Эмпиризм философии нового времени Ф. Бэкон, Д. Локк, Т.Гоббс

Ф.Бэкон основоположник «Знание- Сила» В основе познания-опыт. Чем больше опыта, тем больше человек к истинному знанию, но истинное знание не самоцель, его задача помочь человеку достичь практического результата в деятельности. Метод – индукция «восход от частного к всеобщему». «Учение о методе» включает 3 конкретных пути познавательной деят.:

-Путь муравья( голый грубый эмпиризм)

-Путь паука(путь рационализма, «тянет нить из себя»

-Путь пчелы(собирает, перерабатывает, получает знания)

Существуют признаки препятствующие правильному знанию:

- признак рода(ч. рожден с определенными возможностями, что огран. возможность получить знания)-признак пещеры(как и свод пещеры, также и образ, воспитание задают огран.ч. познанию)-признак площади (принцип испорченного телефона)-признак театра ( роль, что играет человек, четко фиксирует его восприятие действительности. изменить роль- изменить действительность. Св-ва ума человека:-память;-воображение;-рассудок:

Гоббс(ученик Бэкона) Цель философии: обеспечить практическую деят. ч., материалист, сторонник эмпиризма. В основе познания –опыт, преимущественно чувственный. В вопросе гос-ва разработал теорию чтобы избежать « войны всех против всех» необходимо заключить договор(гос-во) Для эффективного функционирования гос-ва оно должно стать всесильным.

Локк, в основе познания- опыт. Понятие « сознание – как чистая доска»что заполена опытом. Источник опыта – внешний мир. Идеальное гос-во- на принципе разделения власти : законодательная, исполнительная(+ судебная), федеральная.

Сенсуализм, субъективный идеализм и ангостицизм в философии Нового времени Дж.Беркли, Д. Юм.

Дж. Беркли – англ. епископ, строил систему идеализма, основываясь на критике материализма. Берёт утверждение Локка о вторичных ощущениях . Локк высказывал сомнение в объективном характере вторичных ощущений( все наши ощущения идут от ч. , от его сознания) Первичное восприятие мира: первичны ч. ощущения, что порождается нашим сознанием. Материальные объекты- вторичны.

Принцип субъективного идеализма:

- существовать -значит быть воспринимаемым( то, что мы не ощущаем-не сущ)

- любой материальный предмет – это совокупность ч. ощущений.

- гарант сущ. мира «это Я» - солипсизм

Д.Юм

Процесс познания по Юму- последовательность наших ощущений. В процессе познания мы получ. инфо. о наших ощущениях( порождены нашим сознанием) . Юм утвер. что мы не можем знать, что нечто сущ. за пределами наших ощущений -агностицизм- это фил.напр.

что признает принципиальную непозноваемость объективного мира.

Рационализм Нового мира Декарт , Спиноза

Декарт

Источник нового знания – разум. Выдвинул учение о субстанции. Учение о субстанции =принципу дуализма. Учение о научном методе(дедукция)=учение о врожденных идеях. В осн. познания разум, но есть множество фактов не понимаемых ч., поэтому ед. реальным фактом явл. сомнение- св-во мысли, мышление – 1 из оснований бытия, познания. мышление – работа разума. В основе бытия-разум. Субстанция- все то, что сущ. не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме себя самого. 2 вида субст:- материальная(притяженность); - духовная(мышление):

Метод дедукции –истинный , индуктивный – вероятностный. Учение о врожденных идеях:ч. в процессе позн. испол. не только идеи , получ. опытом, но и получ. до опыта. Идеи до опыта(врожденные)- понятие бог, число, тело,душа,ст-ра. – суждение.

Спиноза

Не согласен с дуализмом Декарта. Нет различия между Богом и созданной им субстанцией в осн. ед. субст.- пантеизм- ед.субст. природы и Бога, вкл. в себя весь сущ. мир. Бог внутри природы , обладает способностью творить. Субст(св-ва) –существует; независимо от ч-л; - имеет внутр. причину самой себя. Теория позн. – процесс отражения реальности, познание –при помощи разума, объект – материя. Материя – объективная реальность.

25 Немецкая классическая философияВ основном эта философия является идеалистической. Но этот тип философии позволял давать ответы на самые актуальные вопросы того времени.К этому типу философии относятся: Иммануил Кант, Гердер И. Г. Фихте, Шеллинг , Гегель .Иммануил Кант разработал последовательную философскую систему, в которой попытался дать ответы на кардинальные вопросы человеческого бытия: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?". По его мнению, всякое знание начинается с опыта, но им не ограничивается. Философия И. Фихте во многом связана с учением о деятельности, рассматриваемой как самостоятельное начало, имеющее изначально первичный характер. Единственной субстанцией при этом является субъект, Я, чистая деятельность. А высшим принципом деятельности являются нравственный закон. В своем учении о познании, Фихте один из первых среди философов предпринимает попытку изучения проблемы бессознательного. Для Г. Гегеля (философа всех времен и народов) духовная культура человечества предстает в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческих сил "мирового разума". Последним представителем немецкой классической философии был Людвиг Фейербах (,который стремился к обновлению философии, Фейербах – материалист. С его точки зрения, природа – источник всего сущего, в том числе, и знания. Человек – часть природы, психофизиологическое существо, для которого социальная среда не имеет такого уж большого значения. В творчестве Ф. Шеллинга особое место занимает проблема свободы и философия искусства. Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим (бессознательным, в его понимании) и практическим (сознательным).

Фил. система Канта

1) Мир познаваем при помощи разума

2)Осн. проблемы в познании возникают не по вине объекта, а по вине ч. – причины ошибок в познании необходимо искать в разуме.

3) По мере познания разум пытается выйти за рамки своих возможностей – как только разум пытается это сделать- неразрешимые противоречия –антиномии.

Антиномии

1) ограниченность пространства ( с 1 стороны, разум фикс. что мир имеет начало во времени и огран. в пространстве с 2 стороны – мир не имеет начала во времени и бесконечен)

2) простого и сложного( мир состоит из простых объектов, а с другой ничего просто нет. Самые простые объекты – сложные системы)

3)свободы и причинности ( сущ. не только причинность но и свобода . свободы нет, все в мире совершается в силу строгой причинности.)

4) наличие Бога ( С 1 ст. Бог – есть как причина всего существующего, с 2 ст. в науке, в разуме нет ни 1 попытки построения систем, кот. требовала б необход.введение»понятия Бога» Пон. Бога излишне для науки.

Наши рекомендации