Стратегии выживания человечества
С конца 60-х годов XX века глобальные проблемы человечества оказались в центре внимания ученых самого различного профиля – экономистов, социологов и философов, политиков, специалистов в области экологии, компьютерного моделирования. Исследования этих проблем проводятся в тесной связи с изучением перспектив развития мировой цивилизации.
Человечество в настоящее время находится, говоря языком синергетики, в зоне опасной бифуркации (лат. bifurcus раздвоенный – приобретение нового качества в движениях динамической системы). Реальной является как возможность дальнейшего развития современной цивилизации, так и ее общая гибель. Продлить существование человечества можно, лишь перейдя к управляемому развитию. Поэтому сегодня эта проблема является самой кардинальной. Она не терпит отлагательств и требует деятельного участия в ее решении всех людей, но особенно тех, кто управляет странами и народами, кто определяет политику, в чьих руках ресурсы. А здесь возникает другая проблема… По подсчетам экспертов ООН, которые были оглашены на Международной конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.), необходимо было до 2000 года инвестировать в экологические проекты не менее 600 млн. долларов, чтобы снизить темпы разрушения природной среды. Однако такие капиталовложения сделаны не были и состояние среды продолжает ухудшаться.
Осознание этого факта приводит к концепции экологически приемлемого развития. Эта концепция является исходной для позиции Римского клуба – международной организации, созданной в 1968 году для анализа особенностей развития современной цивилизации.
В Международных конвенциях, а также в документе «Повестка дня на ХХI век» конференции в Рио-де-Жанейро изложены основы стратегии поддерживаемого, устойчивого развития – УР («Программа действий. Повестка дня на ХХI век» и другие документы конференции «За наше будущее». – Женева, 1993 год).
В самом общем виде рекомендации стратегии УР сводятся в этих документах к следующим генеральным направлениям.
Ø Борьба с бедностью.
Ø Снижение ресурсопотребления современной техносферы.
Ø Сохранение устойчивости биосферы.
Ø Учет природных закономерностей в принятии решений, относящихся к политической, экономической и социальной сферам.
Концепция УР представляет собой по существу сценарий нулевого роста. Как заявлено, она нацелена на «удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность других поколений удовлетворять свои собственные потребности». Вместе с тем концепция УР наиболее пригодна для экономически развитых стран (с населением 1 млрд. человек), которые имеют средства для переориентации своих экономик на экологический стиль в ближайшие 20 лет, и это вызывает вопросы со стороны ряда развивающихся стран. Тем не менее предполагается, что, оказавшись лидерами в решении экологических проблем, развитые государства смогут со временем «вытянуть» другие страны на рубежи УР. Таким образом, концепцию УР можно было бы рассматривать как тактическое средство решения экологических проблем, дающее время, чтобы выйти на рубежи их стратегического решения. Однако преодоление экологических и других глобальных проблем требует перестройки мировоззрения людей, смены ценностей в области материальной и духовной культуры.
Основой устойчиво развивающегося общества всегда является человек, отошедший от привычного эгоцентризма и антропоцентризма, признающий самоценность природы, и познавший себя, свои истинные потребности. Под таковыми могут пониматься только те, которые гарантируют духовное качество личности, действительную полноту жизни человека и общества и тем самым позволяют на новых основаниях строить отношения с природой. В самых общих чертах, это, прежде всего, такие естественные потребности, как жизнь, безопасность, пища, познание, общение, творчество. По мере развития общества они приобретают все более содержательные и одухотворенные способы удовлетворения. Это предполагает отказ от ненужного, избыточного потребления, которое развращает и тело, и душу.
