Понятие философии. Предметное и проблемное поле философии

Философия - это наука, которая изучает наиболее общие законы развития, как целостную систему

Философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука

Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с ее возникновением. Круг проблем, относимых к философским, изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики, но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидали исключительно от философии. Немецкий мыслитель XVIIIвека И.Кант считал, что основных философских вопросов можно выделить четыре: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» и «что есть человек?». Век спустя другой немецкий философ М.Хайдеггер предельными вопросами философии считал вопросы о том, что есть мир, конечность, уединение.

Несмотря на то, что крайне сложно для различных существовавших в истории культуры философских учений признать единый предмет исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

– Во-первых, это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д. В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различную «конфигурацию». Опираясь на разнообразные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Одновременно формировались различные философские «модели» мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию его тайн.

– Во-вторых, проблема познания человека и смысла его существования. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ. Античная философия устами Протагора провозгласили знаменитую фразу – «человек есть мера всех вещей». С точки зрения древнегреческого философа Сократа космос непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Эту антропофилософскую линию спустя многие века продолжил И.Кант, видевший высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его «каким надо быть, чтобы быть человеком».

– В-третьих, проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек – мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному. В эпоху античности оно осмысливалось как представление о месте человека в целостности мирового Космоса. В средние века особый философский интерес вызывала проблема отношения человека к Богу как абсолютной реальности и первопричине всего сущего. Мыслители Нового времени в системе «человек и мир» делали акцент на адекватности научного знания действительности. Для немецких философов XVIII–XIXвв. Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля имело значение, прежде всего, понимание отношения «субъект – объект». Но при всех вариантах трактовки данной системы, в конечном счете, философы оказывались перед необходимостью прояснения своей позиции о соотношении сознания и материи. Два противоположных подхода к решению вопроса о природе, сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии как вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным – материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, а что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.

Проблемное поле

Общее проблемное поле Ф.науки, созаниеде как методологией, так и филологией науки, не сводится к простой сумме вопросов, изучаемых каждым направлением в отдельности. Существует ряд проблем и аспектов, где на первом плане оказался исследование механизмов воздействия на методологию науки тех соц. факторов, анализом которых Традиционно занимается филос.науки. Наоборот, исследуемое методологических проблем стимулирует переосмысление и качественно новое решение вопросов, относящихся к сфере филос. науки.

По всей широте проблемные поля Ф. науки центральной проблемой для нее всегда оставалось осмысление социального бытия науки, ее роли в жизни общества, способов и последствий взаимодействия с др. формами практического и духовного освоения реальности. В настоящее время возрастает значение относительно самостоятельного аспекта Ф. науки, отражающего роль науки и научные знания в формировании личности. Растет озабоченность в связи с дегуманизацией и деморализацией науки. Важно отметить наличие объективной основы оппозиционных явлений науке в самой науке. Наука признана наиболее адекватной формой осмысления новых реалий соц. бытия – глобализации и информатизации. В данных условиях оказывается востребованным ее стиль мышления – аналитичный, системный, доказательный

Критерии рациональности –логические законы и правила, философские допущения, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения науч. теорий.

Каждая эпоха в развитии науки характеризуется собственным типом рациональности. Смена типов рациональности свидетельствует не только о степени зрелости познающего субъекта, но и о характере системных объектов, которые им осваиваются.

Деление наук на естественные, социально-гуманитарные и тех­нические родилось в рамках классического типа рациональности (до XX в). Такое деление предполагает, что реальность изучается такой, какова она есть безотносительно к исследователю. Условием истинного знания классическая наука считала элиминацию из описания и обоснования всего, что относится к субъекту и средствам деятельности.

неклассическая рациональность появляется в нач. XX в, когда физика вышла на освоение микро­объектов. Неклассическое рациональное научное изучение реальности предполагает учет взаимодействия используемых средств с объектами изучения (приборов, систем отсчета, способов описания и обоснования), поэтому объект исследуется на основе более разнообразных связей с внешним миром, который представлен этими приборами.

Стала очевидной искусственность разделения между естественными и техническими дисциплинами. Как и в технических науках, в естествознании любые объекты стали рассматриваться не только в качестве подчиненных законам природы, но и в качестве «естественно-искусственных» систем, поставленных в зависимость от средств исследования.

Постнеклассич. рац. (конец XX в.)-предполагает, что знания об объекте соотносятся не только с матер. средствами, но и с соц. целями и ценностями. Вопросы «почему?» и «как?» органично сочетаются. Прочный научный статус приобретают такие кате­гории, как субъект, цель, знание, ценность и пр. Этот тип ра­циональности характерен для сложных, саморазвивающихся (синергетических) систем, в кот. в качестве компонента включен сам, человек.

В сфере постнеклассической рациональности форматируются знания об объектах совр. биотехнологий (генной инженерии), медико-биол. объектах, круп­ных экосистемах и биосфере в целом, человеко-машинных сис­темах, в т.ч. системах искус. инт-кта и т.д. С системами подобного типа нельзя свободно экспериментиро­вать т.к. поиск истины затрагивает гуман. ценно­сти. Т.о., научное познание орг-тся в соот-и с опр. цен-стями, т.е. субъек­тивно.

Разв-е постнекл.н. – основа интеграции. 1естест/науч., технич. знания и 2 соц-гум.

Смена и совершенствование типов рациональности имеет фил. обоснование. Оно намечено К. Марксом в его «Тезисах о Фейербахе»: недостаточно рассматривать действительность «только в форме объекта»; требуется рассмотрение ее в контексте чел/ чувственной деятельности, практики, необходимо включение в познавательный процесс субъективных факторов.

Наши рекомендации