Вопрос№ 10 Классический период античной философии. Онтология и космология Платона
классический (сократический)период, который датируется с середины V в. до н.э. до конца IV в. до н.э., когда центр внимания переносится с космоса на человека, делая его главным предметом своего исследования и рассматривая как микрокосмос, пытаясь определить его сущность, а также обращает внимание на этико-социальные проблемы (софисты, Сократ и сократические школы). Поэтому этот период иногда определяют как «антропологический переворот» в античной философии. Появляются первые философские системы Платона и Аристотеля. В этот период формируются две магистральные противостоящие друг другу философские системы – «линия Демокрита» (материализм) и «линия Платона» (идеализм).
Космология Платона
Совершеннейшая часть бытия, по учению Платона, – вселенная. Она, подобно человеку, живое существо и подобно человеку состоит из духа (или разума, νοϋς), души и тела; она устроена по вечному прототипу живого существа. Зодчий вселенной создал её тело тем, что соединил идеи с материею. Вселенная создана одна, потому что и мир идей, прототип её, только один. Платон считал, что она имеет форму шара, потому что в шаре заключаются все другие фигуры. Это шарообразное тело имеет душу; она живет в центре его; оттуда её действия распространяются по всему телу; она производит все движения во вселенной, она причина порядка во вселенной, источник всей космической жизни; действия души вселенной проявляются особенно в движениях звездного неба и планет. Душа вселенной, говорит Платон, есть существо среднее между чистым разумом (духом) и материальными существами; в ней находятся все элементы чисел и размеров; она – вместилище математических законов, проявляющихся в стройном движении космоса
Онтология Платона – это, прежде всего, учение об идеях («эйдосах»), которым он положил начало классическому объективному идеализму. Согласно Платону, в основе чувственно воспринимаемого мира, т. е. мира вещей, который текучий и изменчивый, находятся бестелесные идеи. Идеи – это вечные, неизменные, умопостигаемые прообразы вещей, которые и являются единственной подлинной реальностью (бытием). Только мир идей обладает действительным существованием. А чувственный мир оказывается при этом производным, вторичным. Идеальный мир Платона напоминает умопостигаемое Единое Парменида, но отличается от последнего многообразием форм. Идеи, обладая творческой активностью, воплощаются в материи, которую в силу ее неопределенности и инертности Платон характеризовал как небытие. Результатом этого и является «рождение» вещей, постоянно стремящихся к сопричастным им идеям. Этот мир вещей Платон называл «миром становления». В мире идей, не обладающих телесностью и находящихся вне времени и пространства, есть своя иерархия, которая завершается высшей идеей – идеей Блага как высшего совершенства, нередко понимаемого Платоном как Бог, к которому стремятся все другие идеи.
Из онтологии Платона вырастает его гносеология (теория познания), которая опирается на учение о душе. Признавая смертность тела человека, мыслитель отстаивает мысль о бессмертии его души, которая не умирает, а лишь освобождается от телесной оболочки и воспаряется в мир идей.
Классический период античной философии. Концепция познания Платона.
Особое место в античной философии классического периода занимает Платон (427–347 до н. э.). В своих многочисленных диалогах Платон первоначально выступает как апологет Сократа. В этих диалогах Сократ представлен как борец за правду, как учитель правды и как мученик за правду. Адаптируя философию Сократа, Платон подготавливает свою философию, выстраивает собственную систему объективного идеализма, которая для эллинов должна была стать руководством в их жизнедеятельности. Завершают эту систему «Государство» и «Законы» как синтез этических, философских и политических взглядов на базе объективного идеализма. Изменчивому миру вещей Платон противопоставляет неизменный мир идей как мир «истинного бытия», обосновывает господство общего, существующего вне единичного и над единичным. Категориальный каркас философской системы Платона составляют:
идея как активное, формообразующее начало
материя как страдательное начало, олицетворение потенции.
Эта пара категорий замыкается на мировую душу, обеспечивающую целесообразное соединение идеи и материи, их единство. В своем взаимодействии идея, материя и душа выступают причиной предметного мира, порядок которого обеспечивает Создатель. Бог упорядочил хаос, устроил ум в душе, а душу в теле, построил Вселенную. По Платону, Бог есть начало, середина и конец всего. Он — начало, ибо от него все происходит; он — середина, так как он — сущность всего; и он — конец, ибо все к нему устремлено.
Что касается сооотношения чувственных идей и вещей, Платон указывает 3
вида:
вещи лишь причастны идеям,т.е. они возникают через причастность особой идеальной сущности.
вещи стремятся к идеям или подражают идеям.
идеи присуствуют в вещах,благодаря чему вещи становятся похожими на идеи.