Классические концепции истины

Существуют 2 классические концепции истины: референтная и верификационная.

Референтная концепция: предложил Фрей. Провел различие между смыслом и значением. Значение - референт, предмет с которым соотносится высказывание. Смысл - способ заданости значения. 2 высказывания имеющие один и тот же референт могут иметь разный смысл. Истинным или ложным есть такое высказывание, которое имеет референт. Существует такие высказывания, которые имеют смысл, но не имеют референта. В них слова, а не вещи: Король Франции.

Верификационная концепция: существуют атомарные предположения и атомарные факты. Истинность или ложность атомарных предложений устанавливается с их соответствием с атомарными фактами. Атомарные факты - всё, что дано в чувственном опыте, т.е. в ощущении. Верификация состоит в установлении соответственных атомарных суждений к чувственному опыту. Согласно этому принципу критерий атомарного суждения соответствует суждению чувств опыта субъекта. Из простых атомарных суждений могут быть составлены молекулярные.

48 вопрос

Неклассические теории истины

Существует 3 неклассических теорий истины: когерентная, прагматическая и конвенциональная.

Согласно когерентной теории, истинно то высказывание, которое соотносится с рядом других высказываний. Каждое новое утверждение должно согласовывается с уже существующим утверждением, только тогда оно истинное.

Согласно прагматической теории, истинно то высказывание, которое приносит пользу, успех. Если человек верит в истинность этого суждения и он успешен, то это для него истинное. У каждого своя истинность. Рациональное зерно: практически полезное знание вызывает большего доверия, чем бесполезное. Хотя практически полезное знание может оказаться ложным.

Конвенциональная теория - в основе принцип соглашения: если научное сообщество согласно - следует считать это истинным.

49 вопрос

Проблема человека: научный и философский подходы к её решению

Научный:

Физическая антропология: главная задача - провести границу между животным и человеком. Физическая антропология относит человека к семейству гоминид, вид хомо.
Научный подход: человек - существо биологическое.
Антропология изучает биологическую форму сознания, но не само сознание.

Философский:

Человек рассматривается в контексте мира в целом. Философский подход - человек в отличии от животного не совпадает со своей биологией. Человек - живет жизнью духа, внутренне выделен из природы в целом. Человек - мировое существо.

Всё, что создано человеком – результат его внутренних креаций.

Объективация человеком своего внутреннего мира состоит в том, что внешнее приводится в соответствии с внутренним

Человек – духовно-телесное мировое существо.

50 вопрос

Понятие «человек», «индивид», «личность»

Человек - особый род бытия, наличие у которого сознания обусловлено целым рядом общих свойств, присущих человеку как человеку.
(самосознание, способность к творчеству). Понятие человек означает живое существо, наделенное общечеловеческими качествами или способностями.

Индивид – человек, несущий общечеловеческие качества. Все люди пространственно размежованы, обладают телами, отделёнными друг от друга. Животное - особь, не индивид. Всех детей учили читать и т . д. Обладая единым набором способностей каждый человек отличается от другого разным их проявлением, индвидуально.

Личность - индивид с высоко развитым самосознанием.
Такое самосознание сопряжено с правом человека БЫТЬ.
Нарушение прав характеризуется как преступление против личности. Эти права выражают человеческое достоинство. человеком рождаются, а личностью становятся. Человек становился личностью в процессе своего исторического развития. Личность проявилась с возникновением индивидуального сознания и самосознания, началась с перехода человека от первобытного общества к цивилизации. Личность - высшая степень индивидуального самосознания

51 вопрос

Общество как предмет философского познания

Антропогинез и социогенез связаны между собой. Человек с момента возникновения был социальным существом :
- искусство выживать;
- умение объединятся с другими людьми.

Люди объединяются из за чувства самосохранения, чтобы производить необходимые материальные блага. Людей объединяет не только совместный труд или угроза, а также общая историческая судьба, предки, обычаи, верования и язык. Идентификация себя как представителя коллектива, то что объединят и роднит людей.

Человек для существования нуждается в общении и духовной свободе. Люди объединяются на духовных началах. Существуют духовные и материальные стороны человеческого коллектива.

Философский подход к обществу отличается от научного тем, что общество рассматривается в единстве его материальной и духовной стороны. Для философии, общество - духовно материальная целостность.

52 вопрос

Наши рекомендации