Тема 1. Философия, её смысл, функции, предназначение
ОГБПОУ «Томский экономико-промышленный колледж»
|
А.А. ПРОКОПЕНКО
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Для студентов всех специальностей СПО
Томск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………...………………..4
Тема 1. “Философия, её смысл, функции, предназначение’’……………………………….…...5
Тема 2. Античная философия ………………………………………………………………….….9
Тема 3. Средневековая философия ………………………………………………………...…….13
Тема 4. Философия эпохи Возрождения и Нового времени ……………………………….….16
Тема 5. Немецкая философия конца XVIII-XIX вв ...………………………………….…….…20
Тема 6. Зарубежная философия Новейшего времени………………………………………..….23
Тема 7. Русская философия XIX-XX вв …………………………………………………….…25
Литература …………………………………..………………………………………….……...…54
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методическое пособие «Основные этапы развития философской мысли от античности до современности» отражает логику движения и развития всей общественной мысли с момента зарождения до наших дней. Яркие личности, интересные судьбы философов, разнообразие философских направлений – все это способствует пробуждению интереса к дисциплине в целом. Пособие предназначено для студентов Томского экономическо-промышленного колледжа всех специальностей и форм обучения СПО. Оно содержит методические рекомендации, таблицы, планы семинарских занятий по блоку тем. Цель пособия – помочь студентам в подготовке к экзамену, зачету, семинарам, контрольному тесту, а также к олимпиаде по философии.
Тема 1. Философия, её смысл, функции, предназначение
Пусть никто, пока он молод,
не откладывает занятий
философией.
Эпикур
1. Философия как мировоззрение.
2. Предмет, структура, функции философии.
3. Специфика философского знания.
4. Основной вопрос философии.
Философия – особая сфера духовной деятельности человека. Она возникла почти три тысячелетия назад из потребности людей в обобщенном и целостном представлении об окружающем мире. На интеллектуальную необходимость появления философии указал Аристотель: “Все люди от природы стремятся к знанию. Начальный мотив этого стремления – удивление. Оно побуждает людей философствовать, поднимаясь от знания единичного, достигаемого в опыте, до знания общего, которое дальше всего от чувственных восприятий” (Аристотель. Соч. в 4 т. М 1976. т.1, с. 68). Знание общего и есть истинная мудрость, как наука о началах и причинах. Мудр тот, кто ’’способен понять трудное’’ благодаря знанию общего (Там же, с. 65-67).2
Термин ’’философия’’ в буквальном переводе означает ’’любовь к мудрости’’ (от греч. phileo - люблю и sophia – мудрость). Впервые он употреблён Пифагором, назвавшим философами мыслителей, раздумывавших над предельно общими проблемами бытия, а в качестве названия особой сферы знания – Платоном.
Первым философом считается Фалес, создавший в Милете первую философскую школу.
В составе человеческих знаний различаются 3 больших и относительно самостоятельных группы: обыденные, конкретно-научные и мировоззренческие. Философское знание – мировоззренческое. Мировоззрение есть система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающему миру и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления.
Субъектом мировоззрения может быть отдельный индивид, социальная группа, общество в целом. Мировоззрение имеет сложную структуру, включая в себя знания, убеждения, веру, надежду, любовь, идеалы, принципы, духовные ценности.
Не всякое мировоззренческое знание есть знание философское.
Дофилософскими типами мировоззрения были мифология – совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека, и религия – вера в сверхъестественное. Мифология и религия – иррациональны.
Философия – тип рационально-критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие проблемы взаимоотношения человека с миром и самим собой. Мир и человек – вот два полюса, составляющих предметное поле философии. Предметом философии является всеобщее в системе ’’мир-человек”.
Представим это в виде схемы:
М – мир, материя, объективная реальность;
Ч – человек, сознание;
ООМС – онтологические отношения материи и создания;
ПСОО – познавательные субъектно-объектные отношения;
АСОО – аксиологические субъектно-объектные отношения;
ДПСОО – духовно-практические субъектно-объектные отношения.
Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру, теоретическая основа и ядро мировоззрения. По И.Канту(1724-1804) философия является наукой ’’ о последних целях человеческого разума. Это высокое понятие сообщает философии достоинство, т.е. абсолютную ценность... Сферу философии можно подвести под следующие вопросы:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
А. Швейцер в книге ’’Культура и этика” (русский перевод, М., 1973) называет философскими следующие вопросы:
- Конечен или бесконечен мир?
