Марксистская философия
|
Традиции классической философии развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс,
марксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента.
ФилософияК. Маркса(1818 – 1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма». Это во многом определило специфику философской теории марксизма.
На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние оказала немецкая классическая философия. Диалектический метод Гегеля и гуманистический материализм Фейербаха – основные источники синтеза, давшего оригинальную философию – диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось на протяжении всей его жизни, но философское и социально-политическое учение сформировалось к 1848 году.
В процессе формирования философии марксизма можно выделить несколько этапов: 1) 1837-1842 гг. – первоначальные поиски мировоззрения, становление революционного демократизма; 2) 1842-1843 гг. – начало перехода от идеализма и революционного демократизма к материализму и коммунизму; 3) 1843-1848 гг. – формирование исходных положений целостного научно-философского и коммунистического мировоззрения; 4) завершение формирования философии марксизма в 1845-1848 гг.
К. Маркс уже в начале 40-х годов Х1Х века стремился связать философию с задачами революционно-освободительного движения. В 1843 году он переходит на позиции пролетариата как главной революционной силы эпохи и ставит вопрос о соединении философской теории и революционного рабочего движения. «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие».
В начале 1844 года К. Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных работ – « Экономическо-философские рукописи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. В отличие от предшественников (Гегеля, Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения Маркс выделяет отчуждение труда. Маркс делает вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений. Таким образом, здесь теоретически обосновывается гуманизм учения К.Маркса, получивший развитие в дальнейшем. Идеи рукописей 1844 года оказали значительное влияние на философию ХХ века и породили попытки противопоставления учения молодого Маркса – его зрелым работам.
В «Тезисах о Фейербахе» (1845) Маркс подвергает критике созерцательный характер предшествующего материализма, подчеркивает роль практики (материально-чувственной, предметной деятельности) как основы познания. Маркс придает понятию «практики» характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его». Категория «практики» рассматривается как важнейшая философская категория марксизма.
Один из основных аспектов теории Маркса (по его оценке) – материалистическое понимание истории - разработан совместно с Ф. Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1846) и «Манифесте Коммунистической партии» (1848). В то же время К. Маркс, работавший большую часть жизни над экономической теорией, не написал специальной систематической работы по философии. Однако в его главной работе - «Капитале» находят решение философские проблемы. Так, он вскрывает противоречивые отношения между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления как качественно новой высшей ступени познания, указывает на сложность и трудность познания общественных явлений, применяет диалектику к познанию общественных явлений.
Заслугой К. Маркса является разработка новой формы материализма, его философия – диалектический и исторический материализм, находящиеся в неразрывном единстве. Разрабатывая в 40-х годах Х1Х века социально-политическое учение, К.Маркс совершил переворот в области методологии: материалистически переработал диалектику Гегеля, придал ей содержательный характер («У Гегеля диалектика стоит на голове, нужно ее поставить на ноги»). Он применяет диалектический метод, выявляя диалектические взаимосвязи в социально-экономической и политической действительности. Диалектический материализм сформировался первоначально как философская основа социально-политического учения, но является теорией и методом познания мира как объективно-реального диалектически развивающегося целого.
Важнейшей стороной философии марксизма является исторический материализм. Его основной принцип был сформулирован еще в немецкой идеологии: «Не общественное сознание определяет общественное бытие, а наоборот общественное бытие определяет общественное сознание». Общественное бытие понимается как реальный процесс жизни людей, основу которого составляет производство материальной жизни. Производство рассматривается исторически, как ряд исторически конкретных способов производства. Способ производства – производительные силы общества и производственные отношения (отношения собственности) в их единстве. Способ производства определяет исторически конкретный тип общества в целом – общественно-экономическую формацию. Теория общественно-экономических формаций разрабатывалась Марксом на протяжении всего его творчества. К выделенным первоначально рабовладельческой, феодальной и капиталистической формациям добавились первобытнообщинный строй, предполагаемое коммунистическое общество, а в ряде работ и «азиатский способ производства». Смена формаций происходит посредством революций, порождаемых конфликтом между производительными силами и производственными отношениями. Коммунистическая революция завершает «предысторию» человечества. С теорией материалистического понимания истории неразрывно связана теория классов и классовой борьбы, разработанная марксизмом. Таким образом, К. Маркс выявил материальную основу жизни общества и основал материализм в познании общественных явлений.
