Задание для самостоятельной работы

Студенты самостоятельно выполняют письменную работу в форме эссе, которую предоставляют на проверку преподавателю. Крайний срок представления работы – 2 недели до начала сессии. Работа является основанием допуска студента к зачету и показателем его самостоятельной внеаудиторной работы по изучению дисциплины.

Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Для того, чтобы написать эссе, заслуживающее положительной оценки, необходимо помнить несколько рекомендаций.

1. Обязательным формальным требование данной работы является заголовок. Остальное: содержание, способ изложения мыслей, постановка проблемы, формулирование выводов и т.д. - пишется по усмотрению автора.

2. Главным требованием содержательного характера является высказывание взгляда автора на рассматриваемую проблему. Здесь возможны варианты: сопоставление уже известных точек зрения и мнения пишущего или только выражение субъективных мыслей автора по рассматриваемому вопросу.

3. В качестве средств художественной выразительности при написании эссе приветствуется использование различных метафор, ассоциаций, сравнений, приведение афоризмов, цитат (однако не стоит забывать о том, что эссе - это всё-таки личное мнение и увлекаться цитированием не стоит), проведение параллелей и аналогий и.п. Живость и динамичность тексту эссе обычно придают вопросы, неожиданные переходы, непредсказуемые выводы.

4. При написании эссе следует избегать таких фраз, как "В данном эссе я расскажу о…", "В этом эссе рассматривается проблема…" и т.п. Гораздо лучше заменить их вопросами, постановкой проблемы или обращением к читателю, ведь основная цель эссе - заинтересовать читателя, донести до него точку зрения автора, заставить задуматься над прочитанным, сделать свои собственные выводы по исследуемым вопросам. Главное при написании эссе - высказать СВОЮ точку зрения.

Критерии оценивания:

- оценка «отлично» выставляется студенту, если студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок

- оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий;

- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушат последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.

Темы эссе (на выбор)

1. Смысл жизни человека.

2. Нравственные ценности и их значение.

3. Социальная ответственность ученого.

4. Соотношение веры и знания.

5. Значение философии для человека.

6. Истина.

7. Специфика философского мировоззрения.

8. Личность и индивидуальность.

9. Я – человек?

10. Биологическое и социальное в человеке.

11. Глобальные проблемы человечества.

12. Информационное общество.

13. Общество потребления.

14. Трансгуманизм.

15. Будущее человека и человечества.

Пробный тест

1. Философия представляет собой…

а) мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы

б) систему взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

в) набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь людей

2. Раздел философии, разрабатывающий наиболее общие вопросы бытия, называют…

а) эстетикой

б) гносеологией

в) онтологией

3. Исследование познавательных, эстетических, религиозных, атеистических и других ценностей осуществляет _______ функция философии:

а) аксиологическая

б) критическая

в) мировоззренческая

4. Философия возникла в период…

а) 7-6 вв. до н.э.

б) 1-2 вв. н.э.

в) 5-4 вв. до н.э.

5. В философии Востока по сравнению с философией Запада больше внимания уделяется…

а) модернизации общества

б) духовному миру человека

в) научно-техническому прогрессу

6. Ярким мыслителем эпохи средних веков был автор знаменитой «Исповеди»…

а) Ансельм Кентерберийский

б) Аврелий Августин

в) Пьер Абеляр

7. Эпохой восстановления идеалов античности в Европе считается…

а) Новое время

б) Средние века

в) Ренессанс

8. Родоначальником эмпиризма как философского направления эпохи Нового времени явился…

а) Фрэнсис Бэкон

б) Томас Гоббс

в) Джон Локк

9. Термин «экзистенция» впервые был введен:

а) Ж.-П.Сартром

б) С.Кьеркегором

в) М.Хайдеггером

10. Идейное течение, утверждающее неизбежность развития России по пути западной цивилизации:

а) западничество

б) либерализм

в) славянофильство

11. Философское учение о бытии называется…

а) диалектикой

б) гносеологией

в) онтологией

12. Системой принято называть:

а) целостность взаимосвязанных элементов

б) сумму отдельных частей

в) единство противоположностей

13. «Пространство и время – это свойства не вещей, но лишь нашего сознания», доказывали сторонники…

а) объективного идеализма

б) материализма

в) субъективного идеализма

14. Теория самоорганизации сложных систем называется…

а) синергетикой

б) аналитикой

в) майевтикой

15. Вопрос о сущности сознания, его отношения к бытию традиционно именуют основным вопросом…

а) культуры

б) этики

в) философии

16. Только практика является целью, источником и критерием познания, - доказывали представители…

а) солипсизма

б) марксизма

в) экзистенциализма

17. Отображение в сознании отдельных свойств каких-либо объектов, действующих в данный момент на органы чувств, в философии и психологии именуют…

а) восприятиями

б) ощущениями

в) представлениями

18. Идея, что истина есть соответствие знания вещам, высказывалась…

а) Аристотелем

б) Махом

в) Фомой Аквинским

19. Совокупность критериев, применяемых к оценке научного знания, носит название…

а) парадигмы

б) идеала

в) нормы

20. Автором всемирно известного труда «Структура научных революций» является…

а) К.Ясперс

б) Т.Кун

в) Б.М.Кедров

21. Готовые, не подвластные времени ответы на мировоззренческие вопросы, специфичны для _____ картины мира

