Глава 4. классический период античной философии
Классический период греческой философии имел место во второй пол. V — нач. IV в. до н.э. Наиболее значительными явлениями этого периода были софистика и учения трех величайших философов Древней Греции: Сократа, Платона и Аристотеля.
Схема 22. Классический период античной философии: основные школы
Софистика (Sophistic)
Термины «софистика» и «софисты» происходят от древнегреческого слова «мудрость». В буквальном переводе слово «софист» означает «мудрец, мастер, знаток».
Софисты — это условное наименование ряда древнегреческих мыслителей, живших в V — первой пол. IV в. до н.э. Софистов принято делить на принадлежащих к старшему и младшему поколению («старших» и «младших»).
Софисты в первую очередь — платные «учителя мудрости». Они учили своих учеников побеждать в спорах и тяжбах. Их не интересовала истина, а интересовала только победа над противником. Они были способны убедительно доказать, что белое есть белое, а черное есть черное; но с такой же убедительностью и то, что белое есть черное, а черное есть белое. Поэтому слово «софист» приобрело ругательный оттенок.
Софисты сыграли важную роль в развитии риторики (красноречия) и науки о языке (лингвистики), открытые ими софизмы (парадоксы) стали важнейшим стимулом для разработки логики.
Основные труды. До нас дошел только трактат неизвестного софиста «Двоякие речи».
Философские воззрения. Философией софисты занимались в основном для обоснования своей практики. Они считали, что объективный мир не познаваем, т.е. были агностиками, полагая, что истина у каждого своя и зависит от условий, времени и места (релятивизм). Поэтому объективная истина, общая для всех, невозможна. Не существует и объективного критерия добра и зла: что кому выгодно, то для него и хорошо: «Болезнь есть зло для больных, а для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков — благо».
Изучению природы софисты почти не уделяли внимания. Но они первыми стали различать законы природы, как нечто незыблемое, и законы общества, возникающие по человеческому установлению.
Отношение к религии. Многие софисты сомневались в существовании богов или даже отрицали, считая их человеческой выдумкой. Софистика по своей природе антидогматична, а любая религия строится на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традиционных религиозных догм.
Софизмы
Софизмами в настоящее время называют логически неправильные рассуждения или доказательства, выдаваемые за правильные. В Древней Греции софизмами называли еще и рассуждения, содержащие логические противоречия, т.е. парадоксы.
Софизм «Рогатый»
Первая посылка: То, что ты не потерял, ты имеешь. Вторая посылка: Ты не потерял рога. Заключение: Следовательно, ты имеешь рога.
Ошибка состоит в принятии первой посылки как истинной. (Но она является истинной только при условии, что некто действительно имел «это» до начала спора.)
Софизм Эватла
Предварительное соглашение: Эватл обучается у Протагора искусству спора, но заплатит за свое обучение только после первого выигранного им судебного процесса.
Ситуация к моменту возникновения софизма: Эватл закончил обучение, но, не желая за него платить, не выступает в суде. Протагор требует заплатить, Эватл отказывается. Тогда каждый из них выдвигает свои аргументы
Аргументы Протагора | Аргументы Эватла |
Я подам на тебя в суд, и ты заплатишь мне при любом решении суда, потому что: | Подавай на меня в суд, но я не заплачу тебе при любом решении суда, потому что: |
• если суд решит, что ты должен платить, то ты заплатишь мне по постановлению суда; | • если суд решит, что я не должен платить, то я не заплачу по постановлению суда; |
• если суд решит, что ты не должен платить, то ты заплатишь мне по нашему уговору. | • если суд решит, что я должен тебе платить, то я не заплачу по нашему уговору. |
Кто прав — Протагор или Эватл?
Проблема возникает из-за неясности того, что весомее: решение суда или соглашение.
Сократ (Sokrates)
Биографические сведения. Время жизни — 470—399 гг. до н.э.; Сократ — первый крупный философ родом из Афин. Сама жизнь Сократа была воплощением его философского учения.
Отец Сократа был каменотесом, мать — повивальной бабкой. Сократ, как и его отец, был скульптором-каменотесом. Сам Сократ любил говорить, что он унаследовал ремесло матери: подобно тому, как она помогала рождаться детям, он помогает рождаться истине. Жена Сократа — Ксантиппа — вошла в историю мировой культуры как образец вздорности и сварливости.
Во время войны между Афинами и Спартой Сократ доблестно воевал; в мирное время добросовестно исполнял гражданские обязанности. Вел простой и непритязательный образ жизни, большую часть времени посвящал беседам с учениками, с которых, в отличие от софистов, никогда не брал денег.
В 70-летнем возрасте был обвинен в нечестии и развращении юношества — за то «что выдумывает новых богов, ниспровергая старых». Суд приговорил его к смертной казни. Ученики подготовили побег, но он отказался бежать. «Хотя меня осудили и несправедливо, — сказал он, — но тем не менее долг гражданина — повиноваться законам». Последний день своей жизни он провел в философских беседах с учениками. Умер он, выпив чашу яда.
Сократ всегда активно выступал против «ложных мудрецов» и в первую очередь — софистов. Он разработал особый способ достижения истины (майевтика): задавая собеседнику наводящие вопросы, заставлял того прийти к правильному выводу.
Дельфийский оракул, отвечая на вопрос почитателя Сократа, сказал, что Сократ — самый мудрый из людей. Это очень удивило Сократа, но, поразмыслив, он пришел к выводу, что это потому, что сам он знает о своем невежестве, другие же не знают даже этого. Отсюда знаменитый тезис Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».
Основные труды. Сократ за свою жизнь не написал ни одного произведения (из принципа).