Новизна и оригинальность философии марксизма состоит в следующем:
· была создана новая форма материализма – диалектический материализм;
· впервые было создано и обосновано материалистическое понимание истории;
· была разработана и введена в философию категория «практика», сыгравшая значительную роль в развитии философии ХХ века;
· осуществлено соединение теории и практики, философии и революционного коммунистического движения.
|
философии» и другие, издавший второй и третий тома «Капитала». В работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» Энгельс внес самостоятельный вклад в разработку марксизма, уделяя особое внимание применению диалектического метода к познанию природы. Он систематизировал диалектико-материалистические идеи, дав названия трем основным законам материалистической диалектики, сформулировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIX века.
Значительный вклад в развитие и пропаганду философии марксизма внесли А. Бебель, П. Лафарг, К. Каутский, А. Лабриолла, А. Грамши. Велико значение русских философов-марксистов – Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. В истории марксизма выделяют два этапа развития: первый, связанный с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса (до 1895 года) и второй (с 1895 года до наших дней), – ленинский этап, связываемый, прежде всего с деятельностью В. Ленина.
Г.В. Плеханов(1856 – 1918),занимался проблемами истории философии, этики, эстетики, теории познания и материалистического понимания истории.
С середины 90-х годов XIX века определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет В.И Ленин(1870 –1924).Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции. Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической работы “Материализм и эмпириокритицизм ” (1911). Некоторые философы-марксисты стремились к реформированию марксизма, соединению его с некоторыми новейшими философскими учениями (“эмпириомонизм” А. Богданова, богоискательство и богостроительство А. Луначарского). В своей работе Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективно-идеалистическую философию, дает новое определение материи: “Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении”. В “Философских тетрадях ” (1916) Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диалектики. Философские работы Ленина надолго определили основные черты советской философии.
Марксизм оказал огромное влияние на судьбы народов не только нашей страны, но и всего человечества. Влияние марксистской философии испытали многие западные философы ХХ столетия, причем не только философы-марксисты, но и представители ряда немарксистских течений: экзистенциализма, структурализма, социологии Франкфуртской школы, представители так называемого фрейдомарксизма (Э. Фромм) и другие.
Литература
1. Валицкий А. Коммунистическая утопия и судьба социалистического эксперимента в России // Вопросы философии. – 1998, №8.
2. Введение в философию. Учебник для вузов в 2х частях. Ч. 1./ под ред. Фролова И.Т. – М., Политиздат, 1989. Гл.3.
3. Маркс. Философия. Современность. М.6 политиздат, 1988.
4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., Петрополис. 1997. – Т. 4.
5. Сирота А.М. Неомарксизм: попытка реформации // вопросы философии. – 1998, №8.
7. Зарубежная философия ХХ века
|
В ХХ веке выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.
Во-первых, это идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, идея, что у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание» («бессознательное»), которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. В-третьих, сознание и разум отдельного человека и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. Напротив, объявляется, что они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил: государств, партий и т.д. В-четвертых, активно проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания – научного и философского, имеющих своим конечным продуктом «научную истину» и «философскую правду».
Это дало возможность возникновения принципиально новой философской картины мира и нового стиля мышления. Например, социально-экологический тип мышления и картины мира, определяющие современную науку и культуру.
Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами (основой нового гуманизма) являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило сформулировать и новые задачи человечества:
· сохранение культурного наследия;
· создание мировой сверхгосударственной общности;
· сохранение естественной среды обитания;
· увеличение эффективности производства;
· правильное использование ресурсов природы;
· развитие интеллектуальных, сенситивных, соматических способностей человека.
Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века.
Философия ХХ в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм.
Сциентизм – философско - мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма, концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).
Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Это влияние истолковывается ими как негативное. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д.
Эти два направления развития философии ХХ в. органически связаны с рационализмом и иррационализмом, антропологизмом и натурализмом. Рационализм и иррационализм в ХХ столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.
Основными моделями современного философского мышления, философскими школами и течениями являются позитивизм и его разновидности, структурализм, неотомизм, экзистенциализм, «философия жизни», психоанализ, герменевтика.
|
фии позитивизма были сформулированы О. Контом в курсе «Позитивной философии» и является той философской моделью мышления, которая легла в основу многочисленных философских позитивистских теорий и концепций в XIX – XX в.в. Важным в учении О. Конта является предложенная им классификация наук, главным принципом в которой является следующий: «все науки находятся в тесной взаимосвязи и сродстве».
Научное знание и отдельные науки обладают различной степенью глубины постижения мира и общности. О. Конт вводит иерархию в систему наук: первой стоит математика, за ней следуют астрономия, физика, химия и биология. Научную систему завершает социология, задачей которой является организация человеческой общественной жизни. Решающим фактором, определяющим процесс общественного развития является прогресс знания и науки. Под научным знанием Конт понимает только знание естественных наук, гуманитарные науки заменяются «естественной» социологией.
«Вторая историческая форма позитивизма», получившая название махизма возникает в конце XIX – начале ХХ вв. Основными его представителями являются Э. Мах, Р. Авенариус, Ж. Пуанкаре, К. Пирсон. Это направление развивается на основе новейших открытий естествознания, утверждая, что является философией реализма: любое положительное (научное) знание – физическое, астрономическое, биологическое – есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета.
«Третья историческая форма позитивизма», неопозитивизм,возникает в 20-е годы ХХ в. Идейным ядром явился Венский философский кружок, который предложил программу развития научной философии. В него входили М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн. Философия неопозитивизма (или логический позитивизм)развивается как аналитическая философия, которая в свою очередь разрабатывается в двух направлениях: логический анализ философии и лингвистическая философия.
Большую роль в формировании основных принципов аналитической философии сыграл Л. Витгенштейн, который устанавливает культ обыденного языка и считает необходимыми его эмпирические описания. Он выступает против неправильного обращения с языком, ибо всякая вольность с языковыми формами ведет, согласно Витгенштейну, к появлению всякого рода философских псевдопроблем. Он полагает, что все знание, благодаря языку, сводится к совокупности элементарных предложений, которые обосновываются наблюдением, опытом. Философия же, с его точки зрения, есть лишь критика языка.
Большой вклад в развитие неопозитивизма внес основатель семантической философии Р. Карнап. Он ставит своей целью разработать унифицированный язык науки, который имеет единое основание. Такое единое основание дает математическая логика. Карнап исследовал семантику, т.е. отношение между языком и описываемой им областью. Философию он рассматривал как собственный анализ языка, связанный с чувственной (опытной) проверкой.
Неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Многие из них были философски традиционны, например, проблема соотношения чувственного и рационального в познании; другие – совершенно новые, например, проблема факта, веры познания и творчества, логики познания.
Основной принцип неопозитивизма – принцип верификации, т.е. сравнение всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда, его можно верифицировать – подвергнуть опытной проверке фактами. Согласно неопозитивизму, большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) – верификации не подлежат, а следовательно эти проблемы являются псевдопроблемами. Они должны быть исключены из философии.
Постпозитивизм – направление философии, целью которого является исследование не структуры научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. По мнению постпозитивистов наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
Главными представителями постпозитивизма являются: К. Поппер, Т. Кун.
Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:
· проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, неистинных фактов);
· проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);
· проблема рациональности (что такое рациональность в науке);
· проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);
· проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представлениями антагонистических теорий.
|
В 20-е годы ХХ в. появилось новое научное направление в гуманитарном зна -
нии, которое позже получило различные идеологические и философские интерпретации. Структурализм – это общее название некоторых направлений в социокультурном знании ХХ в., связанных с выявлением структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, детерминированых взаимодействием всех элементов между собой. Основные представители структурализма: К. Леви – Строс, М.П. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Барт.
