Идеалистическая философия второй половины XIX в
Данилевский Н.Я.
Биографические сведения. Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885)— биолог, культуролог и философ. Родом из дворянской семьи, в 1837—1842 гг. учился в Царскосельском лицее, а в 1843—1847 гг. — на физико-математическом факультете Петербургского университета; получил степень магистра ботаники. Увлекшись идеями социализма, примкнул к петрашевцам, был арестован, отбывал наказание в Петропавловской крепости (100 дней), а затем выслан из Петербурга. Служил чиновником в Вологде и Самаре; участвовал в работе десяти научно-практических экспедиций. В 1864 г. поселился в Крыму, где стал директором Никитского ботанического сада. Поддерживал дружеские отношения со славянофилами (Аксаковым, Страховым) и Л.Н. Толстым.
Основные труды. «Россия и Европа» (1869); «Дарвинизм. Критическое исследование» (1885, не окончена).
Философские воззрения. По своим философским воззрениям Данилевский был объективным идеалистом.
Культурология. В противовес Гегелю Данилевский считал, что нет никакой единой человеческой цивилизации и единого пути развития человечества. Реально существуют лишь различные культурно-исторические типы человечества, т.е. цивилизации (он выделяет тринадцать: египетская, китайская, еврейская, греческая и т.д.), каждая из которых представляет собой особый организм — единство идеальной формы и органической материи. Как и всякий организм, они проходят стадии детства, зрелости, упадка и гибели. Каждая цивилизация самобытна, и, умирая, она не передает другим свои характерные черты и особенности.
Каждая цивилизация по-своему выражает и реализует идею человека. И только совокупность этих идей может считаться выражением идеи всечеловечества. Господство в мире одной культуры привело бы к ее деградации, поэтому и всемирная монархия, и всемирная республика одинаково вредны для прогресса.
В своей работе Данилевский особое внимание уделял романо-германской и славянской цивилизациям, указывая, что последняя только начинает формироваться. В целом высоко оценивая западноевропейскую культуру (романо-германскую цивилизацию), Данилевский справедливо указывал на ее агрессивность и призывал к созданию Всеславянского союза, который смог бы поддерживать мировое равновесие.
Критика дарвинизма. В своей концепции «естественного богословия» Данилевский критиковал дарвинизм и особенно тезис об естественном отборе как движущей силе эволюции. С точки зрения Данилевского, появление органической природы и особенно разумных существ может быть объяснено только деятельностью высшего разума (Бога).
Судьба учения. Идеи Данилевского были оценены по достоинству только в XX в. в философии культуры и в культурологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина. И хотя он во многом предвосхитил идеи Шпенглера, слава «основоположника» культурологии осталась за последним.
Леонтьев К.Н.
Биографические сведения. Константин Николаевич Леонтьев (1831 —1891) — писатель, социолог, философ. Родом из дворянской семьи; учился в гимназии, затем на медицинском факультете Московского университета (1850—1854), который окончил досрочно, чтобы принять участие в Крымской войне (военным врачом). С 1863 г. был на дипломатической службе. В 1871 г., тяжело заболев, оставил службу и обратился к религии, жил в различных монастырях. В 1880—1887 гг. служил в цензурном комитете, затем окончательно вышел в отставку и уехал в Оптину пустынь, где в 1891 г. постригся в монахи. Затем решил перейти в Троице-Сергиеву лавру, но по дороге заболел и умер.
Основные труды. «Византизм и славянство» (1876); «Как надо понимать сближение с народом?» (1881); «Восток, Россия и славянство» (1885—1886); «Национальная политика как орудие всемирной революции: письма к О.И. Фрудель» (1889).
Философские воззрения. Центральная идея Леонтьева состоит в том, что бытие и жизнь есть неравенство, а стремление к равенству — путь к небытию, к смерти: неравенства и разнообразия хочет сам Бог. Чтобы в мире существовало добро и любовь, в нем должно присутствовать зло и страдание, чтобы были свет и красота, необходимо существование тьмы и уродства («чистое добро некрасиво»).
