З а д а н и е 3. Упражнения, комментарии
Э. Фромм описал удивительный феномен «бегство от свободы». Ознакомьтесь с отрывками из знаменитой книги философа и дайте ответы на предложенные вопросы.
«Миллионы людей продемонстрировали то, что они вовсе не стремились получить эту свободу, а, наоборот, хотели от нее избавиться… Моральное одиночество так же невыносимо, как и одиночество физическое…
Религия и национализм, как и любые обычаи, любые предрассудки – даже самые нелепые и унизительные, – являются порой спасательным кругом для человека, если они обеспечивают связь человека с окружающими людьми, спасая его от самого страшного, что может быть у человека, от одиночества и изоляции…
Человек должен либо воссоединиться с окружающим его миром в спонтанности любви и творческого труда, либо отыскать опору, поиск которой будет сопровождаться потерей и уничтожением индивидуальности и свободы человека…
А вот после того, как человек становится самостоятельным индивидуумом, он вынужден находиться один на один с ошеломляюще огромным миром.
В результате у человека возникает стремление и горячее желание отказаться от своей индивидуальности в пользу победы над чувством одиночества и беспокойства, а для этого ему необходимо слиться с окружающим миром, полностью раствориться в нем».
- Прокомментируйте отрывки из книги «Бегство от свободы».
1. Объясните, что автор называет «бегством от свободы»? В чем его опасность?
2. Каковы причины бегства от свободы? Приведите примеры из личного
опыта.
3. Когда в истории человечества, по вашему мнению, возник феномен «бегства от свободы»?
4. Как стремление людей к единению с другими, к идентификации с ними способствует возникновению тоталитарных и авторитарных политических режимов и социальных явлений?
5. Может ли, по вашему мнению, человек быть свободен от общества?
Почему? Найдите альтернативу «бегству от свободы».
З а д а н и е 4.
Установите соответствие между философским направлением и философом.
а) феноменология 1) Г.-Х. Гадамер
б) герменевтика 2) А. Камю
в) экзистенциализм 3) Ж. Бодрийар
г) постмодернизм 4) Э. Гуссерль
д) постпозитивизм 5) Т. Кун
Соотнесите произведения и их авторов.
а) «Бытие и время» 1) А. Камю
б) «Бунтующий человек» 2) М. Хайдеггер
в) «Бытие и ничто» 3) Ж.-П. Сартр
г) «Смысл и назначение истории» 4) Н.А. Бердяев
д) «Смысл творчества» 5) К. Ясперс
Соотнесите философа и понятие.
а) «бегство от свободы» 1) К. Юнг
б) коллективное бессознательное 2) Э. Фромм
в) комплекс неполноценности 3) Г. Маркузе
г) «одномерный человек» 4) З. Фрейд
д) «недовольство культурой» 5) А. Адлер
ВЫВОД:
Раздел 4. Социальная жизнь
Практическое занятие№4.(2 часа)
Тема : «Теории происхождения культуры. Культура и культ. Человек в мире культуры»
Цель: Рассмотреть стороны искусства: психологическое и визионерское искусство.
II. Рекомендации студентам по подготовке к занятию:
Для подготовки к занятию изучите:
1. Горелов А. А. Основы философии: Учебник для студ. сред.проф. учеб. Заведений. 9 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. часть 1 гл.
2. Гусев Д. А. Философия. Учебный курс. - М.: « Академия», 2009. стр. 5 – 20.
3. Философская энциклопедия. ООО «Директ Медиа Паблинг» ЗАО «Новый диск» www. directmedia.ru.
Методические указания
Данная тема показывает, что философия стыкуется с другими отраслями культуры. Чтобы понять, что же такое философия, кроме науки ее надо сопоставить с искусством. Рассмотреть стороны искусства: психологическое и визионерское искусство. Кризис современного искусства. Дегуманизация искусства. Искусство в эпоху постмодерна. Взаимодействие культур: Запад и Восток, интернациональное и национальное в культуре.
Последовательность изучения темы – план:
1) Искусство как феномен, организующий жизнь. Сходство и различие философии и искусства. (№ 1, ч.2, гл.16, с.168-171), (№ 2, с.226-227)
2) Талант и гений, соотношения гения и гениальности. Гений — совершенный человек. (№ 2, с.194-196)
3) Искусство в период постмодерна. Кризис современного искусства. (№ 2, с.196-196- 198), (№ 4,с. 150-153)
5) Культура и цивилизация. Взаимодействие культур: Запад и Восток, интернациональное и национальное в культуре. (№ 4,с.155-162), (Дополнительные источники. Интернет-ресурсы)
З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
1) Система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение; средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации, – ...
2) Основополагающее понятие философии культуры, “возделанная” среда обитания людей, организованная посредством специфически человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности; мир “возделанных” личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями, – …
3) Учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах – …
4) Форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образносимволическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения, – …
5) Процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих норм и способов поведения, свойственных данной культуре – …
З а д а н и е 2.
1. Когда и почему в обществе появилось искусство?
2. Функции искусства.
3. Могли бы вы назвать хотя бы пятерых гениальных людей (признанных таковыми всем миром), которые живут в наше время? Или признанным гением человек становится тогда, когда умирает?
4. Правильно ли данное утверждение: Не искусство подражает жизни, жизнь подражает искусству? Ведь в любую эпоху есть люди, совершенно равнодушные к искусству.
5. Как проявляется кризис современного искусства?
6. В чем сходство и различие культуры и цивилизации?
З а д а н и е 3.
Соотнесите культурфилософские концепции и их авторов.
а) символическая 1) И. Хейзинга
б) игровая 2) М. Маклюэн
в) коммуникационная 3) Э. Кассирер
г) структуралистическая 4) К. Леви-Стросс