Позитивистская традиция в философии науки (Э.Мах и А.Пуанкаре)

Главный предмет размышлений второго этапа развития философии на­уки, приходящегося на первую треть 20в., — содержательные основоположения науки. Это обусловливалось теми резкими революционными из­менениями, теми сенсационными открытиями, которые пронизали ос­нования науки на рубеже веков.

Второй этап развития философии науки связан с именем авст­рийского физика Эрнста Маха. Как и все позитиви­сты, Мах призывал удалить старую филосо­фию. Его больше всего не устраивало представление о процес­се познания как об отражательном процессе. Исходя из своего главного тезиса о том, что в основе всех явлений находятся ощущения, он пыта­ется переосмыслить основные категории науки: пространство, время, силу, массу, причинность.

Мах показывает, что ощуще­ния есть факт, форма приспособления живого организма к среде. Ощущения — это элементы всех возможных физических и психи­ческих переживаний, вся разница между которыми заключается в различ­ной зависимости их друг от друга. Более устойчивые впечатления запечатлеваются в памяти и полу­чают выражение в нашей речи.

Всему, установленному физиологическим анализом ощущений соответствуют отдаленные явления физического. Задача науки — признавать эту связь и ориентироваться в ней. Чувственный мир принадлежит одновременно как к области физической, так и к области психической.

Таким образом, в чувственной сфере нашего сознания всякий объект одновременно является и физическим, и психическим. Следы психофизики видны во всех работах ученого.

По мнению Маха, цель вся­кой науки в том, чтобы изобразить факты в идеях для устранения практи­ческой или интеллектуальной неудовлетворенности. Всякая практичес­кая или интеллектуальная потребность удовлетворена, если наши идеи вполне воспроизводят факты чувственного мира. Причем исследовать законы связи между представлениями должна психо­логия; открывать законы связи между ощущениями — физика; разъяснять законы связи между ощущениями и представлениями — психофизика.

Наука возникает всегда как процесс адаптации идей к определенной сфере опыта. Всякое познание есть психическое переживание. И когда мышление толкается в различные направления возникает научная проблема.

Проблемы можно решить при помощи гипотезы. Главная роль гипотезы — вести к новым наблюдениям и новым исследо­ваниям. Мах считает, что познание и заблуждение имеют один и тот же психо­логический источник, ибо в основе всякого психического приспособления лежит ассоциация. Ассоциации должны быть приобретены индивиду­альным опытом. Единственной бесспорной функцией науки для Маха является описа­ние. Описание есть построение факта в мыслях.

Одним из ведущих деятелей второго этапа философии науки стал Анри Пуанкаре — французский математик и физик, основоположник концепции конвенциализма. Конвенциализм — направление, провозглашающее в качестве основы научных теорий соглашения (конвенции) между уче­ными. Соглашения обусловлены соображениями удобства и простоты и не связаны непосредственно с критериями истинности.

Научными основаниями, способствующими появлению конвенциализма, стали различные системы аксиом геометрий Евклида, Лобачевского, Римана. Поскольку каждая из них согласовывалась с опытом, то вставала проблема истолкования достовер­ности и объективности знания, понимания истины.

Последовало переосмысление такого фундаментально­го научного понятия как закон. Научный закон провозглашался условно принятыми положениями, конвенциями, которые необходимы для наи­более удобного описания соответствующих явлений. Произвольность вы­бора основных законов ограничена как потребностью нашей мысли в максимальной простоте теорий, так и необходимостью успешного их ис­пользования. В этом смысле ценность научной теории определяется лишь удобством и целесообразностью ее применения для практических целей.

Симптомом антропологической ориентации второго этапа философии науки оказалось и громкое признание интуиции ученого в качестве важнейшего инструмента научного открытия. Интуиция выступила весомым аргументом в борьбе с логицизмом. По мнению Пуанкаре, новые резуль­таты невозможно получить лишь при помощи логики, вопреки основно­му тезису логицизма нужна еще и интуиция.

Основные идеи конвенциализма были распространены Пуанкаре на математику и физические теории: классическую механику, термодинами­ку и электродинамику. Их основоположения объявлялись также удобны­ми допущениями, отвечающими требованию непротиворечивости.

Прямым следствием конвенциализма оказывается тезис о несоизмери­мости теорий. Он представляет собой такой тип развития науки, согласно которому сменяющие друг друга теории не связываются логически, а ис­пользуют разнообразные методы, принципы и способы обоснований, так что их сравнение рационально невозможно. Логика не выступает всеобщим универ­сальным основанием. Процедуры выбора основоположений опираются на предпочтения.

Итак, второй этап философии науки – конвенциализм, вознес­шеий соглашение в ранг основания построения теории, раз­мывание научной рациональности путем признания роли интуиции и формулирование тезиса о несоизмеримости теорий, принимающего ос­новным критерием сравнения социокультурные и психологические ос­нования.

Наши рекомендации