Философия как вид знания
1. Предмет и объект философии.
2. Особенности философского описания мира.
3. Примерный круг философских интересов и проблем.
4. Особенности философского познания и мышления; характер философской аргументации.
Литература
Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? — М., 1998.
Доброхотов А.Л. Введение в философию. Рабочая тетрадь. — М.,1995.
Лосев А.Ф. Дерзание духа. — М.,1988.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1990.
Марсель Г. Трагическая мудрость философии. — М.,1995.
Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?. — М.,1991.
Сагатовский В.Н. Вселенная философа. — М., 1972.
Хайдеггер М. Что такое философия? // Вестник МГУ. Серия 7. "Философия".1995. — № 2-3.
Ясперс К. Введение в философию. — М., 1995.
Курс любой науки начинается с определения её объекта и предмета. Объект есть структура реальности, которую мы можем выделить при помощи нашего внимания. Как и любой термин в философии, объект не называет конкретной вещи, скорее описывает определённую ситуацию нашего познания и существования. В данном случае — понимание того факта, что далеко не все существующие структуры реальности мы выделяем в окружающем мире. Внимание физиков конца XIX столетия, например, было сформировано классической теорией, и, несмотря на массу экспериментов с урановой смолкой, практически никто из них не описал явления ядерного распада. Однако ни одна наука не может охватить свой объект целиком. Для обозначения этого факта вводят понятие предмета той или иной науки. Предмет — есть часть объекта, которую та или иная наука может изучить с помощью своих методов. Так, человек является объектом многих наук. Анатомия, однако, может изучить только строение тела, и её методы абсолютно бесполезны для понимания психических процессов; и наоборот, психологические методы позволяют исследовать только психические процессы, но не применимы для понимания человека как биологического организма.
Философия может сконцентрировать свое внимание, в принципе, на лю-
бой части реальности. Тем не менее есть собственно философский объект, та-
кой, который принципиально не доступен никакой другой науке. Объектом фи-
лософии является мир в целом. Идея «мира в целом» составляет сегодня часть
нашего привычного познания. Например, физика исходит из того, что мир,
имеется в виду весь мир, закономерен. Идея целостности мира, однако, не явля-
ется результатом ежедневного наблюдения; её невозможно изъять из окружаю-
щего эмпирическими методами. Каким же образом первые философы "изобре-
ли" эту идею, совершенно необходимую для нашего современного знания? Ка-
ким образом колоссальное количество очень разных по своим свойствам предметов и процессов может быть представлено как некое единство (мир в целом)? Возможно, мир в целом есть иная сторона идеи личности. Осознав свою неповторимость, уникальность, человек начинает воспринимать мир как чуждый и довлеющий над ним. Таким образом, все явления мира получают общее свойство — чуждость по отношению к человеку, что и является основанием для получения образа мира как интегрального целого.
Единственным методом философии является мышление, так как объекты философии таковы, что они не могут быть даны нам другими способами. Итак, философия изучает мир в целом постольку, поскольку он дан в мышлении.
Параллельно философия может быть определена как особый способ описания мира, который предполагает:
1) принципиальную проблематичность мира. Началом философского знания является понимание того факта, что мир, как мы его знаем, и мир, как он есть на самом деле, — различны. Следовательно, мир не является ни самодостоверным, ни само собой разумеющимся. Мир есть объект нашего вопрошания, представленный как совокупность проблем;
2) субстанциональность. Субстанция (лат. — подлежащее, находящееся под чем-то) — философское понятие, фиксирующее предположение о том, что в основе мира и отдельных предметов существуют некие стабильные постоянные центры, благодаря которым мир или отдельный предмет является самим собой, сохраняет свою идентичность;
3) существование теоретических (умозрительных) сущностей. Эта особенность философии представляет ответ на вопрос: что существует в мире? Наряду с миром ежедневных чувственных вещей, существуют некие реальности (числа, идеи, понятия), которые мы можем "схватить" только разумом. По аналогии с миром музыки, который возможно воспринять с помощью слуха и который остается тайной за семью печатями для глухих, можно вполне представить мир, данный только в мышлении. Элементы этого мира — абстракции — не являются плодом воображения, они абсолютно необходимо производятся нашим мышлением, и в противоположность фантазмам одинаковы для всех (объективны);
4) тотальность. Внимание философии сосредоточено не на конкретных единичных объектах, а на обобщенных или всеобщих (тотальных): человечество в целом, мир в целом и т.д.;
5) рациональность, понимаемая в самом широком смысле как принципиальная соотносимость сущностных структур мира и нашего мышления.
