Степин, В. С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция) / В. С. Степин.
«Современная наука развивается и функционирует в особую историческую эпоху. Ее общекультурный смысл определяется включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска им новых путей цивилизационного развития.
Потребности этого поиска связаны с кризисными явлениями, с которыми столкнулась цивилизация в конце XX века, которые привели к возникновению современных глобальных проблем. Их осмысление требует по-новому оценить развитие техногенной цивилизации, которая существует уже на протяжении четырех веков. Многие её ценности, связанные с отношением к природе, человеку, пониманием деятельности и т. д., ранее казавшиеся незыблемым условием прогресса и улучшения качества жизни, сегодня ставятся под сомнение ...
Культура техногенной цивилизации в качестве своей базисной ценности всегда включала научную рациональность ...
Цивилизация, ориентированная на подобный тип научной рациональности, имела свои несомненные достижения: в ней утвердилась идея прогресса, демократии, свободы и личной инициативы. Она обеспечивала постоянный рост производства и улучшение качества жизни людей. Вместе с тем в конце XX столетия, когда человечество столкнулось с глобальными проблемами, с новой силой зазвучали вопросы о правильности выбора путей развития, принятых в западной (техногенной) цивилизации, и как следствие – об адекватности ее мировоззренческих ориентаций и идеалов.
Поиск путей развития цивилизации оказывается сопряженным с проблемой синтеза культур и формирования нового типа рациональности. В этой связи возникают вопросы о месте и роли картины мира в поисках новых мировоззренческих ориентаций, обеспечивающих возможность выживания человечества …
Прежде всего следует выделить те принципиально новые идеи современной научной картины мира, которые касаются представлений о природе и взаимодействии с ней человека. Эти идеи не вписываются в традиционное для техногенного подхода понимание природы как неорганического мира, безразличного к человеку, и понимание отношения к природе как к «мертвому механизму», с которым можно экспериментировать до бесконечности и который можно осваивать по частям, преобразовывая его и подчиняя человеку.
В современной ситуации формируется новое видение природной среды, с которой человек взаимодействует в своей деятельности. Она начинает рассматриваться не как конгломерат изолированных объектов и даже не как механическая система, но как целостный живой организм, изменение которого может проходить лишь в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, ее переходу в качественно иное состояние, могущее вызвать необратимое разрушение целостности системы ...
В современной культуре все более отчетливо формируются контуры нового взгляда на мир, в становление которого вносит существенный вклад научная картина мира. Этот взгляд предполагает идею взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое целостное образование».
? Какое место занимает наука в системе культуры и социальных ценностей современного общества?
Контроль знаний |
1.Контрольные вопросы для самопроверки (первый уровень самоконтроля):
1. Что такое наука?
2. Почему сложно дать однозначное определение науки?
3. В чем заключается особенность научного познания действительности?
4. Тождественны ли понятия «рациональность» и «научная рациональность»?
5. Чем отличается становление античной науки от познавательных традиций?
6. Где, когда и почему возникает наука как особый тип познавательного отношения человека к миру?
7. Каковы особенности античной науки?
8. Какая наука древней Греции стала образцом организации и построения знаний?
9. Какие черты характерны для науки Нового времени?
10. Что такое научная картина мира?
11. Каковы основные этапы развития науки?
12. В чем различия между наукой индустриальной и постиндустриальной эпохи?
13. В чем особенность языка науки?
14. Какова структура научного исследования?
15. Какие методы познания являются эмпирическими?
16. Какие методы познания являются теоретическими?
17. В чем особенность научного познания социокультурных явлений?
18. Что такое научный факт?
19. В чем суть научной проблемы?
20. Почему гипотеза является формой развития научного знания?
21. Что такое теория и каков её статус в науке?
22. Как культура, ценности влияют на развитие науки?
23. Что значит социальная и нравственная ответственность ученого?
2. Тесты(второй уровень самоконтроля):
2.1. Приведите в соответствие термин и его определение:
Термин | Определение |
1. Наука | 1*. Высшая, наиболее развитая форма организации научных знаний, дающая целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности |
2. Рациональность | 2*. Учение о методах и их системах |
3. Научная рациональность | 3*. Уровень научного познания, характеризующийся выявлением внешних свойств исследуемого объекта, которое достигается на основе методов и средств наблюдения, эксперимента, измерения |
4. Научный факт | 4*. Уровень научного познания, который ориентирован на выявление сущности в чистом виде |
5. Проблема | 5*. Система норм и ценностей, регулирующая научную деятельность |
6. Гипотеза | 6*. Теория самоорганизации |
7. Научная теория | 7*. Форма эмпирического знания, достоверное знание о единичном в рамках некоторой научной дисциплины |
8. Научная картина мира | 8*. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний мире |
9. Парадигма | 9*. Совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности |
10. Научная революция | 10*. Тип научного мышления, связанный со стремлением к получению истинного знания, критериями доказательности и обоснованности |
11. Теоретический уровень научного познания | 11*. Способность человека мыслить и действовать на основе разумных норм и правил |
12. Эмпирический уровень научного познания | 12*. Совокупность представление о мире в его главных системно-структурных характеристиках, формирующихся на основе понятий, принципов науки соответственно определенному этапу ее исторического развития |
13. Метод | 13*. Ломка прежних научных представлений, смена парадигмы |
14. Методология | 14*. Сложный теоретический или практический вопрос, требующий научного решения и характеризующийся недостаточностью средств для достижения поставленной цели |
15. Синергетика | 15*. Теоретическая модель, принятая в качестве образца решения исследовательских задач |
16. Этос науки | 16*. Предполагаемое решение научной проблемы |
2.2. Закончите определения:
«Наука – форма ... деятельности человека».
«Наука – это система достоверных …».
«Наука – это … по производству научных знаний».
«Наука – это социальный …».
«Метод – это … исследования, … организации познавательной деятельности».
Вопрос для дискуссии |
Должны ли быть в современной науке моральные регулятивы?
► Подумайте о смысле изречений:
ü «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» (Аристотель).
ü «Факты – упрямая вещь».
ü «В исследовательской деятельности лучше проявить робость незнания, чем наглость невежества» (М. Борисова).
ü «В науке не может быть диктата, иначе она перестает быть наукой» (Н. И. Вавилов).
ü «Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишняя» (Ф. Энгельс).
Дополнительная литература:
1. Берков, В. Ф. Философия и методология науки / В. Ф. Берков. – Минск, 2004.
2. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.) / П. П. Гайденко. – М., 1987.
3. Кочергин, А. Н. Методы и формы научного познания / А. Н. Кочергин. – М., 1990.
4. Лебедев, С. А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории) / С. А. Лебедев. – М., 2008.
5. Лукашевич, В. К. Философия и методология науки: учеб. пособие / В. К. Лукашевич. – Минск, 2006.
6. Наука в зеркале философии ХХ века. – М., 1992.
7. Наука в системе социальных ценностей. – М.,1995.
8. Научные и вненаучные формы мышления. – М., 1996.
9. Познавательные действия в современной науке / отв. ред. Ю. А. Харин. – Минск, 1987.
10. Ракитов, А. И. Философские проблемы науки. Системный подход / А. И. Ракитов. – М., 1977.
11. Светлов, В. А. История научного метода / В. А. Светлов. – М., 2008.
12. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. – М., 2006.
13. Степин, В. С. Методы научного познания / В. С. Степин, А. Н. Елсуков. – Минск, 1974.