Культурно-исторические условия генезиса философии в мире и в России

Для возможности генезиса (происхождения и развития) философии нужны не только природно-географические, но и определенные, тоже необходимые и достаточные культурно-исторические предпосылки. Семена философии падают на благодатную почву и быстро развиваются там и тогда, где и когда народы живут достаточно вольно, есть спрос на разномыслие, способствующее коллективному обсуждению и принятию решения. В России рано сложилась привычка ждать сказочного чуда, жить прошлым и будущим без серьезной заботы о настоящем, что не могло не сказаться и на философии, в которой нет предпринимательской жилки, много авантюризма игроков и последующего самобичевания. Благодаря достаточно обильной природе, остаткам языческой космичности и первобытного коллективизма люди были, в отличие от западных и восточных, открытые, щедрые, грубоватые, но жалостливые (даже к уголовникам, «разбойничкам»), ласковые, богаты «народными заступниками». Природные необузданные философией страсти господствовали над интересами, голос сердца заглушал голос рассудка. Крепкие «задним умом» россияне осмотрительны, но не предусмотрительны, как и ходили, думали обычно «околицей», а не логически. Живя при феодализме, дворяне, крестьяне и даже купцы легко пускали состояние по ветру, поскольку предпринимательство не уважалось. Географическое положение между давно культурными Западом и Востоком порождало философские сомнения, но сложился поиск не истины, а правды. Государство состояло из трех этнических групп (славян, угров и тюрков) и более 150 народов, в основном мирно объединившихся и доныне (в отличие от США) развивающих свою самобытность. Спокойное добрососедство тоже не стимулировало философскую мысль, как у тысячелетиями агрессивных европейцев.

Среднего класса как поставщика философов не было и нет, философы чаще из незаконнорожденных или репрессированных. Частная собственность не расслаивала общество, все жили бедно, кроме царского двора и нескольких чиновников в губерниях. Расслоению общества Философией в России интересовалась в основном гуманитарная политизированная интеллигенция, поэтому своих онтологических и гносеологических открытий мало. (Ломоносов М.В. в 18 веке, позитивисты в 19 веке, да несколько философствующих ученых в области естествознания в 20 веке). Зато много споров о судьбе и месте России в мировой культуре, жизнь на планете спасти и освоить Вселенную и т.п. Философия России – не трактаты интеллектуалов, а эссе интеллигенции или романы писателей, стихи поэтов и даже романсы композиторов.

Религиозность поверхностная, а язычество неистребимое препятствовали освоению протестанского и католического философского богатства. Суд не по законам, а «по совести», анархизм и правовой нигилизм сочетаются с правовым беспределом, но и уголовники до 21 века были «с понятиями». Несмотря на тысячелетнее увлечение Западом элиты и породненность с ним правящих особ, вестернизация не проникала в народ глубоко до наступления времени западного засилья на экранах кино, телевиденья и мониторов. Чиновничье засилье сочетается с отсутствием поддерживающей порядок нормальной бюрократии. Вечные темы: все есть, кроме порядка, «У нас в России две напасти: внизу власть тьмы, вверху тьма власти. И философские споры на темы: кто виноват, что делать и с чего начать, но «воз и ныне там» (И.А.Крылов). В верхах и низах сильны родственный и соседско-дружеский протекционизм. Для сравнения: в Китае со 2 века ротация кадров! На Западе дочь премьер министра Швеции не прошла по конкурсу в вуз, короли живут скромно, президенты летают рейсовыми самолетами. Зато в России, хоть и было «барство дикое», но не рабство, крепостные могли бежать в казаки или бунтовать, ибо до царя далеко было.

Импульсами к возникновению философской мысли были: образование государственности в 9 веке, принятие христианства в 10 веке, нашествияна ослабленную усобицами Россию немцев, шведов, поляков и литовцев с Запада и Золотоордынцев с Востока. Но А.Невский попытку вестернизации и ассимиляции успешно отразил, а от ханов защитил Русь хитростью, чтобы при царях Иванах сложилось громадное феодальное многонациональное государство. Из-за доныне рвущихся к нашим сырьевым и энергетическим ресурсам правителей Запада в философии России даже сейчас западники в большинстве патриотичны. От орды Россия взяла не только политическое устройство, многие элементы быта и духовной жизни, но и особенности философствования кочевников, а не оседлых людей. Влияние культуры Византии, Европы и Востока на правящие классы было не сильнее влияния культуры самого самобытного населения. Прагматической рациональности, эгоизма и индивидуализма Запада было до 21 века мало, а эмоционально-чувственного, коллективистского - много. Евразийское местоположение заставляло, защищая себя, спасать Запад от орд с Востока, а Восток от полчищ Запада. От этой миссии в философии России много мессианства, желания спасти Запад от мещанства, стать «третьим Римом» для мира не в смысле захватов территорий, а нести более высокую культуру. Вместо западной демократии в огромной России сочетались народная вольница (демократия степняков да вече купцов) и самодержавное управление царя (генсека, президента), то и другое тормозило развитие философии. Россия дала миру великих ученых и полководцев, много великих образцов духовного развития, в том числе и философского. Но время российского лидерства в философии еще не пришло, а может уже и не настанет. Частная собственность разъедает общество, но для мировой экономики она уже остаточна и заменяется успешно корпоративной. Демократия тоже все более успешно теснится монополиями в быстро глобализируемом экономически, политически и информационно мире. Выхода во Вселенную русская философия добилась, а что еще она даст миру в 21 веке? Дело за тем, чтобы талантливые философски россияне захотели пойти в философии неведомыми путями и были услышаны хотя бы иностранными студентами, которые вскоре могут занять места вымирающих от своего анархистского образа мысли аборигенов.

