти-дюринг»:
«Всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их жизни, Отражение в которых земные формы принимают форму неземных».
В начале истории это силы прежде всего природы, впоследствии наряду с природой в действие вступают и общественные силы. Образы богов получают двойственный характер. Постепенно эволюция представления о богах ведет к представлению об одном всемогущем Боге, который является отражением абстрактного человека. Возникает монотеизм – ко всему приспосабливающаяся форма религии.
В традициях просвещения Маркс и Энгельс полагали, что религиозное сознание является ложной формой и предложили сл. набор ее характеристик:
-превратное мировоззрение
-фантастическое отражение
-туманная область религиозного мира
Иллюзорный, превратный характер объясняется самопротиворечивостью основы религии. Они разделяли идею о том, что религиозное отражение действительности мира в будущем исчезнет. Однако они не приняли идею просвещения о просвещении науки как главного фактора такого исчезновения. Если общественный процесс станет продуктом свободного собственного союза и будет находиться под их сознательным планомерным контролем. Тогда религии будет нечего уже отражать. Это связано с условиями коммунистического общества. Вместе с тем, религия должна стать предметом научной критики, в ходе которой она объясняется научно, осуществляется ее снятие.
Подходы Энгельса к христианству.
Дюринг - в будущем социалистическом обществе религию нужно будет запретить религию законом. Энгельс с ним не согласен. Религию нельзя запретить законом.
С религией непросто справится.
Диалектический и исторический материализм. Каждую вещь нужно рассматривать в её движении и противоречии. Нужно видеть разные стороны, противоречия. Если рассматривать общество, то нужно рассмотреть, есть ли там противоречия.
Духовные явления можно рассматривать просто как явления, или с другими духовными явлениями, но это недостаточно, т.к. это двухмерная картина.
Более или менее познать представление о духовной жизни можно...
Человек - общественное существо. Оно обусловлено теми отношениями, которые сложились в обществе. Общество противоречиво. Саморазорванность общества. Нужна изучать противоречия общества и как они влияют на духовную жизнь.
Объект религиозного отражения - человеческое сознание. Оно вбирает в себя бесконечное число вещей и анализирует их. В его сознании отражается могущество человека, способность подчинять, но может отражаться и его угнетённость и беззащитность. В его сознании может отражаться красота и безобразие мира. Каждая форма общественного сознания имеет собственный объект отражения. В религии отражается господство над человеком внешних сил. Это может быть силы природы, демонизм, политеизм, монотеизм. Атмосфера антагонистического общества порождает это отражение. Когда общество становится классовым, тогда над человеком начинают господствовать социальные силы. И духовное и материальное находятся в гармоничной связи, но примат находится за социальными отношениями.
Религия - порождение превратного общества, ненастоящего, которое не даёт человеку реализовать свои благодатные возможности. Но это закономерное явление.