Философские воззрения. Учение Сократа известно нам только из работ его учеников, но они излагали его по-разному. К числу достоверных сведений могут быть отнесены следующие.
Сократ первым стал утверждать, что основная задача философии состоит в познании человека, а не природы.
Сократ — сторонник учения о переселении душ.
На основании имеющихся данных невозможно точно определить, был ли сам Сократ идеалистом. Но в методе Сократа заложена возможность идеализма, которая была реализована его учеником Платоном.
Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому людей делает добродетельными знание1 того, что есть добро и есть зло:
• храбрость — это знание того, как преодолевать свой страх;
• справедливость — это знание того того, как выполнять законы: божественные и человеческие;
• умеренность — это знание того, как обуздывать свои страсти.
Это учение подверглось критике уже в античности (Аристотель и др.).
Судьба учения. Сократ оказал громадное влияние на всю последующую философию, став образцом «мудреца» и «гражданина». Ряд его учеников стали основателями собственных философских школ (сократические школы), относящихся к различным философским направлениям.
Таблица 22. Основные сократические школы
Школа | Крупнейшие представители |
Мегарская | Евклид из Мегары |
Элидо-эретрийская | Федон из Элиды |
Киническая | Антисфен, Диоген Синопский, Кратет, Менедем |
Киренская | Аристипп из Кирены |
Платон (Plato)
Биографические сведения. Платон (427—347 гг. до н.э.) — величайший древнегреческий философ. Родом из афинской аристократической семьи. Подлинное имя Платона — Аристокл, «Платон» — прозвище, означающее «широкоплечий»; в историю философии и историю культуры он вошел под прозвищем. Своим главным учителем Платон считал Сократа. После смерти Сократа, которую Платон тяжело переживал, он несколько лет странствовал, побывал в Египте, Финикии, Вавилоне, Персии и Ассирии. В 399 г. до н.э. приехал в Сиракузы, надеясь осуществить там свой проект по преобразованию государства. Правитель Сиракуз Дионисий Старший сначала обласкал Платона, а затем, рассердившись на него (возможно, после ряда доносов), приказал продать Платона в рабство. Один из поклонников Платона выкупил его.
1 Современному человеку такая точка зрения кажется, по крайней мере, странной: ведь любой легко может вспомнить случай, когда, зная как надо правильно поступить, поступил совершенно иначе. Поясняя позицию Сократа, необходимо отметить, что в его время греки считали, что воля, толкающая нас на совершение тех или иных поступков, является частью интеллекта (разума).
Платон возвратился в Афины, где открыл философскую школу — Академию1.Позднее Платон еще дважды ездил в Сиракузы к Дионисию Младшему, но обе поездки были неудачными.
Основные труды. До нас дошли почти все сочинения Платона, хотя относительно некоторых имеются сомнения: действительно ли они написаны Платоном. Платону приписываются один монолог (Апология Сократа), 34 диалога (23 подлинных, 11 сомнительных), 13 писем (большинство считаются подложными). К числу важнейших философских произведений относятся «Протагор», «Пир», «Менон», «Федр», «Государство», «Законы». Все произведения написаны в художественной форме, в большинстве диалогов главным действующим лицом является Сократ.
Философские воззрения. Платон — основоположник объективного идеализма.Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях.
Учение об идеях.
Вслед за элеатами Платон отличает истинный мир — царство идей — от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчлененным, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей.
Слово «идея» в обыденном языке во времена Платона означало «внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма». Платоновские же идеи, по сути, есть объективированные понятия2, как бы извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царстве идей.
Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п. Но царство идей — это мир только благих сущностей. Поэтому не существует идеи грязи или идеи преступления.
Царство идей обладает своей иерархией и пирамидальной структурой; между идеями существуют отношения подчинения и соподчине-
1 Название «Академия» возникло потому, что школа Платона помещалась в роще, посвященной мифическому герою Академу.
2 Понятие — это форма мышления, в которой мы по существенным признакам выделяем группу объектов, отвлекаясь при этом от индивидуальных свойств этих объектов. Так, например, когда мы говорим о том, что кошки враждуют с собаками, мы отвлекаемся от того, что существуют кошки и собаки разных пород, что каждая кошка или собака обладает какими-то своими свойствами (размером, окрасом, характером и т.п.). Таким образом, мы оперируем общими понятиями кошки и собаки.
ния. Внизу пирамиды находятся идеи конкретных объектов, например лошади и быка. Выше, над ними, более общие идеи, например идея четвероногого (понятия лошади и быка соподчиняются понятию четвероногого), еще выше — животного. На верху пирамиды находятся абстрактные понятия, такие как идея красоты или идея мужества. Но на схеме 23 они не изображены, поскольку из текстов Платона не ясно, в каком отношении друг к другу они находятся: что выше, что ниже, что на одном уровне.
Венчает пирамиду одна единственная идея, которую в одних работах Платон называл идеей «Блага», а в других — идеей «Единого».
Схема 23. Пирамида идей
Для объяснения чувственного мира с его изменчивостью, множественностью и отрицательными явлениями Платон был вынужден ввести понятие материи(«хора»). Материя телесна, но она мертва, бесформенна и непознаваема, материя вечна. Отсюда идеализм Платона — не строгий, а с элементами дуализма.
Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, идеи каким-то образом присутствуют в вещах, кроме того, идеи являются целями, определяющими развитие вещей. Поэтому учению Платона присущ телеологизм1.
1 «Телео» на древнегреческом языке означает «цель». Телеология — философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все происходящее в мире трактуется как соответствующее каким-то природным или божественным целям.