Мир и человек, бытие и мышление в древнегреческой философии
Уже в древнегреческой философии вопрос о природе человека, его происхождении и месте в мире занимал значительное место. У истоков антропологического подхода в изучении проблемы человека стояли софисты, которые впервые стали противопоставлять природное и общественное. Слово «софист» (от греческого «София» - мудрость) - означало мудрец, особый тип философа-профессионала, учителя философии. «Познай самого себя» - этот лозунг отражает содержание философских размышлений софистов и Сократа. В их философии ставится важнейшая проблема личности человека.
Смысл жизни, высшее благо для человека, считал Эпикур - это достижение им блаженства, наслаждения. При этом действительно длительными и прочными с точки зрения Эпикура, могут быть только духовные наслаждения и блага: дружба, знания - «Блажен тот, кто удаляется от мира без ненависти». Высшая форма блаженства - это состояние полного душевного покоя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира. В дальнейшем гедонистическое понимание жизни часто истолковывалось натуралистически - как получение наслаждения от материальных благ, чувственных наслаждений и т. п. Таким образом, гедонистическое понимание смысла жизни во многом зависит от того, что именно доставляет человеку наслаждение: духовные или материальные блага.
Важный шаг в философском постижении человека сделал древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.), занимающейся сферой практической деятельности и поведения человека. Выделяя учение (logos) о человеке (antropos) в качестве обособленной отрасли знания, Аристотель первым в античной философии стал широко употреблять термин «антропология». Он особое внимание обратил на социальные качества человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Платон обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы личности (мудрецы, воины и др.).
Однако подлинного расцвета античный антропологизм достиг в эпоху эллинизма. Представители главных направлений эллинистической философии -эпикуреизма, скептицизма и стоицизм - выдвинули положение об автономности человеческой личности, о зависимости внутреннего мира человека, прежде всего, от него самого.
Так, древнегреческий философ Эпикур (341-270 гг. до н.э.) считал, что человек обладает свободой выбора. Признавая случайные, спонтанные отклонения атомов от закономерных траекторий, Эпикур тем самым обосновывал и наличие свободы воли души человека, которая, по его мнению, представляет собой «состоящее из тонких частиц тело, рассеянное по всему организму, очень похожее на ветер с какой-то примесью теплоты». В целом Космос для Эпикура выступает как условие человеческого самопознания, поскольку исходным в его объяснении выступает Человек.
Древнегреческая философия о бытии
Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничто» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия — вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие — одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование чего-то кроме бытия, то есть небытия, а это, по мысли Парменида, недопустимо.
Парменид полагает также, что «мыслить и быть есть одно и то же» и что «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Поскольку небытия нет — это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие.
Учение Аристотеля о бытии представлено в его «Метафизике». Он, в частности, разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность).
Мышление
Греческое мышление с полным правом можно назвать теоретическим. Оно носило созерцательный характер и было лишено эксперимента как критерия истины. Хотя возникновение теоретического мышления было вызвано потребностями практики, но древние мыслители не рассматривали проблему соответствия теории практической деятельности, ее нуждам и запросам. В этом подходе проявляется особый характер общественного разделения труда: физический труд, практическая деятельность, связанная с повседневной деятельностью — удел рабов, умственный труд — право и привилегия, признак свободного человека.
Поэтому отсутствие экспериментальной проверки истинности знания является причиной необычного многообразия различных школ и направлений, где проявляются различные тенденции, возможности становления и развития теоретического знания. Поэтому древнегреческая философия становится подлинной школой мышления, интеллектуального становления для последующих эпох.
Объективный идеализм Платона. Метафизика Аристотеля.