Тема 4 (4 ч.) Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
1. Традиции и новации в развитии науки.
2. Научные революции как смена оснований науки.
3. Научные революции как смена типов научной рациональности.
Обозначенная проблема (традиции и новации) поставила перед философами науки задачу – выяснить механизмы соотношения традиций и новаций в науке. В результате осмысления этой проблемы возникли две важные идеи: многообразия научных традиций и структуры новаций, их взаимодействия на основе преемственности. Большая заслуга в этом вопросе принадлежит отечественным философам науки. Так, в работах В.С. Степина и М.А. Розова говорится о многообразии традиций и их взаимодействии. Традиции различаются, прежде всего, по способу их существования – они либо выражены в текстах, монографиях, учебниках, либо не имеют четко выраженного вербальными средствами (средствами языка) существования. Эту идею высказал в одной из своих наиболее известных работ «Неявное знание» Майкл Полани. Отталкиваясь от этих идей М.Полани и развивая концепцию научных революций Т.Куна, М.А. Розов выдвигает концепцию социальных эстафет, где под эстафетой понимается передача какой-либо деятельности или формы поведения от человека к человеку, от поколения к поколению путем воспроизводства определенных образцов. Применительно к философии науки эта концепция выступает как множество взаимодействующих друг с другом «программ», частично вербализованных, но в основном заданных на уровне образцов, передающихся от одного поколения ученых к другому. Он выделяет два типа таких образцов: а) образцы-действия и б) образцы-продукты. Образцы действия позволяют продемонстрировать как совершаются те или иные научные операции. А вот как они замысливаются, как появляются аксиомы, догадки, «красивые» эксперименты – т.е. все то, что составляет момент творчества, передать невозможно. Таким образом, получается, что парадигма, или научная традиция, не является жесткой системой, она открыта, включает в себя как явное, так и неявное знание, которое ученый черпает не только из науки, но и из других сфер жизнедеятельности, его личных интересов, пристрастий, обусловленных влиянием той культуры, в которой он живет и творит. Таким образом, можно говорить о многообразии традиций – научных вообще, традиций, принятых в конкретной науке, и традиций, обусловленных культурой, и все они взаимодействуют, т.е. испытывают на себе их влияние.
Как же возникают новаци? Обратимся к концепции М.А. Розова, который, прежде всего, уточняет, что такое «новация». Новация как новое знание по своей структуре включает в себя незнание и неведение. «Незнание» - это такой момент в процессе познания, когда ученый знает, чего он не знает, и продумывает ряд целенаправленных действий, используя уже имеющиеся знания о тех или иных процессах или явлениях. Полученное новое в данном случае выступает как расширение знания о чем-то уже известном.Глобальные научные революции приводят к формированию совершенно нового видения мира и влекут за собой новые способы и методы познания. Глобальная научная революция может первоначально происходить в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее в лидера науки. Кроме того, следует учитывать и тот факт, что научные революции – событие не кратковременное, поскольку коренные изменения требуют определенного времени.
Первая научная революция произошла в эпоху, которую можно назвать переломной – XV-XVI вв. – время перехода от Средневековья к Новому времени, которое впоследствии получило название эпохи Возрождения. Этот период ознаменован появлением гелиоцентрического учения польского астронома Николая Коперника (1473-1543). Вторая научная революция, начавшаяся в XVII веке, растянулась почти на два столетия. Она была подготовлена идеями первой научной революции – в частности, поставленная проблема движения становится ведущей для ученых этого периода. Галилео Галилей (1564-1642) разрушил общепризнанный в науке того времени принцип, согласно которому тело движется только при наличии и воздействии на него внешнего воздействия, а если оно прекращается, то тело останавливается (принцип Аристотеля, вполне согласующийся с нашим повседневным опытом). Галилей сформулировал совершенно иной принцип: тело либо находится в состоянии покоя, либо движется, не изменяя направления и скорости движения, если на него не производится какого-либо внешнего воздействия (принцип инерции). И опять мы видим, как происходит изменение к самому принципу исследовательской деятельности – не доверять показаниям непосредственных наблюдений. Идея развития знаменует третью научную революцию в естествознании (XIX-XX вв.). Эта идея начала пробивать себе дорогу сначала в геологии, затем – в биологии и завершилась она эволюционизмом. Затем учеными был провозглашен принцип всеобщей связи процессов и явлений, наличествующих в природе.