Разумная оптимизация потребления как условие устойчивого развития системы общество-природа отличается в своих существенных чертах от концепции устойчивого развития для «золотого миллиарда». «В плане экологическом она означает сбережение сырьевых ресурсов и сохранения чистоты планеты. В плане экономическом эта стратегия позволяет избегать растрачивания труда и богатства, добытых обществом, избежать направления финансовых потоков в паразитические сферы обращения. В плане экзистенциональном это обозначает духовно-гуманистический вектор развития и совершенствования природы человека как вида и его перспектив как рода, что в идейно-аксиологическом отношении выдвинет на передний план настоящие ценности и приоритеты (истина, добро, красота, любовь, познание, творчество, утверждающее их)». (Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. М., Новый век, 2000. С. 170).
Сами по себе научные, правовые, политические и социально-экономические способы смягчения экологической ситуации при всей их важности и необходимости будут мало эффективны до тех пор, пока не сформируется новое экологическое сознание, новые нормы отношения к природе. То, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Человек должен почувствовать себя членом планетарного сообщества и отказаться от опасной антропоцентрической установки на господство над природой.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Какие исторические факторы привели к формированию феномена всемирности (глобальности) современной цивилизации? 2. Каковы особенности развития современной цивилизации? 3. Почему деятельность современного человека является важным фактором эволюции природы? 4. Какие проблемы относятся к глобальным? 5. Раскройте причины появления глобальных проблем. 6. Раскройте сущность технократического мышления. 7. В чем причины «демографического взрыва»? 8. В чем причины и сущность экологического кризиса? 9. Каково место экологической проблематики в системе глобальных проблем? 10. Каковы условия решения глобальных проблем? 11. В чем сущность концепции устойчивого развития? 12. Какова роль экологического сознания в решении глобальных проблем? 13. Ваше понимание требования оптимизации потребления как условия гармонического развития системы «общество-природа». | |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Какая из перечисленных характеристик не является специфической для современной цивилизации: а) высокие темпы общественного развития; б) единство и целостность человечества в общепланетарном масштабе; в) наличие глобальных проблем; г) изменение социальной структуры общества. 2. Какая из перечисленных черт является специфической для современной цивилизации: а) рост населения; б) урбанизация; в) высокая духовность; г) всемирность; д) развитие науки и техники. 3. Масштабность и скорость преобразования современного общества определяются: а) объемом энергоресурсов; б) темпами развития науки и техники; в) экономикой; г) политикой. 4. Каков качественный критерий выделения глобальных проблем: а) глобальные проблемы охватывают большинство стран мира; б) глобальные проблемы охватывают многие сферы жизнедеятельности человека; в) глобальные проблемы ставят под угрозу существование всего человечества как биологического рода. 5. Современная демографическая ситуация характеризуется: а) быстрым приростом населения за счет развивающихся стран; б) равномерным ростом населения во всех странах; в) приростом населения за счет развитых стран; г) нулевым ростом населения планеты. 6. Сущность экологического кризиса заключается: а) в угрозе необратимых изменений в биосфере; б) в ухудшении среды обитания; в) в усилении воздействий технических средств на природу; г) в нерациональном использовании природных ресурсов. 7. Сущность концепции устойчивого развития заключается: а) в отказе от научно-технического и промышленного прогресса; б) в минимизации и оптимизации потребностей человека; в) в переориентации экономики на экологический стиль; г) в постепенном снижении темпов экономического развития. |
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Абсолют– понятие, обозначающее бесконечную духовную первооснову и первоначало всего сущего, полноту бытия и совершенство.
Абстракция – результат процесса абстрагирования, то есть отвлечения от каких-либо свойств и связей объекта с целью выделения таких свойств, которые существенны для решения практических и теоретических задач. В науке абстракции оформляются в понятия. Абстракция – необходимая ступень в познании сущности вещей и явлений.
Абсурд– 1) в математике и логике – расхождение рассуждений (действий) с выводами; 2) в философии экзистенциализма – характеристика человеческого существования в условиях смыслоутраты и трагического разлада с миром, ставшим равнодушным и даже враждебным человеку по причине отчуждения его от общества, от истории, от самого себя.
