Подготовка к семинару
Семинар (от лат. seminarium – «рассадник», переносное – «школа») – один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении студентами предложенной заранее темы, а также сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований. Семинарские занятия являются одной из основных форм образования. Семинары по двум последним темам проводятся в активных и интерактивных формах.
Ценность семинара как формы обучения состоит в следующем:
- возможность не просто слушать, но и говорить, что способствует усвоению материала: подготовленное выступление, высказанное дополнение или вывод «включают» дополнительные механизмы памяти;
- происходит углубление знаний за счет того, что вопросы рассматриваются на более высоком, методологическом, уровне или через их проблемную постановку;
- немаловажную роль играет обмен знаниями: нередко при подготовке к семинару студентам удается найти исключительно интересные и познавательные сюжеты, что расширяет кругозор всей группы;
- развивается логическое мышление, способность анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- на семинаре студент учится выступать, дискуссировать, обсуждать, аргументировать, убеждать, что особенно важно для будущих юристов;
- имея возможность на занятии говорить, студент учится оперировать необходимой в будущей работе терминологией.
На практике существует три основных вида семинаров: а) обычные, или систематические, предназначенные для изучения курса в целом; б) тематические, обычно применяемые для углубленного изучения основных или наиболее важных тем курса; в) спецсеминары исследовательского характера с независимой от лекций тематикой.
Первый вид семинара является основным в системе образования. По всем изучаемым дисциплинам разработаны планы семинарских занятий с конкретными вопросами и заданиями по каждой теме, которые вы можете взять в библиотеке. При подготовке к семинару основная задача – найти ответы на поставленные вопросы, поэтому лучше законспектировать найденный материал.
Чтобы наиболее рационально и полно использовать все возможности семинара как вида занятия, для подготовки к нему также необходимо:
- внимательно прочитать конспект лекции по данной тематике;
- ознакомиться с соответствующим разделом учебника;
- проработать дополнительную литературу и источники;
- решить задачи и выполнить другие письменные задания.
Прежде всего, необходимо ознакомиться с темой по учебнику и дополнительной литературе. При чтении сразу отмечать, какие материалы к какому вопросу семинара относятся, чтобы их проанализировать, а также проиллюстрировать свой ответ на занятии..
Подготовка к контролю знаний.
Изучение дисциплины заканчивается зачетом, проводимым по всему ее содержанию. Форма экзамена может быть различной: выставление итоговой оценки накоплением с учетом текущих оценок; собеседование по всему курсу; ответ по билету; защита реферата по оригинальной философско-правовой проблематике – в зависимости от решения кафедры.
К зачету допускаются магистранты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре; показавшие положительные знания по вопросам, выносившимся на семинарские занятия.
Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данном УМК. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, поймите его существо. В соответствии со смыслом вопроса, составьте план ответа.
Обычно план ответа включает в себя:
- показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;
- обзор освещения вопроса в истории философско-правовой мысли;
- определение сущности рассматриваемого предмета;
- основные элементы содержания и структура предмета рассмотрения;
- факторы, логика и перспективы эволюции предмета;
- показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.
План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники, характерные цитаты. Отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе учебного сбора, вопросы, ответы на которые следует уточнить с помощью преподавателя.
Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям
Философия и право
1.1. Система нормативного регулирования отношений в обществе,
опирающаяся на авторитет государства:
1) право,
2) мораль,
3) религия.
1.2. Направление культуры, охватывающее всю совокупность духовных и материальных, теоретических и практических элементов правовой жизни общества:
1) юриспруденция,
2) правовая культура,
3) правопорядок.
1.3. Совокупность общих представлений о природе права, правовых ценностях, принципах правовой деятельности:
1) правовые убеждения,
2) правовые науки,
3) правовое мировоззрение.
1.4. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:
1) история,
2) философия,
3) социология.
1.5. Область знаний, связывающая философию и право, форма философской рефлексии правовой деятельности:
1) общая теория права,
2) правоведение,
3) философия права.
1.6. Целостная философская концепция сущности, содержания, основных проявлений права:
1) феноменология права,
2) философско-правовое учение,
3) антропология права.
1.7. Проблема, возникающая в процессе развития права и предполагающая обращение к философии для своего разрешения:
1) юридическая проблема,
2) философская проблема,
3) философско-правовая проблема.