а) философской

б) обыденной

в) религиозной

22. Целесообразную деятельность людей, направленную на освоение, преобразование и использование природы и общества в целях удовлетворения исторически сложившихся потребностей, именуют…

а) энтропией

б) работой

в) трудом

23. Тема свободы как условия творчества является одной из центральных в работах:

а) Н.Бердяева

б) Э.Фромма

в) А.Бергсона

24. Исследованием сферы прекрасного и искусства занимается такая философская дисциплина, как…

а) этика

б) эстетика

в) экономика

25. С точки зрения экзистенциализма человек задумывается над смыслом жизни…

а) при обращении к вере

б) в пограничных ситуациях

в) в состоянии опьянения

26. Социальные явления и соответствующие им социальные процессы в материально-производственной, политико-правовой, духовной и социальной жизни принято называть:

а) элементами общественной жизни

б) тенденциями общественной жизни

в) сферами общественной жизни

27. Приоритет целей отдельных личностей над общественным утверждает…

а) персонализм

б) гедонизм

в) индивидуализм

28. Историю творят народные массы, частью которых являются выдающиеся личности, доказывал…

а) М.Вебер

б) В.Ленин

в) Н.Макиавелли

29. Создателем теории культурно-исторических типов, описанной в книге «Россия и Европа», является…

а) В.С.Соловьев

б) А.С.Хомяков

в) Н.Я.Данилевский

30. Глобальной проблемой №1 современной цивилизации следует считать проблему…

а) богатства «Севера» и бедности «Юга»

б) войны и мира

в) роста народонаселения

31. Деление культуры на материальную и духовную носит _____ характер:

а) абсолютный

б) относительный

в) диалектический

32. Какие проблемы интересовали древнегреческих философов в первую очередь:

а) из чего состоит мир

б) о будущем Земли

в) о создании вечного двигателя

33. Что такое «схоластика»:

а) древнекитайская философия

б) учение о бессмертии души

в) средневековая философия

34. Кто такой Фома Аквинский?

а) итальянский ученый-алхимик XV в.

б) философ эпохи Возрождения

в) средневековый философ

35. В чем заслуга немецкого философа Гегеля?

а) разработал учение о диалектике

б) создал учение о цивилизации

в) объяснил происхождение религии

36. Что такое «объективное»:

а) зависящее от воли и сознания человека

б) существенно значимое для сознания человека

в) не зависящее от воли и сознания людей

37. Что такое движение?

а) перемещение материальных тел в пространстве

б) любое изменение

в) переход материального или духовного явления из одного состояния в другое

38. Агностицизм – это…

а) направление древнегреческой философии

б) учение, отрицающее возможность познания мира

в) учение, утверждающее стихийность и хаотичность изменений, происходящих в мире

39. Кому принадлежит известное выражение «Я мыслю, следовательно, я существую»:

а) Аристотелю

б) Декарту

в) Канту

40. Общество развивается:

а) по объективным законам

б) по сцеплению случайностей

в) по воле людей, стоящих у власти

41. Кто из западноевропейских философов разработал теорию психоанализа:

а) Зиммель

б) Вебер

в) Фрейд

42. Назовите главный социальный институт Западной Европы:

а) семья

б) государство

в) частная собственность

43. Каков главный принцип философии эпохи Возрождения:

а) космоцентризм

б) теоцентризм

в) антропоцентризм

44. Что такое «мокша»:

а) материя

б) судьба

в) безмятежное состояние

45. Кто из следующих философов принадлежал к постмодернизму:

а) Бодрийяр

б) Шопенгауэр

в) Лейбниц

46. Кто написал «Капитал»:

а) Маркс

б) Энгельс

в) Вебер

47. Что значит понятие «Дао»:

а) путь, исток бытия

б) женское начало

в) традиция

48. Кто написал утопическое произведение «Город солнца»:

а) Кампанелла

б) Платон

в) Гоббс

49. Кому принадлежит определение сущности человека как «совокупности всех общественных отношений»:

а) Марксу

б) Фихте

в) Сартру

50. Кому принадлежат слова: «Красота спасет мир»:

а) Достоевскому

б) Толстому

в) Бердяеву

51. Кому принадлежит определение свободы как познанной необходимости:

а) Спинозе

б) Оккаму

в) Абеляру

52. Кто является основоположником позитивизма:

а) Поппер

б) Делез

в) Конт

53. Какой из законов диалектики фиксирует направленность развития:

а) закон отрицания отрицания

б) закон перехода количественных изменений в качественные

в) закон единства и борьбы противоположностей

54. Кого из русских философов называли «русским Леонардо»:

а) Соловьев

б) Кропоткин

в) Флоренский

55. Что такое практика:

а) материальное производство

б) чувственно-предметная деятельность человека

в) совокупность всех действий человека

56. Что такое идеология:

а) учение об идеалах

б) то же самое, что идеализм

в) идеи, взгляды определенной социальной группы

57. Футурология – это наука:

а) о будущем

б) о ценностях

в) о закономерностях познавательного процесса

58. Кто написал произведение «Энциклопедия философских наук»:

а) Маркс

б) Гегель

в) Энгельс

59. Кто дал развернутое философское определение материи:

а) Сократ

б) Шеллинг

в) Ленин

60. Кто является родоначальником немецкой классической философии:

а) Кант

б) Фейербах

в) Фихте

Наши рекомендации