Жизнь в целом и всякое развитие в ней проходит три основных фазы: «первичная простота» — «цветущая сложность» — «вторичное
смесительное упрощение». Применяя этот подход к человеческой истории, Леонтьев высшую фазу жизни, т.е. «цветущую сложность», связывал с деспотическими формами правления, а нисходящую, т.е. «вторичное смесительное упрощение», — с демократическими. Демократические общества менее сложны и менее красивы. Сложная общественная структура требует деспотической организации в соответствии с «принципом византизма», т.е. определенной совокупностью принудительных начал. Эти начала по отношению к государству понимаются как самодержавие, к религии — как византийское православное христианство, к этике — как отрешение от стремления к земному благополучию. Принцип византизма подразумевает также существование в обществе неравенства и жесткой иерархии, строгой дисциплины, смирения и послушания. В прогресс надо верить, но сущность прогресса — не в уничтожении неравенства и страдания, а в замене одних их форм на другие.
Судьба учения. Идеи Леонтьева оказали значительное влияние на многих русских философов: Соловьева, Бердяева, Ильина и др.
Достоевский Ф.М.
Биографические сведения. Достоевский Федор Михайлович (1821 — 1881 гг.) — великий русский писатель,
получивший всемирное признание, публицист, философ.
Родился в семье военного врача; отец Федора Михайловича владел двумя небольшими деревушками, в которых установил очень суровые порядки. В 1839 г. крестьяне, не выдержав самодурства помещика, убили его. Это событие тяжело подействовало на будущего писателя1.
В 1838—1843 гг. Достоевский учился в Военно-инженерном училище в Санкт-Петербурге, после окончания которого год проработал в инженерном ведомстве. В 1844 г. он оставил службу и стал профессиональным писателем. В 1845 г. вышел в свет его первый роман «Бедные люди», который сразу принес ему известность и популярность в демократических кругах общества. В это же время он увлекся социалистическим идеями и сблизился с кружком петрашевцев. За распространение «преступного» письма В.Г. Белинского был в 1849 г. арестован и осужден на смертную казнь2, которая была заменена четырехлетней каторгой, затем он вынужден был служить в армии рядовым. В 1859 г. Достоевский получил разрешение поселиться в Твери, а затем
1 После получения сообщения о смерти отца у Достоевского случился первый припадок эпилепсии.
2 Одновременно с ним были арестованы и осуждены на смертную казнь и остальные петрашевцы, но, уже выведенные на эшафот для расстрела, они все неожиданно получили помилование.
и в Петербурге. Свои философские идеи писатель излагал вроманах, статьях и выступлениях, а также в дневниковых записях.
Основные труды. «Записки из мертвого дома» (1861);«Записки из подполья» (1864); «Преступление и наказание» (1866); «Идиот» (1868); «Подросток» (1871); «Бесы» (1872); «Братья Карамазовы» (1880); «Речь о Пушкине» (1880).
Философские воззрения. Вгоды пребывания на каторге и в армии в сознании Достоевского произошел перелом и он отошел от революционных идей и от «западничества», перейдя на позиции «почвенничества» («Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного»). Важнейшим свойством русской души Достоевский считал «всемирную отзывчивость», наличие в качестве национального идеала «идеи всечеловечности».
Особое влияние на мировую культуру и философию оказало мастерское исследование Достоевским «бездны» мятущейся человеческой души с ее противоречиями и страстями, художественный анализ глубин подсознания1. Принципиальную особенность человеческого бытия Достоевский видел в противоречивости желаний и страстей, раздирающих душу.
Через все творчество Достоевского красной нитью проходит мучительный вопрос: есть ли Бог? И в целом ряде своих романов он показывает, какое смятение вносит в душу человека отказ от веры в Бога и к каким преступлениям способны прийти атеисты, живущие по принципу: «если Бога нет, то все дозволено». Но при этом Достоевский не занимается морализаторством, и он вовсе не осуждает таких людей. Скорее, он стремится их понять, выявить причины их «отступничества» от веры и следующей отсюда трагедии неверия, греха, преступления. Интересно отметить при этом, что из всех «отступников», ставших героями романов Достоевского, один только Раскольников («Преступление и наказание») в конце романа обретает веру и возвращается к православной церкви. Нет среди главных героев Достоевского и «стихийных атеистов», для которых вопросы веры вообще не имеют значения. Его главные герои — это как раз те, в душе которых идет бесконечная борьба по этим вопросам (Иван Карамазов, Ставрогин).
