Классический период украинской философии. Г. С. Сковорода

Классический период в развитии украинской философии связан с борьбой украинского народа за национальное освобождение, что способствовало развитию культуры. В XVI в. (1576 г.) в Украине распространяется деятельность Острогского научно-просветительского центра. В этом центре аккумулировались все течения и направления духовной культуры Украины того времени. Осуществлялась научная разработка и распространение в том числе и философских идей ренесансно-гуманистического и реформационного направления. Большую роль в деятельности центра сыграл Иван Федоров.

В XVII в. большую роль в развитии философской мысли Украины сыграли братства и основание первого высшего учебного заведения Киево-Могилянской Академии (1701 г.). В ее стенах преподавался курс философии, состоявший из трех частей (логики, физики и метафизики). В данный период происходит формирование теоретического мышления, как отрасли украинской культуры. Весомое место в системе философии профессоров Киево-Могилянской Академии (С. Яворский, Ф. Прокопович, М. Козачинский и др.) принадлежит натурфилософии, гносеологии, логике, психологии, этическим и эстетическим проблемам человека. Киево-Могилянская Академия сыграла видную роль в развитии не только украинского народа, но и других восточнославянских народов.

Студент при рассмотрении данного вопроса также может использовать источники [1; 4; 7].

Студент должен отметить, что воспитанником Киево-Могилянской Академии был Г. С. Сковорода (1722–1794 гг.). Его философское учение является вершиной в развитии классического периода отечественной философской мысли. Г. С. Сковорода активно исследует философию жизни, проблему человеческого счастья. Главным в человеке является не теоретико-познавательные способности, а эмоционально-волевая сущность человеческого духа – «сердце человека». В своих взглядах Сковорода исходил из идеи существования двух натур: видимой и невидимой.

Видимая натура – это мир материальный, мир вещей, земли и т. п. Невидимая натура – это дух, истина, вечность, Бог.

Автор выдвинул концепцию трех миров:

1) «макрокосм» – природа, материальный мир, который состоит из множества миров;

2) «микрокосм» – человек в совокупности всех своих связей и отношений;

3) «мир символов» – духовная жизнь, основу которой составляет Библия.

Студент должен усвоить, что в человеке истиной является невидимая натура (душа), телесный человек есть только тень. Человек становится настоящим человеком только тогда, когда достигает своей духовной сущности. Поскольку макро и микрокосм едины, то познание, согласно Сковороде, является аналогом самосознания. Таким образом, осуществляя самопознание, человек тем самым постигает закономерность мира в целом. По-особенному раскрывает Г. С. Сковорода взаимоотношение человека и Бога. Самопознание и познание есть не что иное, как Богопознание. Познавать мир, – значит учиться с помощью разума видеть за видимым невидимое.

С помощью Библии Сковорода пытается установить духовную сущность человека, идеал человеческих взаимоотношений, ибо именно они, определяют, на его взгляд, социальный прогресс. В основе жизни людей находится идея «сродного труда», которая должна соответствовать внутренней природе и способностям человека.

Студент должен понять, что роль сродного труда у Сковороды занимает особое место:

– Сродный труд дает возможность человеку познать истину;

– Сродный труд дает человеку возможность раскрыть лучшие качества своей натуры;

– Сродный труд может принести огромную пользу обществу;

– Сродный труд позволяет человеку соединить в одно целое его внутренний мир и окружающий космос.

Бог у Сковороды сливается с природой, как и у Спинозы (пантеизм). Философ считает, что мир это есть материя, которая вечна, не имеет границ и бесконечна в пространстве и времени.

В философии Сковороды видное место отводится также этическим и социальным проблемам. Сковорода ярко изображает праздность, паразитизм господствующих кругов, раскрывает обнищание и бесправие простых людей. Общественный идеал Сковорода усматривает в «горней республике».

Общественный идеал страны, в которой взаимоотношение между людьми должны строиться на основе их духовной природы, высокой морали, свободы и равенства.

Для лучшего усвоения вышеизложенного материала студент может использовать следующие источники [4; 6; 7].

Литература

1. Горский, В. С. История украинской философии / В. С. Горский. – К. : 1996. – С. 504.

2. Громов, М. А. Кардиогносия П. Юркевича и традиции отечественной философии / М. А. Громов // Философская и социологическая мысль. – 1996. – № 3. – С. 16–29; – № 4. – С. 21–32.

3. Петрушенко, А. И. Философия : учеб. пособие / А. И. Петрушенко. – К. : 2002. – 544 с.

4. Подольская, Е. А. Учебник / Е. А. Подольская. – К. : Центр учебной литературы, 2006. – 704 с.

5. Пич, Р. Критическое рассмотрение Юркевичем философии Канта / Р. Пич // Вопросы философии. – 2002. – № 7. – С. 107–115.

6. Философия : учебник / под общ. ред. М. И. Горлача [и др.]. – Харьков : Консум, 2000. – С. 274 – 278.

7. Философия : учеб. пособие / под ред. Л. В. Губернского [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – К. : Викар, 2001. – С. 126–128.

Наши рекомендации