Особенность решения философских проблем связана с экстраординарным характером философского вопрошания. В отличие от естественных наук, где всегда есть соглашения по самым важным вопросам (скажем, теории, которые разделяет большая часть физиков или химиков), философия, на первый взгляд, представляет собой причудливую смесь различных, а иногда и прямо противоположных ответов на один и тот же вопрос (например, существует ли человеческая свобода?). Такая ситуация отнюдь не свидетельствует о том, что философские идеи есть лишь результат фантазий или личных откровений. Философия включает доказательство как свою неотъемлемую часть. Причина отсутствия единого решения философских проблем состоит в невозможности применить к философским объектам, принципиально не данным в опыте, эмпирические доказательства. Последние, являясь решающими в науке, просто не применимы, скажем, к «миру в целом». Объекты философии не могут быть помещены в колбы или вакуумные камеры, поэтому к ним не могут быть применимы «последние» доказательства естественных наук.
Важнейшей чертой философского знания является наличие слоя постоянных проблем от Древнего мира до наших дней. Конечно, вопросы, задаваемые философами, изменяют трактовку от века к веку, меняются и основные установки умозрения. Изучением этого процесса и занимается история философии как специальная часть философского знания. Корпус же основных философских проблем остается примерно одинаковым. Великий немецкий философ И. Кант описывал философскую проблематику таким образом: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?
Такая особенность философии, как постоянное существование одних и тех же вопросов, выглядит особенно странно на фоне стремительной смены проблематики в современной науке, устаревания знания, которое еще буквально несколько десятилетий назад было передовым. В философии же проблематика, волновавшая Платона или даже Фалеса, сохранилась в своих основных чертах до сих пор. Связано это не с тем, что философия не развивается вовсе. Просто человек, задающий вопросы миру и отвечающий на них, остается на протяжении последних 2,5 – 3 тысяч лет примерно одинаковым. Вот и философская проблематика остается примерно постоянной.
Попытка философии выйти за грань наличного бытия, а также постулирование существования особого мира мышления требуют понимания того, из чего же именно складывается ткань философствования, что является основными действующими лицами философского представления. Такими единицами философии являются абстракции (от лат. — отвлеченный). Абстракциям, особенно философским, не могут быть сопоставлены предметы обыденного мира, они суть наши мысли.
Вновь открытый мир требовал новой терминологии, не существовавшей в естественном языке. Перевод философских проблем на естественный язык иногда полностью искажает их специфику. Знаменитый ответ Гегеля о том, что его философия не излагается ни кратко, ни понятно, ни по-французски, является примером именно такого рода. Однако у человека просто нет иной среды понимания, кроме естественного языка; единственным путем создания новой терминология стало переосмысление общеупотребительных слов. Так естественный язык стал средой появления философских категорий.
Философские категории не просто называют предметы, но описывают ситуации человеческого мышления, познания и существования вообще. Соотношение абстракций с процессами ежедневного мира требует особых пояснений. С одной стороны, понятия описывают мир, причем настолько адекватно, что возможно теоретическое предсказание будущих событий, скажем, в теоретической физике или социологии. С другой стороны, соотношение между абстракциями иные, чем между предметами ежедневного мира. Так, абсолютно одинаковых предметов в обычном мире нет, однако именно тождественность (математическое равенство) является базовой идеей арифметики. Разница между двумя предметами, например столом и стулом, не может быть указана однозначно (одновариантно), а разность между двумя числами указывается однозначно.
В чем основная задача философии? Что мы могли бы представить как ее идеальную цель? Где происходит хотя бы временная остановка философского вопрошания? При каком условии философ сочтет свою задачу хотя бы частью решенной? Философия обладает массой функций, принципиально одинаковых для всех теоретических областей знания. Несомненно также и то, что любые идеи, и совсем не только философские, программируют наши действия, образуя саму человеческую жизнь. Однако собственно на долю философии приходится только одна функция. Углубление понимания — единственная практическая значимость философии.
Занятие 3