Агностицизм – учение (в гносеологии), отрицающее возможность достоверного познания сущности объектов.
Аксиология – философское учение о ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию поступков.
Аксиоматический метод – метод построения теории путем формулировки исходной системы аксиом и правил вывода из них следствий – теорем.
Анализ и синтез – процедуры мысленного расчленения целого на части и создание целого из частей. Они играют важную роль как в теоретической, так и в практической деятельности.
Аналогия – сходство различных предметов, явлений по определенным параметрам. Один из методов познания, используемый для выдвижения гипотез.
Анимизм– вера в наличие у всех существ и предметов мира независимого начала – души, духа; составная часть всех религий мира.
Антиномия– противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.
Антропология (философская) – учение о сущности, происхождении и призвании человека во Вселенной; целостное учение о человеке как уникальной форме бытия, творце культуры и истории.
Антропоцентризм – трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а положения человека в мире – как центрального.
Апологетика– раздел богословия, в котором сформулированы доказательства истинности христианского учения, позволяющие защитить его от различных искажений и нападок.
Апория – в античной философии – кажущееся непреодолимым затруднение, возникшее при обнаружении противоречия в ходе решения проблемы.
Апостериорный– приобретенный опытным путем.
Априорный–предшествующий опыту и независимый от него.
Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической теории К. Юнга архетипы – это врожденные психические структуры коллективного бессознательного, которые являются основой общечеловеческой символики. Эти глубинные образы воспринимаются человеком интуитивно и проявляются на «поверхности» сознания в различного рода видениях, религиозных представлениях, символах.
Астрология – учение о влиянии расположения небесных светил на исторические события, судьбы людей.
Атараксия – в древнегреческой философии – невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец.
Атеизм – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию.
Атрибут– неотъемлемое, существенное свойство субстанции.
Базис и надстройка – основные элементы общественно-экономической формации. Базис является совокупностью господствующих в обществе экономических отношений. Содержанием надстройки являются три элемента: 1) политические, правовые, моральные, религиозные, философские взгляды, господствующие в обществе; 2) соответствующие им институты и учреждения; 3) исходящие из них идеологические общественные отношения.
Безобразное – эстетическая категория, характеризующая отношение человека к таким явлениям, которые уродуют, разрушают его полноценную жизнь.
Бессознательное – понятие, используемое для обозначения психических явлений, не проходящих через сознание личности, но трансформирующих ее сознательные мотивы и навязывающих ей некие автоматизмы в поведении. Это – скрытые, иррациональные силы человеческих действий и переживаний.
Биоэтика – учение о нравственном отношении человека ко всему живому.
Благо– философское и этическое понятие, обозначающее совокупность ценностей, необходимых для удовлетворения положительных потребностей человека, общества.
Бог – в религиозных системах духовное существо, управляющее миром, судьбами людей; выступает объектом культа.
Брахма – один из трех верховных богов индуизма (наряду с Вишну и Шивой), создатель мира, прародитель других богов, демонов и людей.
Брахман – онтологическое понятие в брахманистско-индуистской традиции, означающее безличный абсолют, духовную основу и целостность мира.
Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Индии в VI–V вв. до н. э.; одна из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий.
Бхагавадгита– один из важнейших памятников религиозно-философской мысли Древней Индии; теоретическая основа индуизма.
Бытие – реальность, осмысливаемая как единство и многообразие. Рассмотрение бытия составляет предмет особого раздела философии – учения о бытии (онтологии).
Веданта –термин индийской культуры, 1) завершающий раздел богооткровенного знания (шрути); 2) наиболее влиятельная религиозно-философская система, признающая авторитет вед. Наряду с Упанишадами, Бхагавадгитой и «Брахма-сутрой» является философской основой индуизма.
Веды– 1) в широком смысле – знание как результат откровения, полученного мудрецами-риши; 2) в узком смысле – четыре собрания текстов (самхита), составленных во II тысячелетии до н. э.: Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарведа (песни-заклинания).