Философские воззрения Достоевского можно в целом охарактеризовать как христианский гуманизм, в котором до предела доведена идея ценности каждой человеческой жизни и личности. Общеизвестными стали слова, вложенные Достоевским в уста Ивана Кара-
1 На это исследование «глубин подсознания» у Достоевского во многом опирался основоположник психоаналитической философии 3. Фрейд.
мазова о том, что никакая мировая гармония, никакой рай не могут быть оправданы, если они стоят слезинки хотя бы одного замученного ребенка. Спасение человечества он видит в христианских идеалах любви, добра и красоты («красота спасет мир»). Каждая конкретная отдельная личность является абсолютно безусловной и свободной, считал писатель1. Но при этом каждый человек неким мистическим образом оказывается связан и с Богом, и со всем человечеством2 и несет перед ними ответственность за все свои поступки и все происходящее в мире (эта последняя идея станет ведущей в экзистенциализме). Судьба учения. Философские идеи Достоевского оказали громадное влияние на последующую философию: на B.C. Соловьева, Л. Шестова, Н. Бердяева, Ф. Ницше, 3. Фрейда, экзистенциалистов Сартра и Камю и многих др.
Толстой Л.Н.
Биографические сведения. Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — великий русский писатель, получивший всемирное признание, публицист и философ. Родом из дворянской семьи, он унаследовал от отца титул графа. В детстве получил домашнее образование, в 1844—1847 гг. учился в Казанском университете на философском, а затем юридическом факультетах. В 1851 г., не закончив университета, поступил на военную службу, три года служил на Кавказе, в 1854—1855 гг. участвовал в обороне Севастополя. В 1856 г. уехал за границу; вернувшись, занялся хозяйственной деятельностью в своем имении Ясная Поляна и попытался провести там ряд реформ, в частности освободил крестьян от крепостной зависимости. В 1859 г. организовал в Ясной Поляне школу, где сам преподавал.
С середины 1850-х и до середины 1870-х гг. активно занимался литературным трудом, написав и опубликовав ряд романов, которые принесли ему всемирную известность.
В конце 1870-х г. усиливаются его религиозно-этические искания, он углубляется в изучение христианского вероучения, активно интересуется восточной философией (буддизмом, конфуцианством). В это время Толстой написал ряд статей и религиозно-философских трактатов, где выступил с острой критикой недостатков социальной действительности и ряда догматов христианства. В 1901 г. Святейший Синод
1 Как признавал сам Достоевский, эту идею он взял у Герцена.
2 Идея мистического единства всех людей нашла свое выражение в православии в «принципе соборности», философское обоснование и разработку она имела в учении Хомякова.
отлучил Толстого от церкви. В 1910 г. он тайно ушел из дома1, по дороге простудился и умер.
Основные труды. Романы «Война и мир» (1869), «Анна Каренина» (1875—1877), «Воскресенье» (1899); статьи и трактаты, которые в царский период не были разрешены в России для печати, но имели широчайшее хождение в рукописях и были известны по заграничным изданиям: «Исповедь» (1881), написанные в 1880-е гг. «Критика догматического богословия»; «В чем моя вера?»; «Царство Божие внутри нас».
Философские воззрения. Философия истории. Собственное понимание проблем философии истории (ее движущих сил, законов, роли личности и народных масс в истории, свободы и необходимости и т.п.) наиболее полно воплотилось Толстым в романе «Война и мир». При этом свои идеи он не только вкладывает в уста ряда героев (что обычно для романов), но и часто излагает их «от автора» — в отдельных главах, являющихся философскими вкраплениями в общий ход сюжетного повествования. В определенном смысле весь материал романа служит иллюстрацией этих идей, примером проявления определенных закономерностей в конкретный исторический период. Толстой постоянно проводит мысль, что движущей и решающей силой исторического развития являются народные массы, а не выдающиеся личности. Важнейшие исторические события происходят не по воле отдельных людей, а скорее в результате «сложения воль» множества участников этих событий1.
