Сущность современной глобализации и ее социокультурные последствия
Многие исследователи феномена глобализации отмечают, что она не может считаться принципиально новым явлением международной жизни. По их мнению, и тысячелетия возникали и крепли экономические и культурные связи между различными цивилизациями. Современная глобализация имеет сложную структуру, она состоит из двух уровней: естественной, неуправляемой глобализации и искусственной. Естественная глобализация – эволюционный процесс восприятия различными народами достижений других народов, их культур и традиций. Это восприятие происходит преимущественно добровольно и зависит от уровня развития этих народов, а главное, их желания усвоить и на практике применять те или иные достижения других социокультурных традиций. Искусственная глобализация – это попытка навязать силой или другими методами – обманом, убеждением, подкупом – те или иные представления о мире: экономические, политические, духовные, ценностно-мировоззренческие.
В рамках большинства существующих теорий выделяются ключевые тенденции глобализации:
– всеохватность и комплексность изменений, трансформация всех параметров социальных структур;
– доминирование глобальных ценностей и ориентиров над локальными;
– гибридизация культуры, с усилением элементов массовой, коммерческой американской культуры;
– формирование единого информационного пространства;
– ослабление национально-государственного фактора.
Чтобы оценить последствия проявления современной глобализации, необходимо считаться с тем, что, это пока еще открытая, противоречивая реальность, находящаяся на этапе формирования, и конечные последствия ее влияния пока сложно прогнозировать. Но, отметим, что современная глобализация – явление закономерное, и она принесла с собой немало положительного в разные сферы жизни человека и общества:
– экономическая глобализация способствовала углублению международного разделения труда, обеспечила его более высокую производительность и явилась одной из причин роста уровня жизни;
– идут инвестиции в экономику развивающихся стран, что позволяет им улучшить положение в социальной сфере и экологии;
– следствием экономической открытости стран оказывается развитие у них демократических процессов и упрочение законности;
– культурная глобализация формирует в перспективе единое человечество.
Положительные оценки проявления глобализации в разных сферах общественной жизни можно продолжать. Но, как справедливо отмечают многие исследователи, эйфория, порожденная глобализацией, мало-помалу сходит на нет. Глобализация не только объединяет наш мир, но и раскалывает, причем во многих отношениях – экономическом, социальном, технологическом, культурно-цивилизационном. Растут дестабилизация и конфликты. В условиях открытой экономики в проигрыше оказываются недавно процветавшие отрасли производства и целые страны. Теряются национальные традиции и языки. В исламском мире нарастает ответная реакция со стороны фундаменталистов – противников перемен. Это ведет к развитию терроризма. Опасно усиливается тенденция искусственной глобализации под управлением США и других стран НАТО. Что касается стран СНГ, включая и Беларусь, сами по себе они недостаточно сильны. Поэтому, если страны СНГ не смогут достичь тесного экономического, политического и военного союза, т.е. стать самодостаточным центром развития, то их ждет скорее всего зависимое, полуколониальное существование. Современная глобализация отличается пока неопределенностью перспектив, ее нельзя отменить, но можно корректировать, изменяя соответствующим образом политику тех государств, которые стоят в авангарде глобализации и предлагают варианты ее развития. Если же нынешняя глобализация будет и дальше проводиться тем же образом, каким она велась ранее, она сама окончательно превратится в глобальную проблему человечества.