Вероятность – 1) в математике – число, заключенное между нулем и единицей, характеризующее частоту наступления некоторого события в серии испытаний; 2) в логике – возможность истинности произвольного высказывания.
Вера– 1) влечение души к предельным основаниям бытия, иррациональное по своей природе; 2) способность души признавать истинность знания без достаточных на то оснований.
Верификации принцип – проверка истинности теории, заключающаяся в выведении из теоретических утверждений следствий, непосредственно соотносимых с фактами. В неопозитивизме верификация является условием осмысленности суждений и критерием научности фактического знания. В современной методологии научного познания верификация является частью гипотетико-дедуктивного метода.
Вещь в себе – понятие кантовской философии, означающее вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия. Вещь в себе противоположна явлению – тому, что с формальной стороны полностью определяется субъективными условиями чувственности.
Витализм – учение, рассматривающее жизнь как уникальное явление, не объяснимое только действием физических и химических законов, поскольку живому присуще особое одушевляющее начало.
Возвышенное – эстетически совершенное, превосходящее воспринимающего его индивида.
Волюнтаризм– направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия.
Воля– готовность к совершению поступка. Воля реализуется в выборе цели и ее достижении.
Воображение – процесс создания психического образа на основе перестройки имеющихся представлений.
Восприятие – процесс воссоздания целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
Всеединство – гармоническое сочетание различных элементов таким образом, при котором соединение их в единое целое достигается не за счет ущемления отдельных элементов, а напротив – за счет полноты жизненных проявлений каждого отдельного элемента; центральная категория русской религиозной философии.
Всеобщее (общее), особенное, единичное – универсальные категории, выражающие устойчивые типы связей бытия и познания. Всеобщее отражает свойства и закономерности развития, присущие всему данному классу вещей; категория особенного – свойства и закономерности развития, присущие части экземпляров данного класса вещей; категория единичного выражает свойства отдельного предмета.
Время– совокупность отношений, выражающих последовательность и длительность явлений (состояний).
Гармонии веры и разума теория– теологическое учение, согласно которому между разумом и верой нет противоречия. В завершенном виде разработана средневековым мыслителем Ф. Аквинским. Эта теория обосновывает возможность гармоничного сосуществования науки и теологии, философии и откровения при условии осознания человеческим разумом своих возможностей и пределов в постижении богооткровенных истин. Принцип гармонии веры и разума используется в современной католической философии и теологии.
Гедонизм – этическое учение, основывающееся на ценности наслаждения.
Герменевтика – искусство и теория истолкования текста; одно из основных направлений современной философии. Понимание и истолкование становятся способом освоения всего человеческого опыта – философии, искусства и самой истории.
Гилозоизм – учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях.
Гипотеза – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но является возможной или весьма вероятной.
Гипотетико-дедуктивный метод– получение знаний об объекте путем формулировки гипотез и последующей их проверки.
Гносеология – раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях.
Гуманизм – течение общественной мысли, возникшее в эпоху Возрождения, в котором проблема человека занимает центральное место; концепция человеческого бытия и основанная на ней система мировоззрения, утверждающая ценность человеческого существования, достоинство, права и свободы каждого индивида.
Даосизм – одно из главных течений китайской философии. Центральное понятие – дао (букв.: путь, дорога) – невидимый всеобщий закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделимо от материального мира и управляет им. Главный принцип поведения человека – сохранение «меры вещей», естественного порядка в природе и обществе.
Движение – изменение вообще, способ существования материи и духа.
Двойственность истины– учение, развившееся в средние века и утверждавшее независимость междуфилософией и религией как по предмету, так и по методам осмысления. Такая установка способствовала отделению науки и философии от религии.
Дедукция – движение мысли от общего к частному, выведение следствий из совокупности исходных утверждений (посылок).