Четвертая научная революция началась с целого каскада научных открытий (о них говорилось в лекции № 3) конца XIX-XX вв. Ее результатом являются разрушение классической науки, ее оснований, идеалов и принципов и установление неклассического этапа, характеризующегося квантово-релятивистскими представлениями о физической реальности. Таким образом, первая научная революция сопровождалась изменениями картины мира; вторая, хотя и сопровождалась окончательным становлением классического естествознания, способствовала пересмотру идеалов и норм научного познания; третья и четвертая привели к пересмотру всех указанных компонентов основания классической науки.
Глобальные революции сопровождаются также и сменой типов рациональности. Рациональность не следует отождествлять только с наукой – в широком смысле слова можно говорить о рациональности всей европейской культуры – своего рода принципе жизнедеятельности человека, его способности самостоятельно мыслить и принимать решения. «Имей мужество пользоваться собственным умом … без руководства со стороны кого-то другого», - так понимал И.Кант рациональность эпохи Просвещения.
Начиная с XVII века, рациональность отождествляется с наукой, научной рациональностью. Однако с середины 60-х годов XX века философами науки все чаще рациональность науки ставится под сомнение, критически осмысливается. Можно выделить 2 сформировавшиеся в их среде позиции: 1) наука не является прототипом рациональности; 2) претензии науки на рациональность есть «рациофашизм» (П.Фейерабенд). Объективность, т.е. независимость от субъекта, безразличное к ценностям Принцип историзма, ставший ключевым в анализе науки (Т.Кун, И.Лакатос и др.), позволил говорить и об историчности рационализма, приве Исторически первой формой рациональности является не наука, а философия (в частности, античная). Парменид, древнегреческий философ, провозгласил принцип тождества мышления и бытия. Бытие в его понимании это то, о чем можно лишь мыслить, поскольку оно не сводится к вещам чувственного мира, это своего рода мышление о мышлении, об идеальных объектах, моделях, не совпадающих с объектами повседневной жизни. Платон развил дальше эту идею, создав учение о бытии как мире бестелесных сущностей, который можно «узреть» только внетелесным путем – взлетом мысли. Таким образом, в Античности был провозглашен принцип рациональности, согласно которому истину можно узреть лишь умом, не прибегая к чувственным показаниям. л к выводам о том, что научная рациональность, как и наука, исторически меняется.
Вопросы для самопроверки:
1. Понятие научной парадигмы?
2. Классический, неклассический и постнеклассический тип рациональности?
Список литературы
Основная литература
1. Бегинин, В.И. История и методология науки: учебно-метод. пособие для аспирантов, магистров, и студ. всех спец. [Текст] – Саратов: ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ", 2012. – 56 с.