Темы рефератов и докладов | |
1. Миф: сущностные черты и современные формы. 2. Особенности философского мышления. 3. Статус и роль философии в современной культуре. 4. Философия и наука: общее и специфическое. 5. Осмысление философских идей в художественной культуре. 6. Философия буддизма. 7. Связь человека и природы в философии Китая. 8. Идеи греческого атомизма и современность. 9. Сократ о человеке и сути добродетели. 10. Логическое учение Аристотеля. 11. Философско-историческая концепция Августина. 12. Средневековое учение об оправдании Бога (теодицея). 13. «Рыцарь диалектики» Пьер Абеляр. 14. Философский скептицизм М.Монтеня. 15. Астрономические и философские идеи Д.Бруно. 16. Антропологическая философия Б.Паскаля. 17.Онтологические учения в западноевропейской философии ХVII в. 18. Социально-политические учения Просвещения. 19. Сущность «коперниканского переворота» И.Канта в гносеологии. 20.Антропологический материализм Л.Фейербаха. 21. А.Шопенгауэр о философии и методе. 22. Учение Ф.Ницше о сверхчеловеке. 23. В. Дильтей: от философии жизни к герменевтике. 24.Материалистическая концепция истории К.Маркса 25. Проблема абсурда в творчестве А.Камю. 26. Философское учение П.Тейяра де Шардена. 27. Культура и контркультура в философии Франкфуртской школы. 51. Синтетическая концепция человека М.Шелера. 52. Проблема отчуждения личности. 53. Философское осмысление любви. 54. Судьба и жизненный путь человека. 55. Проблема бессознательного в философии. 56.Проблема искусственного интеллекта. 57. Роль практики в познании. 58. Роль интуиции в познании. 59. Основные философские концепции истины. 60. Классификация наук. 61. Естественнонаучное и социально-гуманитарное знание: сходство и различие. 62. Этика науки и социальная ответственность ученого. 63. Научное и вненаучное знание в современной культуре. 64. Теоретические модели общества: сравнительный анализ. 65. Факторы этногенеза и исторического развития в работах Л.Н.Гумилева. 66. Марксистская философия о диалектике производительных сил и производственных отношений. 67. Проблема субъекта общественного развития: народ, масса, элита, личность. 68. Трансформационное общество: особенности политических процессов. 69. Теория социальной стратификации. | 28. «Одномерный человек» Г.Маркузе: критика общества массового потребления. 29. Философские проблемы анализа языка науки в неопозитивизме. 30. Концепция «эпистемологического анархизма» П.Фейерабенда. 31. Образ науки в работе Т. Куна «Структура научных революций». 32. Новая онтология: бытие без субстанции. 33. «Смерть автора» в философии и культуре постмодерна. 34. П.Я. Чаадаев об исторической миссии России. 35. Философские идеи русского космизма и современность. 36. Вклад эпохи Скорины в белорусскую культуру. 37. Рационализм в творчестве С. Будного. 38. Философские взгляды К. Нарбута. 39. Е. Карский, И. Абдиралович, А. Цвикевич, В. Ластовский, В. Самойло о факторах национального возрождения Беларуси. 40. Философское значение теории относительности А.Эйнштейна. 41. Концепция глобального эволюционизма. 42. Диалектика и ее исторические формы. 43. Теория синергетики и ее методологическая роль 44. Современные физическая и биологическая научные картины мира. 45. Философская концепция биосферы и ноосферы В.И.Вернадского. 46. Взаимодействие общества и природы в проектах Римского клуба.47. Философия об экологическом и гуманистическом аспектах природохозяйственной деятельности. 48. Проблема антропогенеза в философии и науке. 49. Проблема смысла жизни. 50. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке. 70. Развитие социальной среды белорусского села на современном этапе. 71. Современная информационная революция и угроза инфократии. 72. Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ. 73. Статус национальных государств в контексте глобализации. 74. Проблемы взаимоотношения политики и морали. 75. Проблемы взаимоотношения элитарной, массовой и народной культуры. 76. Особенности и формы молодежных субкультур. 77. Проблема диалога культур: позитивные и негативные аспекты. 78. Общая культура как элемент профессиональной компетенции. 79. Культурно-цивилизационная специфика Беларуси. 80. Техника как социокультурный феномен. 81. Инженерная деятельность и творчество. 82. Техносфера и проблема ее гуманизации. 83. Концепция устойчивого развития и перспективы постиндустриальной цивилизации. 84. Современная глобализация и ее социальные последствия. |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Специфика философского мировоззрения.
2. Предмет философии, ее основные геосоциокультурные типы.
3. Основные разделы философии и их проблематика. Философский идеализм и материализм.
4. Социокультурный статус и функции философии, ее соотношение с наукой, идеологией, искусством, религией.
5. Социокультурная специфика Древнего Востока. Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии.
6. Рационально-практическая и этико-административная направленность философии Древнего Китая, ее основные школы.
7. Натурфилософские школы ранней греческой философии.
8. Философский метод и этический рационализм Сократа. Философские учения Платона и Аристотеля.
9. Основные принципы философского мировоззрения Средневековья. Философская проблематика периодов патристики и схоластики.
10. Формирование новых принципов культуры эпохи Возрождения. Пантеизм и натурфилософия Ренессанса.
11. Научная революция ХVII в. и гносеологическая направленность философии Нового времени. Рационализм и эмпиризм как ее методологические программы.
12. Основные темы философии Просвещения: разум, человек, общество. Социально-политические учения английских и французских просветителей.