Деизм – доктрина, признающая Бога источником движения и развития природы, но отвергающая дальнейшее вмешательство Бога в это развитие.
Деконструкция– центральное понятие философии постмодернизма, разработанное Ж. Деррида; сочетает в себе деструкцию и реконструкцию на основе выявления внутренней противоречивости текста, столкновения «остаточных смыслов» прошлого с современными смысловыми стереотипами, что, в свою очередь, порождает новые смысловые потоки, смысловую неисчерпаемость любого текста.
Демиург– в античной философии (у Платона) личностное творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с Нусом (Умом).
Демократия – система политических институтов, направленная на отражение интересов всех социальных слоев общества.
Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений.
Деятельность– форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.
Джайнизм– одна из национальных религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. В центре джайнизма находится бытие человека, сущность которого двойственна: духовная (джива) и материальная (аджива), связанные кармой как тонкой материей. Пока эта связь сохраняется, душа странствует, постоянно перерождаясь. Человек может выйти из круга превращений путем обретения «трех сокровищ»: правильное воззрение, правильное познание, правильное поведение. Тогда джива переходит в состояние блаженства – нирвану.
Дзэн-буддизм – направление японского буддизма. Японское слово «дзэн» – транскрибированное санскристское «дхьяна» – самоуглубление, медитация. Дзэн-буддизм признает реальность чувственного мира, но воспринимает его как неистинный, иллюзорный. Только в медитации можно постичь свою изначальную природу, которая есть не что иное, как «сущность будди», достичь пробуждения («сатори») и только после этого можно постичь истинную природу вещей. Дзэн-буддизм не признает вселенского Будды. «Сущность будди» есть у каждого индивида, благодаря чему он является вместилищем неограниченных возможностей. Поэтому дзэн-буддизм подчеркивает важность активного отношения человека к миру; желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы. (См. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора Кузнецова В.Г. М., 2004).
Диалектика – философское учение о всеобщих принципах и законах развития.
Диалектический материализм – философия и методология марксизма. Диалектический материализм исходит из положения о внутреннем единстве материализма и диалектики, рассматривая мир как закономерное развитие материи.
Дискурсивное– в традиционном философском понимании знание, опирающееся на основания и правила вывода; противоположно интуитивному.
Добро и зло – категории этики, выражающие в обобщенном виде должное (нравственную ценность) и недолжное (нравственную антиценность) в жизнедеятельности, общении и поведении людей.
Догмат– тезис, который принимается за непреложную истину и кладется в основу религиозной системы.
Долг – категория этики; нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.
Достоинство – категория этики, выражающая абсолютную ценность человека как духовно-социального существа.
Дуализм – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия.
Дух – понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала: 1) высшая способность человека, источник личностного самоопределения; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой причастно бытие человека.
Душа – непосредственно связанное с телом (индивидуальным или космическим) невещественное начало. Содержание души человека составляют его мысли, чувства и переживания. Деятельность души направляется сферой высших ценностей – духом. Телесная смерть наступает от разрыва души и тела, духовная смерть – от прекращения связи души и духа.
Евразийство– социально-философское учение и общественно-политическое движение русской эмиграции, возникшее в начале 20-х годов XX века. Ее главные идеологии (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин и другие) в полемике с западниками и славянофилами указывали на исключительность России, которая определяется полинародностью субъекта русской истории, единой судьбой и единым месторазвитием. Они видели в России особый евразийский тип цивилизации, подчеркивая влияние на ее историю и самосознание восточного, преимущественно тюркского элемента. Евразийцы большие надежды возлагали на укрепление союза России с азиатскими государствами. В настоящее время идеи евразийства переживают свой ренессанс.