Запад вырос на традициях греко-римской культуры, в том числе философской, теперь через СМИ навязанной всем странам. Рим в философии был скуден, пропитан философской мыслью эллинов. Философия Эллады развилась быстро и бурно в условиях, когда зарождающиеся частная собственность и демократия были еще прогрессивны для развития человека, народов и государств. При в главном одинаковых природных условиях центрами философии становились не каждый полис (город-государство). Так, в земледельческой Спарте веками жили традиционно совместно обрабатывая землю под руководством царей, а в недалеких Афинах жили ремесленники и купцы в условиях зарождающейся демократии, поскольку земли для полей и пастбищ нет, но есть море и флот. Отсюда, если и рождался в Спарте философ, неверящий на слово никому и чуткий к переменам жизни юноша, то, либо не мог проявить свой талант, либо бежал в Афины, где философов слушали на народных собраниях и у них учились жить своим умом, искать компромиссы в интересах самых разных людей. Хоть и убивали особо смелых в мысли, но ставили памятники и их мысли сохраняли и передавали потомкам.

В Элладе боги отличались от людей только бессмертием, но не нравственностью и умом, поэтому с ними можно было спорить, отношение к богам было по-философски скептичным и ироничным у всего населения, что тоже помогло развиваться философичности мышления. В богатых Афинах, затем в Риме жило множество талантливых иноземцев, благодаря которым граждане этих государств были рано знакомы не только со своим языком и культурой своего народа, но и иных племен, знали хорошо иностранные языки. Это обогащало собственную культуру и поднимало ее уровень до появления философии культуры, до понимания единства многообразия в мирах культуры и природы. Эллада стала не случайно образцом философской мысли, здесь возникли по сути зародыши всех доныне существующих философских школ, эллины были как никакие иные народы веселыми и жизнерадостными людьми, а детство других народов было искалеченным, поэтому они либо породили болезненные философские взгляды, либо никаких таких, чтобы имели мировое значение или хотя бы долго сохранялись народом.

Необходимость и возможность массового перехода к частной собственности на землю и имущество расслоили эллинов на классы богатых, бедных и среднезажиточных. Необходимость философствовать появляется в «среднем классе», у тех, кто понимал, что возможность породниться с олигархом ждать глупо, а разориться легко, ибо и богатый грабит не того, у кого нечего взять, и бедный завистник ограбит тебя легче, чем имеющего охрану и крепостные стены. Живущему между «молотом и наковальней» суждено либо гибнуть, либо закаляться от ударов судьбы и с помощью умения быстро менять место и отношения выживать, не опускаясь на дно жизни, а при не упускаемом случае и процветать, добившись признания своих талантов, достаточного авторитета и достатка специалиста. Среди большинства среднезажиточных воцарялись губящие полисы один за другим культ денег и вещей, гонка их престижного, статусного потребительства, ложь и злость, а жмот и завистник не бывает эстетически красив! Предложение идей появляется в ответ на появление спроса: естественной реакцией философов, не равнодушных к гибели сограждан, начиная с Пифагора, стали «служение истине, доброте и красоте как богам». Вслед сознательно пошедшему на казнь Сократу его последователи пытаются доныне спасать народы «от нравственной порчи», демонстрируя и экономическую выгоду нравственной чистоты и стремления к опережающему материальное духовному богатству. Борьба эллинов против бесчеловечного отношения к животным и людям, себе любимому оказалась не напрасной, хотя и не завершена еще. Но поэтому и востребована и завтра будет философская мысль Древнего Востока и Античности, что не решены пока те задачи отношения человека к миру. Как только проблемы не станет, можно станет оставить изучение философии той эпохи только историкам философской мысли прошлого. Для нас пока это не столько прошлое, сколько настоящее, которое должно не повторять ошибки прошлого и «не изобретать велосипед», «не открывать Америку».

Наши рекомендации