2. Бессонов, Б.Н. История философии : учебник [Текст] / Б. Н. Бессонов. - М. : Юрайт, 2010. - 278 с. - (Основы наук). - ISBN 978-5-9916-0571-7. - ISBN 978-5-9692-0850-6
3. Вечканов, В. Э. История и философия науки : учебное пособие [Текст] / В. Э. Вечканов. - М. : Риор ; М. : Инфра-М, 2013. - 256 с. - (Высшее образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-369-01114-0. - ISBN 978-5-16-006258-7
4. Войтов А.Г. История и философия науки [Текст] – М. : Дашков и К, 2007. – 692 с. ISBN 5-911-31-275-1
5. Голубинцева В.О., Данцев А.А. Философия науки [Текст]. – Ростов н/Д : Феникс, 2007, 541 с. ISBN 978-5-222-10855-0
6. Лешкевич Т.Г. Философяи науки : Учеб. Пособие [Текст]. М. ИНФРА-М, 2008, 272 с. ISBN 9778-5-16-002338-0
7.Философия науки: учеб. пособие [Текст] / Под ред. А.И. Липкина. М. :, Эксмо, 2007, 608 с., ISBN 978-5-699-18350-0
8. Миронов А.В. Философия социо(техно)-природной системы [Текст]: монография /А.В. Миронов. – М.: Макс Пресс, 2013. – 192 с. – ISBN 978-5-317-04350-6
Дополнительная литература
1. Кун, Т. Структура научных революций [Текст]. – М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2009, 310 с. ISBN 978-5-17-059190-9; 978-5-403-01126-6
2. Кохановский В.П. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2005, 608 с. ISBN 5-222-07073-5
3. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник [Текст]. – М. : Издательство «Экзамен», 2005, 528 с. ISBN 5-472-01114-0
4.Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов [Текст]. – М. : Академический Проект, 2005, 726 с. ISBN 5-8291-0558-6
Электронные ресурсы
1.История и философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие для аспирантов юридических специальностей/ С.С. Антюшин [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2013.— 392 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21242.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Бариев Р.Х. История и философия науки (общие проблемы философии науки) [Электронный ресурс]: учебное пособие (краткий курс)/ Бариев Р.Х., Левин Г.М., Манько Ю.В.— Электрон.текстовые данные.— СПб.: Петрополис, 2009.— 112 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27254.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Батурин В.К. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.К. Батурин – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 303 c. – ISBN: 978-5-238-02215-4 – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16452.html – ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Безвесельная З.В. Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ З.В. Безвесельная, В.С. Козьмин, А.И. Самсин – Электрон. текстовые данные. – М.: Юриспруденция, 2012. – 212 c. – ISBN: 978-5-9516-0435-4 – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8058.html – ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Богданов В.В., Лысак И.В. История и философия науки. Философские проблемы техники и технических наук. История технических наук [Электронный ресурс] / В.В. Богданов, И.В. Лысак. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2012, – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23588.html
6. Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Клягин Н.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Логос, Университетская книга, 2012.— 264 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9108.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
7.Философия науки [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ С.А. Лебедев [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2010.— 732 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27425.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
8. Летов О.В. Проблема объективности в науке. От постпозитивизма к социальным исследованиям науки и техники [Электронный ресурс] / О.В. Летов. – М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2011. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22506.html
9. Лысак И.В. История и философия науки. Философские проблемы физики. История физики [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по дисциплине/ Лысак И.В.— Электрон.текстовые данные.— Таганрог: Таганрогский технологический институт Южного федерального университета, 2012.— 89 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23589.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
10. Мархинин В.В. Лекции по философии науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мархинин В.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 428 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27266.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
11. Мезенцев С.Д. Философия науки и техники [Электронный ресурс] / С.Д. Мезенцев. – М.: МГСУ, 2011. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/366.html
12.История и философия науки [Электронный ресурс]: учебная программа и методические рекомендации для аспирантов/ О.М. Панфилов [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012.— 44 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23645.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
13.Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс]/ М.А. Розов [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7170.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
14. Светлов В.А. История научного метода [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.А. Светлов – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. – 476 c. – ISSN: 2227-8397 – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8244.html – ЭБС «IPRbooks», по паролю
15. Торосян В.Г. История и философия науки [Электронный ресурс]: учебник для вузов /В.Г. Торосян. – М.: ВЛАДОС, 2012. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/172210
16. Тяпин И.Н. Философские проблемы технических наук [Электронный ресурс]: учебное пособие /И.Н. Тяпин. – М.: Логос, 2014. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/172511