Естественная религия – концепция религии, возникшая в эпоху Просвещения и основывающая на общих идеях, свойственным разным религиям. Эти идеи трактовались как врожденные, первичные, доказывающие разумный и естественный характер религии. К таким идеям отнесены следующие: бытие высшего существа; необходимость его почитания; добродетельность и благочестивость людей; возможность искупления грехов раскаянием; воздаяние на том свете за поступки, совершенные в земной жизни.
Естественное право– концепция, согласно которой существуют права, изначально соответствующие природа человека и потому незыблемые, не зависящие от социальных условий.
Жизнь – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая противоположности духа и материи и постигаемая интуитивно.
Жэнь – гуманность, человеколюбие, взаимность как качества совершенной личности в конфуцианстве. Гуманность реализуется в соответствии с «золотым правилом морали».
Закон– это существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.
Закон единства и борьбы противоположностей – один из основных законов диалектики, согласно которому противоречие является источником самодвижения и развития систем.
Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики, характеризующий прогрессивное развитие с точки зрения преемственности и повторяемости.
Закон перехода количества в качество – относится к числу основных законов диалектики и выражает такую закономерность развития системы, при которой внешние, количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным внутренним изменениям системы.
Западничество – социально-философская концепция и общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию.
Зло – понятие морального сознания и категория этики, выражающее нравственно негативное в поступках и мотивах людей. Зло противоположно благу и добру.
Золотое правило нравственности – «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это древнее правило, фигурировавшее под разными наименованиями – заповедь, предписание, принцип и другие. Название «золотое правило» употребляется с конца XVIII в.
Знак – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет другой, отличный от него предмет.
Знание– результат познания, зафиксированный в системе понятий.
Значение– функция знака представлять, а также выражать содержание предмета, процесса. Это – отношение знака к обозначаемому предмету.
И– категория классической китайской философии, прежде всего конфуцианства, выражающая императив должного действия; одно из внутренних качеств «благородного мужа», «долга/справедливости», которым руководствуется «благородный муж»; противопоставляется утилитарной «пользе/выгоде», к которой стремится «ничтожный человек».
Игра– форма свободного самовыражения человека, которая предполагает открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления ситуации и состояний; может использоваться для решения практических задач (например, деловая игра).
Идеал – образец, эталон, высшая цель стремления.
Идеализм – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира.
Идеальное – субъективный образ объективной реальности, отражение материального.
Идеи чистого разума – в философии И. Канта – предельные понятия, которые стимулируют развитие эмпирического познания, вносят в него единство.
Идеология – категория, обозначающая один из двух уровней общественного сознания, где социальная действительность отображается в виде теории.
Идиографический и номотетический методы – способы исследования объекта, отличающиеся тем, что первый выявляет в нем индивидуальные характеристики, а второй – его включенность в закономерные связи и зависимости.
Индетерминизм – философское направление, отрицающее причинную обусловленность явлений в мире.
Индивидуализм – приоритет интересов индивида над коллективными интересами.
Индивидуальность – совокупность качеств, присущих данному человеку и отличающих его от других.
Индукция – метод исследования, суть которого - в восхождении познания от единичных фактов к обобщениям.
Интерпретация – аспект понимания, направленного на выяснение смыслового содержания текста.
Интуитивизм – методологический принцип внутреннего единства бытия и сознания, предполагающий переживание этого единства в качестве основания философского мышления.
Интуиция –непосредственное постижение истины (без всякого рационального обоснования).
Иррационализм– философские концепции, противоположные рационализму; ограничивают возможности рационального познания в качестве основы миропонимания рассматривают волю, интуицию, бессознательное, любовь.
Иррациональный – недоступный пониманию разумом и потому невыразимый в логических понятиях и суждениях.
Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.
Исторический материализм – философия истории марксизма, согласно которой «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс).
Йога – индийская теория и практика созерцания, цель которых – через контроль над телом и сознанием достичь мистического слияния души человека с мировым сознанием (пуруши).
Карма (в индийской философии) – закон воздаяния или космической справедливости. Приобретя хорошую карму (ведя праведный образ жизни), человек может выйти из круга рождений и смертей (сансары).