13. Классическая немецкая философия. Трансцендентальная философия И. Канта.
14. Абсолютный идеализм и диалектический метод Г. Гегеля. Историческое значение классической немецкой философии.
15. Предпосылки возникновения и особенности неклассической философии ХIХ в. Критика классической традиции в учении Л.Фейербаха, позитивизме О. Конта, «философии жизни».
16. Переосмысление классического наследия в философии К.Маркса и Ф.Энгельса. Диалектический и исторический материализм. Исторические судьбы марксизма.
17. Антропологическое направление в современной философии. Основные темы и представители философии экзистенциализма.
18. Социально-критическое направление в современной философии. Основные идеи и представители философии франкфуртской школы.
19. Сциентистское направление в современной философии. Логический позитивизм и постпозитивизм.
20. Структуралистское направление в современной философии. Постструктурализм. Феномен постмодернизма в культуре и философии ХХ – ХХI вв.
21. Основные темы и особенности средневековой философии в России и Беларуси.
22. Становление национального самосознания и философия Беларуси в XVI-XX вв.
23. Основные направления и проблематика русской философии ХIХ-ХХ вв.
24. Метафизика и онтология как стратегии познания бытия. Категории «бытие», «небытие», «субстанция», «материя». Системная организация материального мира.
25. Движение как атрибут бытия. Диалектическая и синергетическая модели развития.
26. Пространство и время как атрибуты бытия, их субстанциональная и реляционная концепции.
27. Понятие природы, специфика ее анализа в философии и науке. Современные научные концепции происхождения и эволюции Вселенной. Концепция глобального эволюционизма.
28. Природа как среда обитания человека. Исторические типы взаимодействия общества и природы. Проблема их коэволюции.
29. Образы человека в классической и неклассической философии. Антропосоциогенез.
30. Человек как личность. Теории личности. Свобода и отчуждение личности.
31. Модусы человеческого бытия (труд, любовь, игра, забота, счастье, страдание и др.) и проблема его смысла. Тема смерти и бессмертия человека.
32. Проблема сознания и основные философские программы его исследования: субстанциальная, функциональная, экзистенциально-феноменологическая.
33. Генезис сознания. Сознание как особый тип отражения, его основные функции и сущностные черты. Структура сознания.
34. Понятие, функции, виды, иерархия ценностей. Проблема ценностного выбора человека в меняющемся мире.
35. Деятельность как способ бытия человека. Структура и основные виды деятельности. Практика как материально-предметная деятельность. Особенности профессиональной деятельности в АПК.
36. Гносеология как философское учение о познании. Основные принципы гносеологии. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект познания.
37. Структура познавательного процесса. Чувственная, рациональная и иррациональная стороны познания.
38. Познание как постижение истины. Основные философские концепции истины. Критерии истинности знаний в современной науке.
39. Понятие науки. Специфика научного познания. Роль науки в обществе. Этика науки и проблема социальной ответственности ученого.
40. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования.
41. Понятие метода и методологии. Общелогические, эмпирические и теоретические методы научного исследования. Основные формы научного знания: факт, проблема, гипотеза, теория.
42. Предмет, проблемное поле и функции социальной философии. Основные исследовательские программы в обществознании.
43. Общество как сложноорганизованная система. Сферы (подсистемы) общества, их основные функции и взаимосвязь.
44. Специфика социальных законов. Проблема источников исторического процесса. Факторы социальной эволюции. Субъекты и движущие силы истории. Основные типы социальных изменений.
45. Предмет и проблематика философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации истории.
46. Предмет политической философии. Понятия политики и власти. Релятивистско-прагматический и этический подходы к политическому мышлению и практике.
47. Взаимосвязь политики, права, идеологии. Понятие права. Предметное поле философии права. Понятие и функции идеологии. Социально-философские основы ведущих политических идеологий.
48. Понятие и функции культуры, ее основные философские модели и типы. Субкультура и контркультура. Взаимодействие национальных культур.
49. Понятие цивилизации, ее типы и уровни. Противоречия современной цивилизации. Проблема цивилизационного выбора Беларуси.
50. Понятие техники и техносферы. Основная проблематика философии техники. Идеологии сциентизма, технократизма, антисциентизма. Проблема гуманизации техносферы.
51. Характер и типология глобальных проблем современности, их проявление в Республике Беларусь. Философия о путях решения глобальных проблем.
52. Сущность современной глобализации и ее социокультурные последствия.