Учение о Дао и Дэ в «Дао-Дэ-цзин»
В «Дао-Дэ-цзин» Дао понимается прежде всего как Великий Путь,которым следует Вселенная, или как Космический Закон, согласно которому идет возникновение, развитие и исчезновение мира, но одновременно Дао — это и субстанция, т.е. основа и носитель этого закона. Отсюда Дао может пониматься как субстантивированная закономерность всего сущего. Дао присуща благородная сила — Дэ (добродетель), посредством которой Дао себя проявляет.
Дао первично по отношению к Небу, Небо первично по отношению к Земле, Земля первична по отношению к человеку.
Человек | «Человек следует (законам) Земли, |
↑ | |
Земля | Земля следует (законам) Неба, |
↑ | |
Небо | Небо следует (законам) Дао, |
↑ | |
Дао | а Дао следует самому себе». |
(Дао-Дэ-цзин) |
Дао — изначально и принципиально двойственная сущность. В «Дао-Дэ-цзин» можно обнаружить следующие противоречивые характеристики Дао (табл. 5).
Таблица 5. Двойственность Дао
Одинокое, отдельное от всего | Всеохватывающее, всепроникающее (подобно воде) |
Постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое | Изменяющееся вместе с миром, действующее |
Недоступное восприятию и познанию | Доступное для восприятия и познания |
Недоступное словесному выражению, безымянное | Выразимое в имени и символе |
Бестелесное | В его глубине скрыты тончайшие частицы, обладающие высшей действительностью и достоверностью |
Мельчайшее | Бесконечное |
Пустое | Неисчерпаемое |
Порождающее «небытие», дающее начало Небу и Земле | Порождающее наличное бытие, предок «тьмы вещей» |
Отсюда получается, что существуют как бы два Дао — Небытие,не имеющее имени (так как, назвав его, мы превращаем его в Бытие), и Бытие,имеющее имя.
Небытие порождает Бытие и, прежде всего, Небо и Землю. Но все вещи, входящие в состав Бытия, непрочны, существуют лишь временно, и, окончив свое существование, они опять возвращаются к своей сущности, т.е. уходят в Небытие, которое единственное является вечным.
Развитие идей космологии и космогонии в даосизме. В «Чжуан Цзы» Дао в космологическом плане по-прежнему выступает как порождающее начало, предшествующее миру «оформленных вещей»: «Дао, не будучи вещью среди вещей, делает вещи вещами».
Но при этом субстанциональной первоосновой бытия считается Ци (этого понятия нет в «Дао-Дэ-цзин»). Древнейшее значение этого слова (иероглифа) — «пар над жертвенным рисом», позднее данный термин получает еще ряд значений: эфир, атмосфера, воздух, дыхание, дух, темперамент, энергия, жизненная сила, материя и др.
В даосизме в космологическом смысле Ци понимается прежде всего как универсальная субстанция Вселенной, составляющая исходный Хаос (Великий Предел). Именно из Ци выделяются две противоположные силы — Инь и Ян и образуются пять стихий (Огонь, Земля, Металл, Вода, Дерево) и, соответственно, все вещи, существующие в мире и состоящие из этих стихий. И именно в Ци все они со временем
возвращаются. Бытие мира понимается как постоянный круговорот стихий (схема 8).
Учение о познании. В «Дао-Дэ-цзин» утверждается, что знание Дао доступно не всем людям, а только совершенномудрым. Это люди, лишенные всех страстей, способные видеть за борьбой вещей их гармонию, за движением — покой, за бытием — небытие. Знание Дао состоит в молчании: «Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает».
Учение о человеке и об обществе. Человек и человеческое общество — это часть природы, поэтому их развитие также определяется Дао. Путь подвижника состоит в постижении Дао и жизни в соответствии с ним. Отсюда основополагающий принцип даосской этики — недеяние:«человек с высшим Дэ бездеятелен и осуществляет недеяние», он «не стремится делать добрые дела, поэтому он добродетелен».
Принцип недеяния лежит и в основе даосской концепции правления. Лучший правитель — тот, кто не вмешивается в управление и позволяет всему идти естественным путем: «лучший правитель тот, о ком народ знает лишь то, что он существует», «когда правительство деятельно, народ становится несчастным».
Судьба учения. Даосизм (наряду с конфуцианством, апозднее — и буддизмом) был ведущим философским учением древнего и средневекового Китая.
Схема 7. Диалектика Инь и Ян
ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ | ||
ЯН | ИНЬ | |
Свет | Тьма | |
Солнце | Луна | |
Небо | Земля | |
Огонь | Вода | |
Активность | Пассивность | |
Мужское | Женское | |
начало | начало |
Схема 8. Даосизм: круговорот пяти стихий