Характерные черты русской философии
Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт.
1)антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии.
2) Нравственный аспект. Проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления.
3) Глубокий интерес к социальной проблематике.Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально-политической ситуацией в стране.
4) Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли.
5) Религиозный характер. Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении.
6) Синтез философского и литературно-художественного творчества.Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций. Творчество А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др. богато философскими идеями.
7) Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной.
8) «русский космизм». Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире.
(25) Понятие природы. Живая и неживая природа. «Первая» и «вторая» природа.
Понятие «природа» охватывает все многообразие явлений, предметов, начиная с элементарных частиц, представляющих микромир, кончая поражающими своими пространствеными масштабами космическими объектами. Таким образом, понятие «природа» охватывает все существующее, всю Вселеную, в этом своем значении практически совпадает с понятием материи во всем многообразии ее форм. Однако при такой трактовке природы природное поглощает, перекрывает, социальное, стирается грань между тем, другим, а тем самым теряет смысл ключевая философская проблема - проблема отношения природы, человека, природы, общества.
Поэтому в философии под природой понимается вся совокупность естественых условий существования человека, человеческого общества. При таком подходе понятие природы характеризует ее место, роль в системе исторически изменяющихся отношений к ней человека, общества.
В античности считали, что природа - подвижное, изменяющееся целое, человек не столько противопоставлен природе, сколько является одной из ее частей. Идеалом служила жизнь в согласии с природой. В Средневековье господствовала другая точка зрения: природа - нечто сотвореное богом, более низкое, чем сам человек. В эпоху Возрождения считали: природа - убежище, противостоящее развращеной, порочной человеческой цивилизации.В эру промышленого капитализма была распространена точка зрения, что цель науки, техники - господство над природой. Природа - объект интенсивной преобразовательской деятельности. Естественонаучное познание имело идею испытания природы, стремление вырвать у нее тайны, свести все ее качественое многообразие к небольшому числу строгих количественых законов.
Исторически конкретный характер отношения человека, общества, природы не отменяет некоторых его общих моментов. Неизменым в нем остается прежде всего то, что человек, а вместе с ним, общество вышли из природы, поэтому генетически, по происхождению связаны с ней нерасторжимыми узами. Живая природа - тот базис, без которого не было бы ни человека, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков.
К.Маркс говорил об обществе как о «второй природе», природе, искусствено созданой разумом, трудом человека.Но общество как часть природы есть часть особенная, специфическая. Эта специфика общества проявляется через соотнесение понятий натура (природа), культура. Природа (натура) - эта та часть объективной реальности, которая не затронута человеком, его деятельностью, существует по своим собственым основаниям, законам.
Первая и вторая природа
Первая природа - окружающая вселенная, составленная естественными объектами и процессами.
Вторая природа - материальные объекты и процессы созданные искусственно одним ушедшими и уходящими поколениями людей для грядущих.
Однако существует и третья природа - это мир символизмов, которые принимает индивид (личность) в процессах социализации для руководства в своей жизни. Их часто, не совсем правильно, называют ЦЕННОСТЯМИ. К третьей природе тяготеют Этика, Мораль, Эстетика и Религия и другие составные направления Культуры.
(26) Концепция Тейярда де Шардена
Концепция «эволюционио-космического христианства»
П. Тейяра де Шардена
Концепция «эволюционно-космического христианства» Тейяра де Шардена базируется на принципах религиозно-идеологического монизма, эволюционизмаи универсализма. Субстанцией всего мироздания, по мнению французского мыслителя, является Бог. Бог — это средоточие, источник, центр мира, та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Каждый элемент этой реальности зарождается и пребывает в Боге. Бог настолько имманентен миру, растворен в нем, что весь мир представляет собой Божественную среду.
Преодоление традиционного для христианства раскола бытия на две субстанции — духовную и материальную, божественную и земную Тейяр осуществляет на основе признания всеобщей одушевленности материи. Согласно взглядам Тейяра, для объяснения возможности происхождения всего существующего из единой субстанции, необходимо допустить, что атомы, электроны и другие элементарные частицы должны иметь какую-то общую основу, «искру духа». Таким образом, по Тейяру, все материальные образования имеют духовную компоненту. Эту духовную компоненту он называет «радиальной энергией». По его мнению, радиальная энергия обуславливает развитие материи.
(27) Смысл человеческой жизни в истории философии
Смысл жизни связан с вопросом «Ради чего жить?», а не с вопросом о том, как поддерживать жизнь. Отношение человека как сознательного, мыслящего существа к своей жизни и самому себе находит отражение в смысле и цели его жизни. Смысл жизни – это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить жизненные цели.
Так в чем же состоит смысл жизни? Этот вопрос всегда стоял перед философами, и ответ на него рассматривался с двух разных позиций: с точки зрения отдельного человека и человека как представителя человечества.
В первом понимании смысл жизни – элемент уникальной духовной жизни индивида, то, что он формирует себя сам независимо от господствующих в обществе систем общественных ценностей. С этих позиций нельзя говорить о едином для всех смысле жизни. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях и, опираясь на собственный опыт, выстраивает свою иерархию ценностей. Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода. Его поиски подготовлены долгим процессом эволюции человека, развитием рефлексивной способности его мышления, формированием сознания.
Наибольшую верность поиску абстрактно-всеобщего смысла жизни человека сохранила религиозная философия. Она связывает смысл человеческой жизни с созерцанием и воплощением божественного начала в человеке, стремлением к сверхчеловеческой святыне, приобщением к истине и высшему благу. Русский религиозный философ С. Франк считал, что мир сам по себе бессмыслен и слеп, как бессмысленна и внешняя жизнь человека. Но человеческий разум – уже прорыв бессмысленности. Внутренняя духовная жизнь человека, которую С. Франк называл истинным бытием, имеет смысл. Он доступен лишь душе, испытывающей беспокойство, томление, неудовлетворенность, «искание смысла». Для того, чтобы человек открыл для себя смысл жизни, нужны два условия: «во-первых, бытие Бога как абсолютной основы для силы добра, разума и вечности, как ручательства и торжества над силами зла, бессмыслия и тленности и, во-вторых, возможности для меня лично, в моей слабой и краткой жизни, приобщения к Богу» - писал С. Франк.
Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.
Все люди обладают ценностями, но не всегда одинаковыми.
Слово «ценность» было хорошо известно уже древним грекам.
В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Современный философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал». Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.
В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога.
В Новое время философы выделили разум как главную черту человека. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К ХХ веку сложились все условия для развития учения о ценности.
Философские направления ХХ века выдвигают проблему ценностей на первый план. Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково, по крайней мере, в одном отношении.
Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. [3]
Теории ценностей являются теориями о смысле жизни: великие философы, такие как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза и многие другие обладали четкими представлениями, какая жизнь лучше всего, а, следовательно, и более всего осмыслена.
Среди разнообразных ценностных форм психики человека важнейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей деятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решительность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место.
В мире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно-положительного. Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате философского анализа.
(28) Вопросы аксиологии: человек и его ценности