Философия «научного материализма» и его разновидности. Различия в концепциях М. Бунге и Д. Марголиса
Научный материализм, как и философское направление сформировалось в 50-е годы 20-го века, и получило широкое распространение в Австралии, Англии, Канаде, США.
Научный материализм- это продукт разложения логического позитивизма. Он возник в русле постпозитивистского движения, которое связано с реабилитацией онтологической и философской проблематики.
Главной проблемой научного материализма оказалось соотношение сознания и материи духовного и физического. Дискуссия начинается со статьи Фейгла «Ментальное и физическое». Главный тезис, содержащийся в этой статье (1956г.) о тождестве духовного и физического.
Главная концепция- концепция материалистического монизма. (Монистическая философия- это последовательная философия, бывает: материалистической и идеалистической. Примеры идеалистического монизма - Гегель; материалистического монизма - Спиноза, философия Маркса и Энгельса). Дуализм (Рене, Декарт). С позиции материалистического монизма – существует только материя. Представители научного материализма ссылаются на Демокрита, Лометри, Гопса как на своих идейных предшественников, и объявляют себя сторонниками классического материализма, и критикуют материалистов и дуалистов.
Мир состоит из материалистических сущностей и, следовательно, человек с его психикой в принципе не отличается от остальной природы. Успехи наук о человеке (психология и другие) породили потребность в философско-теоретическом осмыслении этого знания. Научный материализм претерпел определённую эволюцию в направлении от физического редукционизма, к диалектическому материализму. Любая попытка объяснить высшую форму развития (например человека) с точки зрения с позиции механики называется механизм ( синоним - редукционизм).
Разновидности научного материализма:
· Элиминативный материализм
· Редуктивный материализм
· Функциональный материализм
· Эмерджентный (эмерджентистский) материализм
1. Элиминативный материализм (Армстронг и Рорти).
Представители этого направления рассматривают ментальное, как фиктивное (несуществующее). Армстронг «Материальная теория сознания» говорил, что современная наука показывает, что психические - есть (якобы) на самом деле мозговые процессы.
Вульгарные материалисты, сознание как разновидность материи.
Армстронг говорил, что человек обладает, лишь, физическими, химическими, биологическими свойствами, которые могут быть редуцированы (сведены), исключительно к физическим свойствам.
Рорти говорил, что ментальные термины, например «ощущения» являются терминами обыденного языка, они должны быть элиминированы (убраны) в ходе развития науки (особенно нейрофизиология) и заменены точными научными терминами. Ментальная онтология столь же архаично, как онтология средневекового человека, который объяснял болезни воздействиями ведьм. Подобно тому, как язык ведьм был заменён языком современной медицины, язык алхимии – химией, язык астрологии – астрономией, ментальный язык будет заменён языком науки. Сознание по Рорти подлежит такой же элиминации, как и понятие Бога.
2. Редуктивный материализм (или «теория тождества»). Представители: Фейгл и Смарт.
Позиция: ментальное это подкласс физического. Они тождественны. Ментальные термины и нейрофизиологические имеют одинаковые значения (достигается полный монизм). Научные материалисты пытаются смягчить эту позицию. Однако провести полное тождество в отношении ментальным и физическим невозможно. Если свойством ментальных событий является то, что они даны человеку (субъекту) непосредственно и носят личностный характер, то физические события носят публичный характер (можем наблюдать).
3. Функциональный материализм (Фодор, Патнем)
Психические явления эквивалентны не физическим процессам, а определённо функциональным состояниям живой системы по аналогии функционирования с ЭВМ. Ментальные феномены – это специфические мозговые состояния, определяемые мозговой нейродинамикой.
4. Эмержентный материализм. Возник в 70-е годы 20-го века. Представителями являются Бунге и Марголис.
Главная концепция – духовное явление это продукт развития сложных материалистических систем и присущи им как целостным образованиям.
Марко Бунге (аргентино-канадский учёный философ). Главная идея: психическое свойство является системным свойством нейронных структур мозга, но Бунге не подчёркивает качественной специфики социальных систем, остаётся в рамках психобиологического подхода к проблеме сознания.
А американский философ Марголис (книга «Личность и сознание», в 1986г. на русском языке) говорил, что личность не существует вне культуры. Сознание это не свободный атрибут материи, который в процессе её эволюции приобретает сначала интенциональные (психические), а затем культурные свойства. Марголис опровергает ту точку зрения, согласно которой только идеализм и дуализм в состоянии объяснить духовные и творческие способности личности. Не смотря на позитивную эволюцию в концепции «научных материалистов» нет места для категории идеального, которая позволит адекватно выразить специфику духовных явлений.