Структурализм как конкретный метод исследования обращается к процессам деятельности, опосредуемым общением их участников с помощью знаковых систем, прежде всего естественного языка, а также первобытных социальных и культурных структур.
Применение метода системно – структурного анализа конкретными науками дало положительные результаты. Например, в лингвистике с помощью этого метода были решены задачи, связанные с описанием бесписьменных языков.
В 60-е годы не только изучается и используется системно – структурный метод, но происходит его возведение в ранг философской системы. Такой процесс определяется потребностями развития науки и практики. Например, характерной чертой социальных концепций структурализма является исследование различных форм общественного сознания, как определяющих социальных структур.
Структуралисты – философы поставили целый ряд интереснейших проблем: возникновения и развития языка, мифологии, религии, культуры и их влияния на социальные структуры; взаимосвязей психического и социального, структуры личности и ее самосознания. Философия структурализма развивается в русле позитивизма, является его модификацией.
|
тической философией (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм), экзистенциализмом.
«Философия жизни» обозначает систему представлений о смысле и ценности жизни, ставит социально – этические, ценностные вопросы в центр внимания. Представители «философии жизни» само понятие жизнь понимают по-разному: как биологическое явление («воля к власти»), космологическое («жизненный порыв»), культурно – историческое (поток культурно – исторически обусловленных переживаний). В зависимости от этого можно выделить следующие направления: биолого – натуралистическое (Ницше, Клагес), космологическое (Берсон), культурно – историческое (Дильтей, Зиммель, Шпенглер).
Немецкий философ В. Дильтей считал, что философия является «наукой наук» и поэтому не дает познания сверхчувственных сущностей. Науки делятся на «науки о природе» и «науки о духе». Предметом последних является общественная жизнь, которая постигается «описательной психологией». Человек, по Дильтею, сам есть история, которая постигается психологией как «понимающей» связи всей душевной жизни человека, ее мотивов, выбора.
|
к исследованию явлений бессознательного, их природы и форм проявления. Ключевой для философии Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития.
Фрейд вводит новое понятие «либидо», что означает влечение, желание, страсть. В последних работах понятием «либидо» он охватывал не только сексуальное влечение, но всю сферу человеческой любви, в том числе дружбу, родительскую любовь и т.д.
Фрейд открывает огромную роль инстинктов в жизни человека. Он выделяет два основных инстинкта – инстинкт жизни «Эрос» и инстинкт смерти «Танатос». Причем эти инстинкты взаимосвязаны и косвенно борятся между собой.
Изучая психику человека Фрейд говорит о трех уровнях психики: «Оно» - мир бессознательного, где хранятся вытесненные желания человека, «Оно» является посредником между всеми компонентами психики; «Я» - сознание человека; «сверх-Я» - «высшая цензура»: законы, запреты, мораль, культура, традиции и т.д. Это предсознательный уровень.
Бессознательный уровень подавляется человеком, но иногда он прорывается наружу в форме сновидений, в оговорках, описках, непроизвольных движениях и т.д.
Фрейд вводит понятие сублимация, т.е. превращение, Фрейд утверждая, что половой энергией можно управлять с помощью сублимации, т.е. превращения сексуальной энергии в творческую.
А. Адлервыдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверхстремлений лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успехов в бизнесе, политике, науке, искусстве, личной жизни. Стремясь преодолеть комплекс неполноценности и самоутвердиться среди людей, человек актуализирует свой творческий потенциал. Адлер это называет сверхкомпенсацией. Например, карьера Наполеона Боанопарта с точки зрения этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов и компенсировать физический недостаток – низкий рост.
К. Юнг положил начало трансперсональной психологии, которая рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному полю. Юнг еще в 30 – 40-е годы ХХ века пришел к выводу, что в психике человека помимо сознания и индивидуального бессознательного компонента существует еще коллективное, расовое бессознательное, общее для всего человечества.
