Предмет и функции философского знания
Философия – одна из важнейших форм культуры.Основные формы культуры – мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия и др. Каждая из этих форм культуры удовлетворяет определённую общественную потребность.
Философия– форма культуры, которая создает обобщённую картину мира и места человека в нем, изучает возможности человека познавать и преобразовывать действительность, разрабатывает понятийно-категориальную структуру мышления человека и др. Термин «философия» в переводе с греческого языка обозначает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость). Слово «философ» впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.
Первоначально понятие «философия» означало совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философские знания древних охватывали как практические наблюдения и выводы, зачатки наук, так и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством поведения и образа жизни человека.
Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска единой основы для всех явлений мира, единства мира и человека, гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия –это рационально-критическая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру и человека к человеку.
Хотяпредметная областьфилософии претерпевала исторические изменения, в ней можно вычленить основные темы и направления поисков:
1) раскрытие сущности мира, принципов его устройства; поиск первоосновы всего существующего. Это вопросы: что представляет собой мир, в котором мы живем, как он возник, каково его прошлое и будущее?
2) осмысление специфики и сущности человеческого бытия в мире, смысла существования человека в мире.
3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. В рамках этой темы разрабатываются вопросы познаваемости мира, условий и механизмов познавательной и преобразующей деятельности человека, возможностей и границ разных познавательных способностей человека, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения и др.
4) рассмотрение социальных и межличностных отношений, в систему которых включен человек. В ряду этих вопросов важнейшие – общество, его структуры, факторы и динамика развития, специфика законов общественного развития, возможности человека влиять на протекание исторических событий и процессов и др.
Все эти обозначенные проблемы философии присутствуют в той обобщающей формулировке основных тем философии, которую дал Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? А поскольку философия при решении всех проблем ориентирована на человека и высшие нравственные ценности (каким надо быть, чтобы быть человеком?), он свёл три свои вопроса к четвертому: что есть человек?
Функции философии:
Мировоззренческая –философия способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения – важнейшая ценностно-регулятивная система, она формирует ценностные установки и ориентации человека, которые воплощаются в его деятельности и поведении.
Познавательная – одна из основополагающих функций философии. Философия имеет целью адекватное достоверное познание действительности.
Методологическая– философия вырабатывает фундаментальные идеи, принципы и правила познавательной деятельности человека, методы познания окружающей действительности. Она разрабатывает понятийно-категориальный аппарат познания, который помогает человеку мыслить точно и концептуально.
Критическая – философия подвергает сомнению наличное знание, исследует его философские основания и предпосылки, способы обоснования и границы. Это расширяет границы познания, увеличивает степень обоснованности и достоверности знания.
Конструктивно-эвристическая –философские основания участвуют в перестройке нормативных структур науки и картины мира, помогают строить новые теории.
Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – моральных, этических, идеологических и т.д.
Социальная– философия исследует общество, историю, современное состояние и тенденции его развития, выявляет его структуру, движущие силы, вскрывает противоречия, ищет пути совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция – культивирование гуманистических ценностей и идеалов, формирование ценностных установок и ориентаций человека, поиск смысла жизни человека.
Прогностическая функция – на основании критического анализа истории развития культуры, общества, познания, науки и их современного состояния философия способна вырабатывать категориальные матрицы, идеи и принципы, которые являются избыточными (опережающими) по отношению к наличной культуре и позволяют прогнозировать тенденции ее развития.