Картезианство – философия сторонников и последователей Р. Декарта.
Картина мира – совокупность обобщенных знаний о мире.
Катарсис – термин античной философии, выражающий совершенствование духовного мира человека путем «очищения» его души от негативных мыслей, чувств, стремлений.
Категории – основные формы бытия и всеобщие понятия познания.
Католицизм – конфессия в христианской религии. Философия католицизма развивается неотомизмом.
Каузальность – причинность, закономерная связь причины и следствия.
Качество– система важнейших, необходимых свойств предметов.
Коллективное бессознательное – в учении К. Юнга наиболее древний слой психики человека, который в процессе эволюции человеческого сознания сформировался раньше, чем слой индивидуального бессознательного. Будучи по природе сверхличным, коллективное бессознательное образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека (см. Архетип).
Количество– степень развития, совокупность таких изменений, которые не меняют качество предмета.
Конвенционализм – направление в философии науки, согласно которому исходные принципы, аксиомы, определения являются результатами соглашения ученых, а не обобщением опыта.
Коран – главная священная книга мусульман.
Коррелятивный – имеющий соотносительный смысл: вещи, понятия имеют смысл, лишь соотносясь друг с другом.
Космогония– донаучное мифологическое или религиозное учение о возникновении мира и его развитии.
Креативность – основная черта творческой личности или процесса: создание нового в различных сферах жизни.
Креационизм– учение о сотворении мира Богом из ничего.
Культура– мир идеальных и материальных объектов, созданных людьми в процессе воспроизводства и обновления форм совместной жизнедеятельности.
Культурно-исторический тип – своеобразие духовных, социально-экономических и политических сторон жизни этноса, определяющее его место в истории; ведено Н.Я. Данилевским.
Кумулятивизм – методологическая установка, согласно которой рост научного знания осуществляется путем непрерывного добавления знаний к уже имеющемуся истинному знанию.
Ли – в классической китайской философии – категория: 1) структурное начало мироздания; 2) категория этики, обозначающая ритуал, церемонии, этикет, вежливость.
Либерализм – идеология, основу которой составляют идеи равенства, свободы, рациональности и частной собственности.
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Логика – наука о законах и формах правильного мышления.
Логический позитивизм – одно из направлений аналитической философии XX века; основу программы логического позитивизма составляет принцип верификации, согласно которому значение предложения, термина определяется способом его опытной проверки.
Логос – в греческой культуре – слово, закон, рациональное постижение смысла явлений.
Любовь – эмоционально-положительное отношение, чувство к другому человеку, жизненным принципам, идеям, знаниям.
Магия – таинственная способность воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов» без допущения причинного ряда действий, например, с помощью заклинаний, молитв, талисманов. Элементы магии присущи обрядовой стороне всех религий.
Майя – в индийском мировоззрении: 1) имя Богини, воплощающей принцип обмана в мире; 2) искусство выдавать чудеса, или же сами эти чудеса; 3) иллюзорный характер мира.
Материализм – направление в философии, принимающее за основу мира объективную реальность, существующую независимо от сознания человека.
Материя– категория, обозначающая всю объективную реальность, существующую независимо от сознания человека.
Медитация– интенсивное, проникающее в суть предмета или идеи, размышление, которое достигается путем сосредоточенности на них и устранении всех внешних и внутренних факторов, способных рассеивать внимание.
Ментальность – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы, этноса.
Метафизика – раздел философии, осмысливающий сверхчувственные, недоступные опыту основы бытия.
Метафизический – относящийся к метафизике: надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом.
Методология – учение о путях и способах исследования реальности.
Механицизм – мировоззренческо-методологическая позиция, понимающая механическое движение в качестве единственного объективного основания всех форм бытия.
Мировая душа – всеоживляющая и творящая сила, связывающая мир во всеобщий организм.