Религиозно-этические воззрения. В 1870—1880-е гг. Толстой пережил глубокий духовный кризис, в результате которого окончательно сложились его религиозно-этические воззрения, известные в мировой культуре как «толстовство». Жизнь высших слоев, живущих не своим трудом, Толстой считал неправедной, каждый человек должен сам добывать хлеб свой, поэтому оправдана только жизнь трудящихся (и в первую очередь крестьян). Толстой осуждал мир угнетения и эксплуатации, несправедливости и насилия. Эта жизнь должна быть преобразована, но такое преобразование должно быть исключительно мирным.
1 По одной из версий — он хотел уйти в монастырь или стать странником.
2 То есть направленность исторических событий есть вектор силы, возникший в результате сложения множества векторов — воль и желаний всех людей, участвующих в этом событии. Интересно, что в тексте романа «Война и мир» одновременно показывается, как некоторые герои (например, Наполеон) пытаются управлять историческими событиями, пребывая в заблуждении, что они на это способны. Здесь Толстой выступает против модного в его время учения (Карлейль и др.) о том, что история — дело рук выдающихся людей.
Насилие порождает в ответ только новое насилие, и потому не является действенным способом борьбы с ним. Тезис о «непротивлении злу насилием», уходящий корнями в христианское и буддийское вероучения, занял центральное место в «толстовстве», получив всемирную известность и даже практическое воплощение. «Непротивление злу насилием» понималось Толстым и его последователями как активное действие, предполагая комплекс мер, нейтрализующих насилие государственной власти, а именно: отказ от участия во всем, что поддерживает государственную власть, т.е. армии, полиции, отказ от уплаты налогов и т.п.
Судьба учения. В XX в. в России и ряде зарубежных стран возникли общины толстовцев, некоторые из них просуществовали несколько десятилетий. Учение Толстого о «непротивлении злу насилием» стало теоретическим фундаментом для стратегии и тактики антиколониальной борьбы политического лидера Индии середины XX в. М. Ганди, причем эта тактика оказалась успешной, принеся Индии свободу и независимость.
Федоров Н.Ф.
Биографические сведения:
Николай Федорович Федоров (1829—1903)— выдающийся русский мыслитель, основоположник русского космизма. Он был незаконнорожденным сыном князя П.И. Гагарина и поэтому получил отчество и фамилию своего крестного отца. Детство провел в имении отца, в 1849 г. окончил Тамбовскую гимназию, затем учился в лицее в Одессе (до 1852). В 1854—1868 гг. преподавал историю и географию в уездных училищах, усиленно занимаясь при этом самообразованием. С 1867 г. Федоров жил и работал в Москве, в 1874—1898 гг. — библиотекарь Румянцевского музея1, последние годы жизни работал в библиотеке Министерства иностранных дел. Федоров внес большой вклад в развитие музейного и библиотечного дела: первым составил каталог книг Румянцевского музея, выдвинул идею о международном книгообмене и т.д. Он был инициатором создания ряда культурных центров и выставок в провинции.
Федоров — один из плеяды русских философов-подвижников: вел аскетический образ жизни, почти все свое жалованье раздавал нуждающимся, считал грехом владение любой собственностью — даже книгами. Про его ученость ходили легенды: ему приписывалось знание содержания чуть ли ни всех книг Румянцевской библиотеки, в которой
1 Ныне — Центральная государственная библиотека (в советский период — Библиотека им. В.И. Ленина).
были десятки тысяч томов. Последние годы своей жизни посвятил систематизации своего учения, но не успел довести это до конца. Перед смертью передал свой архив ученикам, которые подготовили к изданию 3-томное собрание сочинений учителя, из которого тогда было опубликовано первые два тома (1906—1913). Учение Федорова получило название «философия общего дела»,поэтому именно такое название и было дано этим книгам.
Религиозная направленность работ Федорова делала невозможной их публикацию в советский период, поэтому они стали доступны широкому читателю только в 1980-е гг.
Основные труды.
Собрание сочинений в 4-х томах1, изданное в периоде 1995по 2000 г.