Юнг считал коллективное бессознательное творческим принципом, связывающим человека со всем человечеством, с природой, с космосом и Вселенной. Философ выдвинул теорию архетипов, согласно которой коллективное бессознательное как общая душа, представляет собой совокупность архетипов.
Архетип – это универсальные образы, высшие истины, «зашифрованная» история человечества, которая передается по наследству вместе со структурой мозга. Задача человека – «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них себя и окружающую действительность.
Э. Фромм – поставил проблему противоречивости человеческого существования. Основными противоречиями Фромм считал следующие:
· между патриархатом и матриархатом;
· гуманистическим и авторитарным сознанием;
· властью и подчинением;
· личным бытием и историческим бытием;
· стремлением к обладанию и просто быть;
· между «свободой от» и «свободой для» - негативной и позитивной свободой.
Цель человека – решить эти противоречия с помощью культивирования всеобщей любви.
|
лософия существования. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее проблемой является проблема человека, его существования в мире.
Экзистенциализм возникает как пессимистическое философское мировоззрение, которое поставило вопрос, волнующий человека в условиях современной цивилизации: «Как жить человеку в мире острейших противоречий и исторических катастроф?» Экзистенциалисты пытаются дать ответ на данный вопрос для чего обращаются к предшествующей философской мысли и к изучению современных форм человеческого бытия, культуры, к исследованию переживаний субъекта, его внутреннего мира. Среди экзистенциалистов имеются не только философы – профессионалы, но также и писатели, художники, кинорежиссеры и др. В философии экзистенциализма различают две основные школы – немецкую, возникшую в 20-е годы ХХ в., представленную К. Ясперсом и М. Хайдеггером, и французскую, возникшую в годы Второй мировой войны (Ж.П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель).
Возникнув в периоды мировых войн, экзистенциализм отразил драматизм эпохи, самочувствие человека, поставленного между жизнью и смертью, бытием и небытием. Главная его проблема – отчуждение индивида от общества.
Особенно глубоко экзистенциализм анализирует субъективные переживания отчуждения личности от внешнего мира: чувство апатии, одиночества, равнодушия, страха. Хайдеггер считает, что бытие внешнего мира формируется через бытие мира внутреннего, личностного. В работе «Бытие и время» Хайдеггер вводит термин «экзистенция», обозначающий различные выражения состояния бытия. Он выстраивает целую систему экзистенций: «бытие-в-мире», «бытие-с-другим», «бытие-здесь» и т.д. Для того, чтобы понять смысл любой формы бытия, человек должен отрешиться от всех практических целевых установок, осознать свою смертность, «бренность». Обретение смысла личностного бытия возможно лишь потому, что обретение бытия идет от человека, через поиски его собственного Я.
У Ясперса личностное бытие связывается с поисками человеком своей индивидуальности, которая раскрывается в коммуникации, общении. Экзистенция проявляется в свободе, которая в свою очередь связывается с трансценденцией, т.е. такой сферой, которая находится за границами сознания и познания человека и где поведение человека диктуется Богом. Ясперс создает вариант религиозного экзистенциализма. Обретение человеком сущности, свободы возникает в «пограничных ситуациях»: перед лицом смерти, в страданиях, через чувство вины. Это дает возможность человеку постичь себя как экзистенцию, именно она помогает человеку понять иллюзорность своего бытия, соприкоснуться с Богом. Экзистенциализм оправдано исходит из того, что «пограничные ситуации» действительно заставляют людей задумываться о смысле и содержании своей жизни, переоценивать свои ценности.
Проблема личностного бытия и «пограничных ситуаций» стоят и во французском экзистенциализме. Так, Камю пишет об одиночестве и безысходности человека в «абсурдном мире». Сартр и Марсель экзистенциальные понятия относят не только к отдельному индивиду, но и ко всему человечеству: оно находится в «пограничной ситуации», охвачено чувством страха перед глобальными катастрофами. Задача философии экзистенциализма – помочь человеку, который неотделим от человечества. Пересматривая ценностные ориентации, и мышление, человек должен создать такие исторические условия, которые обеспечат решения всех острейших проблем.
|