- В чём смысл твоей жизни?
- Что тебе надо в мире?
- Чего достигли те, кто действовали до тебя?
- Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира?
- Что такое истина?
- В чем счастье человека?
- Что такое красота, любовь, героизм? Являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
В современной литературе формулируются такие проблемы:
- Как дух соотносится с материей?
- Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы?
- Конечен или бесконечен мир?
- В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своём вечном движении?
- Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира?
- Что такое добро и зло? и др.
Размышляя над такими вопросами, человек неизбежно приходит к определенной мировоззренческой позиции.
Философия многофункциональна.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ | ||
ФУНКЦИЯ | СОДЕРЖАНИЕ | |
Мировоззренческая | Философия призвана сформировать целостную картину мира и человека в нём. | |
Методологическая (поисковая) | Философия формирует исходные принципы познания для всех частных наук. | |
Социальной критики | Философия есть критика имеющегося в обществе порядка вещей. | |
Конструктивная | Философия способна ответить на вопрос о том, что должно прийти на смену старому в обществе. | |
Идеологическая | Философия участвует в выработке идеологии как системы взглядов различных социальных групп. | |
Функция отражения (обобщения) культуры | Философия формулирует типичные и наиболее значимые идеалы своего времени, являясь стержнем духовной культуры общества. “Эпоха, схваченная в мыслях”- так назвал философию Г. Гегель | |
Интеллектуальная | Философия развивает способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения, учит мыслить свободно, критически. Она не дает готовых ответов, а заставляет искать и находить их. |
Специфика предмета философии обусловливает особенности философского знания:
- стремление к максимальному обобщению результатов познания, к раскрытию предельно общих законов и свойств окружающего мира;
- гуманитарная направленность, нацеленность на исследование феномена человека. Н. Бердяев писал: “ Философия человечна, философское познание – человеческое познание”. Философия помогает человеку обрести “ добрый разум “
- большинство философских вопросов вечны, неисчерпаемы. В.И. Вернадский отмечал, что философия ”постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово” (Вернадский В. И. Очерки и речи. Вып.2, 1922, с. 57). Философские проблемы “вечны” в том смысле, что “они всегда сохраняют своё значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы”.
- философское знание – глубоко личностное, оно всегда несет на себе печать личности мыслителя.
Всё множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп:
1. онтология
2. антропология
3. аксиология
4. гносеология
5. праксиология.
Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии - вопрос о соотношении мышления и бытия, сознания и материи, в решении которого философы ещё с древности разделились на два направления: материализм (“линия Демокрита”), сторонники которого утверждали, что материя, природа первична, сознание – вторично, и идеализм (“ линия Платона “), сторонники которого считали, что первично сознание, а материя вторична. В марксистской философии четкая постановка основного вопроса представлена Ф. Энгельсом в его работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”, где жестко противопоставляются друг другу мышление и бытие, сознание и материя. При этом в структуре основного вопроса выделяются две стороны; онтологическая: что первично – дух или природа, и гносеологическая: доступно ли человеческому разуму познание мира.
Основной вопрос философии имеет важное мировоззренческое и методологическое значение, позволяя осознать мир как объект практических интересов, целей и действий субъекта, формировать основные жизненные позиции, убеждения и идеалы, обеспечивая научное и социальное познание социально выверенными и апробированными правилами, нормами и методами действия.
Основные стадии эволюции философского мировоззрения
№ п/п | Тип мировоззрения | Содержание |
Космоцентризм | Философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил, Космоса, и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов. Данная философия была свойственна древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции. | |
Теоцентризм | Тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога. Был распространен в средневековой Европе. | |
Антропоцентризм | Тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения Нового и Новейшего времени, современные философские школы). |
Вопросы для самоконтроля:
1. Что, по мнению Аристотеля, является начальным мотивом стремления к знанию?
2. Что отличает философию от мудрости, философа от мудреца?
3. Какова основная роль философии в жизни человека, общества?
4. Что называется мировоззрением, какова его структура и функции?
5. В чем специфика философского знания?
6. В чем состоит основной вопрос философии, какова его структура?
7. Как Вы понимаете выражение “добрый разум”?